Оригинал взят у
belka_pisaka в
Тропы - шпаргалка в рифмеНедавно, зашла я к филологам в корпус:
А они там, бедные, мучаются -
У них, выясняется, тропы гадкие
Совсем, понимаете ли, не учатся.
Ну, тут дело нехитрое - все в школе учились,
У всех была литература, все ЕГЭ сдавали,
Мне тут и навыки лингвиста пригодились,
О которых я подозревала едва ли.
Итак, вот в чем всей демагогии соль:
Я решила филологам помочь:
Написать шпаргалку, по которой полный ноль
Заучит тропы буквально за ночь.
Тропов много - так что по алфавиту пойдем:
Хватит сил - дочитайте до конца - это не искусство,
Я просто решила каждый прием
Описать ярким примером и без занудства.
Аллегория - лисичка, притаилась среди басен:
Ты примеры ее у Крылова ищи.
Если читаешь сказку, но скрытый подтекст тебе ясен -
Не будь зайкой - в ответе аллегорию пиши.
Есть у поэтов любимая мистификация -
Одних и тех же звуков редупликация,
Но здесь у нас не будет стагнации -
Это иллюстрация аллитерации !
Если в книге увидел отблеск чего-то былого,
На реальные факты намек, копии иллюзию,
Отсылку к легенде, чье-то измененное слово -
Не тушуйся, пиши аллюзию.
Мы амплификацию искали,
Не думали, не чаяли, не ждали,
Что можно всего лишь конструкцию взять
И повторять, повторять, повторять.
"Помиловать нельзя казнить"
Здесь двусмысленность паузой рождается
Если на первый взгляд смысл нельзя определить
Явление амфиболией называется.
Берется конструкция и повторяется,
Берется, и из строчки в строчку
Берется и в начало ставится -
Это анафора и точка.
Бывает смотришь, и явно в тексте время смешалось
Как у Есенина в "Пугачеве" керосинка,
Или вокруг Христа в стихах средневековье рисовалось
Это анахронизм, скажем без заминки.
"Кто был никем, тот станет всем"
Легко запомнить, тяжело забыть,
У антитезы с примерами нет проблем -
В речи противопоставление легко раздобыть.
Студентку коменда без зачетки не пустила
Домой, где та серфит в поисках лав стори - вот же ж катаклизм.
С литературой ноу проблем ? Это в наших силах -
Заимствовали термин - это арготизм.
Аз ведаю всю архаизма лепоту !
И коли он очам моим предстанет
Я перст свой на прием сей наведу
И за примерами дело не станет.
"Афоризм - это алгебра мыслей"
У Григория Александрова мы эту фразу взяли,
В речь свою вставили быстро
И, кстати, афоризмом назвали.
Я вам тысячи гипербол сочиню,
Миллионы, миллиарды, что там - горы !
За хвастовство себя я, кстати, не виню -
На преувеличенья все мы скоры.
Мы читали, зачитывались, в книгу погружались -
Мы в ней градацию искали
Везде, где лесенки слов рисовались
И последовательность мы замечали.
Любовь волнует кровь, а море несет горе -
На звуковых повторах ты шедевр не построишь.
Своей ты рифме дай немного воли,
Коль как поэт ты хоть чего-то стоишь.
Вот читаю иногда авторов современных
И думаю: "где уж мне, дурочке, стихи писать".
Коль взялись мы за тему тропов неизменных
Как уж тут об иронии не сказать.
Идем дальше - каламбур
Вот где души накалам бур !
Бывает современный поэт вроде шедевр задумает,
А перечитаешь и мыслится: "чем его зад думает?"
Пусть Экзамен - акула, к нам свои лапы не тянет
Мы, даже идя по морю, катахрезу определим!
Если несочетаемое рядом встанет -
Мы ее красными чернилами обведем, коли углядим !
Играет значение трагикомическое
В речи контаминация.
Она - явление интернетциональное и СМИтическое
Двух разных слов интеграция.
О крошечном явлении - литоте,
Подчас, не очень надо забывать,
А ты не очень часто что-то
Преуменьшение мы стали в речь вставлять.
С помощью максимы - принципов кратких и жестких
Проще Линию жизни гнуть
Так, например, у Козьмы Пруткова:
"Бди" и "фонтану дай отдохнуть".
Голод книжный, поэтический и голод творческий
Нелегко подчас утолить.
Но скрытое сравнение не даст продукту стать подпорченным
Метафору стоит тебе полюбить.
Все учителя мира нам пытаются втолковать,
Что метонимия - важная вещь,
Что если частное и целое местами менять,
Можно неплохо обогатить речь.
В бесконечный тупик меня вводит оксюморон -
Как можно противоположности соединять ?!
Но, К этому стоит относится с юмором -
Это как Старый Новый Год встречать.
Нам олицетворение несет дух жизни -
Мы неживому признаки живого придадим.
И, если твой учитель на примеры не капризный,
Ты ему тучку, ту что ночевала, приводи.
Узнаю ль я параллелизм,
Увижу ль я похожесть семантическую,
Узрею ль я средь ярких рифмы призм
Обычную копирку грамматическую ?!
Пока правила скученно учишь становится скучно,
Их жесткий порядок жестокими сделает нас !
Коль от паронимов в тексте становится душно
Пиши парономазию - бей не в бровь, а в глаз !
Парцелляция. Хитрый прием.
Его Блок использовал смело !
Мы речь свою на блоки разобьем.
Мы паузы расставим. Точки. Мелом.
Ночное светило мне в окна светило,
Я грызла науки гранит.
Там, где термин описанием я заменила,
Перифраз на строчках сидит.
Помощники всем нужны - и поэту, и царю:
Ветер, солнце, месяц - я к вам обращаюсь !
Коль Я с вами как с живыми говорю -
Значит, в прозопопее я нуждаюсь.
Вверх по лестнице мы поднимаемся,
Там бесплатный подарок нас ждет !
Если есть уточнение, в которым мы не нуждаемся-
То пишем плеоназм и направляемся вперед !
Поэтическую вольность творцам нередко мы прощаем.
То львицу с гривой не увидим, то архаизм не углядим,
И Жанну Д'Арк, погибшую на поле, мы не замечаем,
И одиночку, спасшего мир, поэту мы простим.
На сарказм мы все богаты,
Богаты и на задний ум.
И, коль использовать их мудро,
Они избавят нас от дум.
В Тексте симплока стояла,
В тексте непонятная стояла.
Начало и конец повторяла,
А вот середину изменяла.
Мы все глядим в Наполеоны.
Все до единого - и человек, и зверь, и птица.
И коль мы по количеству значение перенести готовы,
То здесь синекдоха нам пригодится.
Два или три моих товарищей
Солецизмом грешны - не хотят согласовывать обороты
Мне стыдно за них, как учитель начинающий.
Если бы захотели бы - но нет, что ты !
Я имитирую чей-то стиль
Я Стилизацию использую !
Если за это мне права не предъявят,
Еще я ее попользую !
Я думаю, наверное, немного будет глупо
Спрашивать вопрос о тавтологии беззлобной
У всех есть увеличивающая лупа,
И шутки все шутим над безграмотностью подобной !
Мы неприличности все в речи отменим,
Мы за пошлостями приглядим !
Мы эвфемизмы вставим, ими мат заменим
И повсеместно будем брякать "блин".
Шампанского ! Победу сегодня отметим
Над термином эллипсис, без фальши
Там, где намеренное отсутствие слов заметим,
Ставим его и идем дальше.
Коль одно и то же слово в конце повторяем,
Значит эпифору мы повторяем.
Будем до тех пор ее повторять
Пока не начнем во сне повторять.
Вот на этом, я думаю, мы и закончим
Чем смогла - помогла, не сочтите за труд
Прочитать и запомнить, и, между прочим,
Речь богатая освободит нас от пут.