Проект "НИМ"

Dec 11, 2012 13:58

     Спасибо toyahara за ссылки на статью Nicolas Rapold об одном научном эксперименте с трагическим концом, опубликованную в "Нью-Йорк Таймс" 1 июля 2011 года, и на рецензию A. O. Scott о документальном фильме "Проект Ним" (Великобритания, 2011), опубликованную в "Нью-Йорк Таймс" 7 июля 2011 года  О Ниме в Википедии: на рус. яз. и англ. яз.
     Ниже и в следующем посте информация об этом на русском языке.


II Международный фестиваль актуального научного кино 360˚

C 10 по 17 октября 2012 года в Москве проходил  II Международный фестиваль актуального научного кино 360˚, организованный Государственным Политехническим музеем и Фондом «Сколково», при активном участии Открытого университета Сколково и поддержке Министерства культуры РФ, Министерства образования и науки РФ и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы.

Из программы фестиваля

ПРОЕКТ НИМ (PROJECT NIM)



Режиссёр: Джеймс Марш

Страна: Великобритания

Год: 2011

Продолжительность: 93 мин

Возрастная категория: 12+

Трейлер

image Click to view





История шимпанзе по имени Ним, который в 1970е гг. стал центром важнейшего эксперимента. Целью эксперимента было доказать, что обезьяна способна усвоить и применять принципы человеческого общения. В фильме повествуется о необыкновенном путешествии Нима в обществе людей и об огромном влиянии, которое он оказал на тех, с кем сталкивался, - правдиво и беспристрастно рассказанная история обезьяны, из которой попытались сделать человека. То, что мы узнаем о его истинной сущности - и, конечно, о нашей тоже - это забавно, поразительно, а порой необыкновенно трогательно.

Фестивали: Sundance Film Festival, Номинация на премию Оскар 2011 за лучший документальный фильм

ДЕНЬ ТРЕТИЙ: ПРОЕКТ "НИМ"


В 1973 году психолог-бихевиорист Колумбийского университета Херберт Террас (в фильме его приятельски называют Херб) захотел узнать, сможет ли шимпанзе выучиться человеческой речи, если вырастить его среди людей. Он поместил новорожденного шимпанзе в многодетную семью своей приятельницы, и вскоре начал обучать языку жестов. Задачей Терраса было опровергнуть теорию Ноама Хомского, утверждавшего, что язык присущ только человеку: грамматика заложена в нашей генетике. Шимпанзе Ним выучил 125 жестов и мог попросить дать ему банан или кошку пообнимать. Но теорию Хомского он только подтвердил, поскольку никакой грамматики в его предложениях не выстраивалось. Впрочем, научная сторона этой истории Джеймса Марша (как и Элизабет Хесс, по книге которой снят фильм) интересует мало, если не сказать не интересует вовсе. Он даже несколько преувеличивает языковые достижения Нима, поскольку снимает не научное кино, а биографию.

Когда становится понятно, что эксперимент не удается, а Ним подрастает достаточно, чтобы стать опасным для своих учителей, его сдают в обезьяний питомник. На этом история должна бы закончиться, но для Марша она только начинается. И фраза присматривающего за Нимом студента "Годы, проведенные с ним, были лучшими в моей жизни" здесь в миллионы разы значительней, чем констатация Терраса "эксперимент не удался".

Марш владеет уникально чувствительной камерой. Человек только появился в кадре, еще двух слов не сказал, а мы уже знаем, нравится он нам или нет. Здесь нет закадрового голоса, никакой авторской подсказки, одни говорящие головы и  архивные съемки. И все-таки это очень эмоциональное кино. Конечно, человек генетически, как к грамматике, предрасположен к умилению животными. Но Ним - не какая-нибудь сладкая кошечка. Его воспитывали как человека: баловали, кормили грудью, давали травки покурить и кошку потискать, а вырос он в обезьяну, и в общем и пришибить мог, если разозлится. И тогда его - уже как обезьяну - бросают в клетку. В кадре плачут. "Сестра" Нима по его человеческой семье рассказывает, что когда дети расстраивались и забивались в угол пореветь, Ним подходил к ним, садился рядом, приобнимал и поцелуями убирал слезы с глаз. И вот после этого - страшный визг и ужас, когда Нима пытаются свести с его выросшими в неволе сородичами. "Я считал, что удовлетворение первичных инстинктов для него важнее всего", - говорит Херб Террас, и улыбается так, что мы сразу понимаем - он нам не нравится.

"Что вы хотите, это же были семидесятые" - разводят руками герои. Время экспериментов, в том числе и над собой и нащупывания границ: себя, собственной сексуальности, например (архивная съемка показывает нам, как Ним ощупывает тело своей приемной матери Сьюзен), и собственной человечности, прежде всего. Филип Пети, герой прошлого фильма Марша "Канатоходец" ("Оскар" за лучший документальный фильм в 2009 году) говорил, что решил устроить представление на канате, натянутом между башнями Всемирного торгового центра, потому что башни "выбивались из человеческой системы измерений". И вот в каждом своем фильме Марш пытается ответить на вопрос, что такое эта человеческая система измерений. У Нима есть эмоции, характер, биография, он умеет говорить "Прости" и нежно любит животных, он искренне привязывается и все помнит. Получается что-то почти из Чуковского: если обезьяна у вас курит папиросы и без пяти минут говорит по-турецки, имеем ли мы право убирать ее в свою Африку, то есть клетку.

Лиза Биргер

КоммерсентЪ weekend



"Проект Ним", режиссер Джеймс Марш

Проект Ним

Project Nim, 2011
Режиссер Джеймс Марш
В 1973 году психолог-бихевиорист Херберт Террас захотел проверить, можно ли обучить шимпанзе языку жестов, если вырастить его среди людей. Отобрав у матери новорожденного шимпанзе, он отдает его на воспитание в многодетную семью своей бывшей подружки. Так начинается проект "Ним": героя зовут Ним Шимский - в честь Ноама Хомского, утверждавшего, что язык генетически присущ только людям, поскольку у животных нет гена грамматики. Сразу скажем, что теорию Хомского Террасу опровергнуть не удалось, да и режиссеру это абсолютно неважно: в интервью Марш говорит, что специально постарался не рассказывать много о теоретической стороне эксперимента, чтобы сосредоточить все внимание на герое.
Это вторая картина Джеймса Марша о 1970-х годах после оскароносного "Канатоходца" о проходе Филиппа Пети между башнями ВТЦ. Марша не интересует контекст, история, но она всегда проступает, как симпатические чернила. Когда герои рассказывают, как шимпанзе курил с ними траву или как человеческая "мать" выкармливала его грудью, они разводят руками - что вы хотите, это были семидесятые. Можно выбить грант, взять себе шимпанзе, играть с ним, обмениваться знаками, давать пообнимать кошку, выступать в телевизоре и рассуждать о фрейдистской природе твоих с ним отношений. Но когда Ним подрастает и начинает кусаться, Террас не находит ничего лучше, чем сдать его обратно в питомник. "Я подумал,- улыбаясь, говорит он,- что теперь ему пора удовлетворять базовые потребности".
У Марша потрясающий талант удаляться из рассказа, никак не направлять его и при этом все равно сочинять крайне эмоциональные истории. Зрителей, вообще, нетрудно растрогать животными - котиками или собачками. Но Ним не то чтобы самое очаровательное маленькое создание. Он создание очеловеченное - люди вырастили его как одного из своих, а потом бросили к чужим. Задокументирована первая встреча Нима с другими шимпанзе, и переживаемое им иначе как чистым ужасом не назвать. В своем кино Марш пытается нащупать границу их звериности и нашей человечности. Это довольно неуютно - и очень пронзительно.

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2031774
Лиза Биргер

Фильм режиссера Джеймса Марша о трагичной судьбе шимпанзе “Проект Ним”




Английский режиссер Джеймс Марш снял документальный фильм о трагической судьбе маленького шимпанзе, который в 70-х годах участвовал в “Проекте Ним”, смысл которого заключался в эксперименте по воспитанию шимпанзе по имени Ним в человевеческой семье.

Английский режисстер Джеймс Марш широкого известен публике своей документальной работой  «Человек на канате», который в 2008 году получил премию «Оскар» в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм».

На этот раз темой Джеймса Марша стал рассказ о необычном эксперименте, который проводился в 70-х годах в США, целью которого было изучение лингвистических способностей приматов. Результаты его оказались во многом трагичными. Судьбе маленького шимпанзе по кличке Ним посвящена книга  журналистки Элизабет Хесс «Ним Чимпски: шимпанзе, который стал бы человеком» опубликованная в 2008 году.

Эта история имеет более темную историю общения человека со своими “дальними” родственниками, чем недавняя история гориллы Диджит, которая живет в семье французской пары Пьера и Элен Тивильйон.

Эксперимент начался в ноябре 1973 года. Для проведения эксперимента у матери отобрали новорожденного детеныша шимпанзе, и отдали его обычной человеческой семье. Семья должна была воспитывать шимпанзе так же, как они воспитывали бы своего собственного ребенка. Ним Чимпски прожил в семье полтора года, и его развитие в это время очень напоминало развитие человеческого ребенка.

По злой иронии автора проекта Херба Терраса, амбициозного психолога из Колумбийского университета, детеныша шимпанзе назвали Ним Чимпски, что является каламбуром в английском языке от имени Ноама Хомский, известного мыслителя, который доказывал, что только люди имеют способность к языку.

Он научился пользоваться столовыми приборами, носил детскую одежду, а также демонстрировал вполне человеческое поведение - просился обниматься после того, как его наказывали, приносил своей «маме» носовой платок, если она плакала, но самое главное - изучил основы человеческого языка жестов и даже мог на нем объясняться.

Несмотря на успехи, финансирование проекта сократилось, и его, в конце концов, закрыли. Нима Чимпски забрали из его человеческой семьи, посадили в клетку, и отвезли на ранчо в Техасе, где доживали свой век другие «отработанные» шимпанзе.




Для Нима это стало шоком. Судя по всему, он вовсе не считал себя обезьяной, и заключение в клетке со страшными волосатыми животными воспринял так же, как это воспринял бы ребенок. Шок усугубился тем, что другие обезьяны нещадно его лупили, так как он просто не умел с ними общаться. Когда к клетке подходили люди, он бросался к ним, и пытался объясняться на языке жестов, но не получив ответа снова впадал в депрессию. Забрать с собой из дома ему позволили только небольшой фотоальбом с фотографиями его прежней «семьи» и Нью-Йорка, и он берег его до самой смерти, периодически доставая из тайника и показывая картинки другим обезьянам.

Несмотря на все факты, авторы эксперимента считают его неудачным, а поведение шимпанзе неосознанным подражанием воспитавшим его людям. Что ж, некоторые эксперименты над животными гораздо больше говорят о людях, чем об объектах исследования.



Официальный сайт фильма

Herb Terrace, Home Page

( продолжение)

язык жестов, язык, лингвистика, язык животных, Великобритания, документальный фильм, видео, лингвистический социал-дарвинизм, генеративная лингвистика, коммуникация

Previous post Next post
Up