Исследования в области семантики имеют целый ряд интересных эксперементальных методик. Особое место среди методов семантического исследования речемыслительных процессов занимает методика свободной ассоциации.
Родоначальник ассоциативной теории Аристотель раскрыл закономерные способы соединения представлений и разработал основные виды ассоциаций: по сходству, временной последовательности и контрасту.
На протяжении ряда веков интерес к ассоциациям то утихал, то снова разгорался.
В 1910 году был опубликован первый словарь ассоциативных норм английского языка, т. н. словарь Кента-Розанова (G. H. Kent, A. J. Rosanoff. A study of association in insantity // American Journal of Insantity. 1910. Vol. 67. N 1-2). Словарь был составлен таким образом: сто самых частотных, самых употребительных английских слов были даны тысяче англоязычных студентов в США. Испытуемых просили написать рядом со словом-стимулом первое пришедшее в голову слово. После обработки данных были выявлены самые частотные реакции на каждое слово-стимул, то есть ассоциативные нормы.
Впоследствии, в период после Второй мировой войны, появляется большое количество словарей для разных языков.
В 1977 году в Москве вышел и "Словарь ассоциативных норм русского языка". Вот одна из словарных статей этого словаря, в которой приводится 209 ответов на слово-стимул друг (рядом указано число испытуемых, давших такие ответы):
ДРУГ <...> -- товарищ 39, враг 30, верный 29, хороший 16, мой 10, недруг 9, близкий 5, настоящий, старый 4, брат, дорогой, надёжный, преданный, приятель 3, закадычный, лучший, любимый, он, собака 2, большой, вечный, в нужде, волк, давний, далёкий, девушка, детства, добрый, дорога, друга, единственный, желанный, женщина, любовь, мальчик, милый, Мишка, муж, навсегда, не верится, нет, общий, откровенный, парта, первый, плохой, подлость, подруга, предатель, приходить, противник, сердечный, сестра, синий, собака -- друг человека, честный, чудеса 1.
(
"Словарь ассоциативных норм русского языка". Под ред. А. А. Леонтьева. -- М., 1977, с. 94)
Источник информации: Л. В. Сахарный. Введение в психолингвистику : Курс лекций. -- Л.: Изд-во Ленигнр. ун-та. 1989, с.92-93.
В психолингвистике внимание исследователей направлено на изучение массовидных, а не индивидуальных ответов-ассоциатов. "Ассоциативные нормы" и ассоциативные словари и служат тому примером. «Нормы» составляются на основе массовых обследований и называются так именно потому, что фиксируют ожидаемые в данной культуре и типичные для нее (и обслуживающего эту культуру языка) ответы.
"Ассоциативные нормы" обычно используются психологами и психиатрами для оценки того, в какой мере ассоциативные ответы того или иного индивида или группы индивидов похожи или отличны от "среднеожидаемого".
Ассоциативные словари по структуре не отличаются от "норм", но они не претендуют на прогнозирование ответов, а скорее отражают ситуацию на период обследования.
Источник информации: Р. М. Фрумкина. Психолингвистика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 320 с.
РАТ
Информационная исследовательская база современного русского языка по материалам массового ассоциативного эксперимента
rat.ivri.webfactional.com О базе
Информационная исследовательская база современного русского языка является специфической лингвистической базой, которая возникает в результате обработки материалов массового ассоциативного эксперимента с носителями русского языка. Использование материалов информационной базы позволяет наметить новые пути в исследовании механизмов речевого воздействия и поведения, а также в изучении семантических законов в языке в целом, принципов соотношения семантики и синтаксиса в речи и языке, закономерностей социализации индивидуальных семантических изменений и установлении новых типовых ассоциативных связей.
С точки зрения психолингвистической технологии информационная исследовательская база возникает в результате анализа и обобщения материалов свободного ассоциативного эксперимента и содержит данные как о прямых (от стимула к реакции), так и об обратных (от реакции к стимулу) связях между словами, в обоих случаях сопровождаемых количественными показателями, которые позволяют судить о силе этих связей.
Применение специальных программ, предназначенных для компьютерной обработки материалов Ассоциативного словаря, позволяет выявить наиболее вероятные прямые и обратные связи между словами, а также установить силу такой связи и судить о близости значений слов, рассматриваемых как максимально близкие, если они связаны с одним и тем же набором слов и силы этих связей равны.
Для чего это нужно?
Первое преимущество изучения ассоциативных реакций заключается в том, что свободный ассоциативный эксперимент дает возможность получить информацию относительно психологических эквивалентов «семантических полей» и вскрыть объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов.
Второе преимущество изучения ассоциативных реакций заключается в их обусловленности собственно языковыми синтагматическими связями слова, почти не привлекавшими внимание лингвистов. Между тем именно синтагматический характер реакций представляет наибольший теоретический и практический интерес в плане обучения языку.
Третье преимущество изучения ассоциативных реакций заключается в том, что по ним можно судить о «правилах» совместной встречаемости слов в речи, о речевой синтагматике, причем закономерности распределения слов в свободном ассоциативном эксперименте и вероятность появления их в потоке речи чрезвычайно близки.
Представленные данные
В рамках текущего ресурса представлены данные по двум ассоциативным экспериментам: 1988-1988 и 2008-2010 временных периодов.
§ Ассоциативные тезаурусы для русского языкаСловарь ассоциативных норм русского языка Леонтьева А.А.
Словарь ассоциативных норм русского языка. Прямой / Под ред. А.А.Леонтьева; M., 1973. Обратный словарь / Г.А. Черкасова. Электронное издание, 2006 г.
Данные по словарю:
http://it-claim.ru/Projects/ASIS/Leont/Index.htm Русский ассоциативный словарь Караулова Ю.Н.
Русский ассоциативный словарь. В 2 т. / Ю.Н.Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. Т. I. От стимула к рекции: Ок. 7000 стимулов. М.: АСТ-Астрель, 2002. 784 с. Т. II.
От стимула к рекции: Более 100 000 реакций. М.: АСТ-Астрель, 2002. 992 с.
Данные по словарю:
http://tesaurus.ru/dict/dict.php Славянский ассоциативный словарь Уфимцевой Н.В.
Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский / Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова, Ю.Н. Караулов, Е.Ф. Тарасов. М., 2004. 792 с.
Данные по словарю:
http://it-claim.ru/Projects/ASIS/SAS/index.html Ассоциации информационных технологий
Ассоциации информационных технологий: эксперимент на русском и французском языках/ Филиппович Ю.Н.
Данные по словарю:
http://it-claim.ru/Library/Books/Association_IT/CONTENTS.HTM Ассоциативные нормы испанского и русского языков
Ассоциативные нормы испанского и русского языков./М. Санчес Пуиг, Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова. Москва-Мадрид, 2000. 496 с. (M. Sanchez Puig, Yu. Karaulov, G. Cherkasova. Normas asociativas del espanol y del ruso. Moscu - Madrid, 2000. 496 p.)
...............
Ассоциативные нормы русского и немецкого языков (Воронеж, 2004)
Ассоциативные эксперименты и словари онлайн Е. Горошко. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента: Монография. -- М.- Харьков: ИЯ РАН - Каравелла, 2001.