Тропы - шпаргалка в рифме

Feb 06, 2014 19:32

Оригинал взят у belka_pisaka в Тропы - шпаргалка в рифме
Недавно, зашла я к филологам в корпус:
А они там, бедные, мучаются - 
У них, выясняется, тропы гадкие 
Совсем, понимаете ли, не учатся.

Ну, тут дело нехитрое - все в школе учились,
У всех была литература, все ЕГЭ сдавали,
Мне тут и навыки лингвиста пригодились,
О которых я подозревала едва ли.

Итак, вот в чем всей демагогии соль: 
Я решила филологам помочь: 
Написать шпаргалку, по которой полный ноль 
Заучит тропы буквально за ночь.

Тропов много - так что по алфавиту пойдем: 
Хватит сил - дочитайте до конца - это не искусство,
Я просто решила каждый прием 
Описать ярким примером и без занудства.

Аллегория - лисичка, притаилась среди басен: 
Ты примеры ее у Крылова ищи. 
Если читаешь сказку, но скрытый подтекст тебе ясен -
Не будь зайкой - в ответе аллегорию пиши.

Есть у поэтов любимая мистификация -
Одних и тех же звуков редупликация, 
Но здесь у нас не будет стагнации -
Это иллюстрация аллитерации ! 
Если в книге увидел отблеск чего-то былого,
На реальные факты намек, копии иллюзию,
Отсылку к легенде, чье-то измененное слово - 
Не тушуйся, пиши аллюзию.

Мы амплификацию искали, 
Не думали, не чаяли, не ждали, 
Что можно всего лишь конструкцию взять
И повторять, повторять, повторять.

"Помиловать нельзя казнить" 
Здесь двусмысленность паузой рождается 
Если на первый взгляд смысл нельзя определить
Явление амфиболией называется.

Берется конструкция и повторяется,
Берется, и из строчки в строчку
Берется и в начало ставится - 
Это анафора и точка.

Бывает смотришь, и явно в тексте время смешалось
Как у Есенина в "Пугачеве" керосинка, 
Или вокруг Христа в стихах средневековье рисовалось
Это анахронизм, скажем без заминки.

"Кто был никем, тот станет всем" 
Легко запомнить, тяжело забыть, 
У антитезы с примерами нет проблем -
В речи противопоставление легко раздобыть.

Студентку коменда без зачетки не пустила 
Домой, где та серфит в поисках лав стори - вот же ж катаклизм.
С литературой ноу проблем ? Это в наших силах -
Заимствовали термин - это арготизм.

Аз ведаю всю архаизма лепоту !
И коли он очам моим предстанет 
Я перст свой на прием сей наведу
И за примерами дело не станет.

"Афоризм - это алгебра мыслей" 
У Григория Александрова мы эту фразу взяли, 
В речь свою вставили быстро 
И, кстати, афоризмом назвали.

Я вам тысячи гипербол сочиню,
Миллионы, миллиарды, что там - горы !
За хвастовство себя я, кстати, не виню -
На преувеличенья все мы скоры.

Мы читали, зачитывались, в книгу погружались -
Мы в ней градацию искали 
Везде, где лесенки слов рисовались 
И последовательность мы замечали.

Любовь волнует кровь, а море несет горе -
На звуковых повторах ты шедевр не построишь.
Своей ты рифме дай немного воли, 
Коль как поэт ты хоть чего-то стоишь.

Вот читаю иногда авторов современных 
И думаю: "где уж мне, дурочке, стихи писать".
Коль взялись мы за тему тропов неизменных 
Как уж тут об иронии не сказать.

Идем дальше - каламбур 
Вот где души накалам бур ! 
Бывает современный поэт вроде шедевр задумает,
А перечитаешь и мыслится: "чем его зад думает?"

Пусть Экзамен - акула, к нам свои лапы не тянет 
Мы, даже идя по морю, катахрезу определим! 
Если несочетаемое рядом встанет -
Мы ее красными чернилами обведем, коли углядим !

Играет значение трагикомическое 
В речи контаминация. 
Она - явление интернетциональное и СМИтическое 
Двух разных слов интеграция.

О крошечном явлении - литоте, 
Подчас, не очень надо забывать, 
А ты не очень часто что-то
Преуменьшение мы стали в речь вставлять.

С помощью максимы - принципов кратких и жестких
Проще Линию жизни гнуть 
Так, например, у Козьмы Пруткова: 
"Бди" и "фонтану дай отдохнуть".

Голод книжный, поэтический и голод творческий 
Нелегко подчас утолить. 
Но скрытое сравнение не даст продукту стать подпорченным
Метафору стоит тебе полюбить.

Все учителя мира нам пытаются втолковать, 
Что метонимия - важная вещь, 
Что если частное и целое местами менять, 
Можно неплохо обогатить речь.

В бесконечный тупик меня вводит оксюморон -
Как можно противоположности соединять ?! 
Но, К этому стоит относится с юмором -
Это как Старый Новый Год встречать.

Нам олицетворение несет дух жизни -
Мы неживому признаки живого придадим. 
И, если твой учитель на примеры не капризный,
Ты ему тучку, ту что ночевала, приводи.

Узнаю ль я параллелизм, 
Увижу ль я похожесть семантическую,
Узрею ль я средь ярких рифмы призм 
Обычную копирку грамматическую ?!

Пока правила скученно учишь становится скучно,
Их жесткий порядок жестокими сделает нас ! 
Коль от паронимов в тексте становится душно
Пиши парономазию - бей не в бровь, а в глаз !

Парцелляция. Хитрый прием. 
Его Блок использовал смело ! 
Мы речь свою на блоки разобьем. 
Мы паузы расставим. Точки. Мелом.

Ночное светило мне в окна светило, 
Я грызла науки гранит.
Там, где термин описанием я заменила,
Перифраз на строчках сидит.

Помощники всем нужны - и поэту, и царю:
Ветер, солнце, месяц - я к вам обращаюсь !
Коль Я с вами как с живыми говорю -
Значит, в прозопопее я нуждаюсь.

Вверх по лестнице мы поднимаемся, 
Там бесплатный подарок нас ждет ! 
Если есть уточнение, в которым мы не нуждаемся-
То пишем плеоназм и направляемся вперед !

Поэтическую вольность творцам нередко мы прощаем.
То львицу с гривой не увидим, то архаизм не углядим, 
И Жанну Д'Арк, погибшую на поле, мы не замечаем, 
И одиночку, спасшего мир, поэту мы простим.

На сарказм мы все богаты, 
Богаты и на задний ум. 
И,  коль использовать их мудро,
Они избавят нас от дум.

В Тексте симплока стояла,
В тексте непонятная стояла. 
Начало и конец повторяла, 
А вот середину изменяла.

Мы все глядим в Наполеоны. 
Все до единого - и человек, и зверь, и птица. 
И коль мы по количеству значение перенести готовы,
То здесь синекдоха нам пригодится.

Два или три моих товарищей 
Солецизмом грешны - не хотят согласовывать обороты
Мне стыдно за них, как учитель начинающий. 
Если бы захотели бы - но нет, что ты !

Я имитирую чей-то стиль 
Я Стилизацию использую ! 
Если за это мне права не предъявят,
Еще я ее попользую !

Я думаю, наверное, немного будет глупо
Спрашивать вопрос о тавтологии беззлобной 
У всех есть увеличивающая лупа, 
И шутки все шутим над безграмотностью подобной !

Мы неприличности все в речи отменим,
Мы за пошлостями приглядим ! 
Мы эвфемизмы вставим, ими мат заменим 
И повсеместно будем брякать "блин".

Шампанского ! Победу сегодня отметим 
Над термином эллипсис, без фальши 
Там, где намеренное отсутствие слов заметим, 
Ставим его и идем дальше.

Коль одно и то же слово в конце повторяем, 
Значит эпифору мы повторяем. 
Будем до тех пор ее повторять 
Пока не начнем во сне повторять.

Вот на этом, я думаю, мы и закончим 
Чем смогла - помогла, не сочтите за труд
Прочитать и запомнить, и, между прочим,
Речь богатая освободит нас от пут.

стихотворение, стилистика, стилистические средства

Previous post Next post
Up