Персидская каллиграфия: почерки и история

Jan 02, 2014 14:22

Оригинал взят у sajjadi в Персидская каллиграфия: почерки и история



Насталик



Хатт-Нагаши
Следует отметить, что некое подобие каллиграфии существовало в Иране еще в доисламскую, зороастрийскую эпоху. Однако именно после принятия Ислама персы оказали неоценимое влияние на исламскую каллиграфию, используя уже существовавшие у арабов почерки и изобретая новые, свои собственные. Причем развивал каллиграфию не только Иран, но и страны, некогда подвластные Персии - Афганистан, Средняя Азия, Пакистан и даже Индия.


КУФИ, НАСХ и СУЛЬС
Три вышеназванных почерка являются основными почерками традиционной арабской каллиграфии. КУФИ - самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII в. И сегодня он канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана. НАСХ («переписка»), строгий горизонтальный почерк, использовался, как следует из названия, для переписки текста Корана и хадисов. СУЛЬС («одна треть») включает криволинейные и прямолинейные элементы, которые соотносятся в пропорции 1/3, что придает почерку особую гибкость.
Знакомство иранцев с исламской каллиграфией началось с этих трех почерков. В стране особое распространение получили школы «насха» и «сульса», поскольку именно они использовались в архитектуре: для украшения мечетей и священных для мусульман зданий.



Куфи



Насх



Сульс

ТАЛИК
Творчески перерабатывая арабские почерки, иранцы разработали свой, особый вариант «насха» - ТАЛИК («скорописный» или «быстрый в исполнении»). «Талик» отличался большим числом закругленных, как бы природных линий, в отличии от жестких, геометризованных арабских почерков. Важно отметить, что в арабской культуре каллиграфия, в основном, использовалась в религиозных целях. Персы же, помимо всего остального, так составляли официальные, административные документы - отсюда и потребность в «скорописи».



Талик



Талик

НАСТАЛИК
В период владычества Тимуридов (сер. XV в.) знаменитый каллигграф Мир Али Табризи предложил совершенно новый, также скорописный почерк, с тех пор ставший одним из ведущих в Иране - НАСТАЛИК. Как легко догадаться, получился он путем соединения «насха» с «таликом». Очень многие быстро переняли него: особенно часто «насталиком» писали книги и поэтические сборники, любовные письма и административные предписания. До сих пор стихи Хафиза, Саади, Руми и других знаменитых поэтов издают именно с использованием «насталика» . Он действительно очень красив, и недаром заслужил звание «невесты исламских почерков».
Следует также упомянуть, что «насталик» подвергся серьезным изменениям при Мир Эмаде, во времена Шаха Аббаса (нач. XVII в.). Именно переработанный им почерк используется иранцами и сегодня, по прошествии 400 лет. Кроме того, «насталик» очень популярен в Средней Азии, Пакистане и Индии.



Насталик



Насталик



Насталик



Насталик



Насталик



Насталик

ШЕКАСТЕ НАСТАЛИК
В конце XVII в., Мортеза Голи-хан Шамлу (правитель Герата, в то время входившего в состав Персии) изобрел новый почерк - ШЕКАСТЕ НАСТАЛИК («насталик-курсив» или «ломаный насталик»). Придумывать подобную инновацию его вынудила необходимость: секретари и министры попросту не справлялись с потоком документов, поскольку на запись привычным «насталиком» требовалось слишком много времени. Нужен был почерк, позволявший писать быстрее - и Голи-хан нашел решение.



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик

ПЕЧАТНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ и СИЙЯХ-МАШХ
В эпоху Каджаров (XIX в.) в истории иранской каллиграфии произошел перелом. Появился печатный станок - в связи с модернизацией, каллиграфия становилась все проще, отвечая потребностям людей. Разумеется, параллельно она потеряла часть своей эстетической ценности: печатные оттиски позволяли использовать ее где угодно и писать что и как угодно.
Мирза Мохаммад Реза Калхор - составитель томов с путевыми заметками Насреддин Шаха - внес очередное изменение в «насталик»: для удобства заполнения печатной формы чернилами буквы и штрихи сделались несколько толще.
Кроме того, в это же время в каллиграфии была разработана техника СИЙЯХ-МАШХ: слова и буквы повторялись много-много раз, так, что фон каллиграфического рисунка становился черным.



Сийях-Машх



Сийях-Машх

КАЛЛИГРАФИЯ СЕГОДНЯ
В 1950-х годах было создано Общество иранских каллиграфов, что вдохнуло новую жизнь в древнее искусство. Кроме того, в 1960-х - 1970-х годах в Иране начала развиваться рекламная индустрия - нужны были логотипы, сочетания букв и рисунков, и иранцы вновь обратились к каллиграфии. С тех пор она не теряла своей популярности. Стоит отметить, что параллельно развивались две школы «насталика»: традиционная и новая, осовремененная. Появился также самый новый из известных на сегодня почерков персидской каллиграфии - МОАЛЛА.
Сегодня в Иране широко известны имена таких мастеров каллиграфии, как Голламхоссейн Амирхани, Ятолла Габолли, Мохаммад Эхса (изобретатель сочетания элементов каллиграфии с живописью (ХАТТ-НАГАШИ или ХАТТАШИ)), Насролла Афджеи, Хоссейн Зендеруди.
Работы современных каллиграфов (в особенности в стиле «хатташи») высоко ценятся в мире и продаются с аукционов за миллионы долларов, причем основными покупателями являются западные ценители. В то же время, не менее дорогие произведения старых каллиграфов (XVII - XIX вв.) на аукционах уходят за столь же значительные суммы - но их чаще приобретают представители мусульманских стран.



Моалла



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши

ТАСХИБ
Отдельно стоит рассказать об искусстве украшения текста, под названием ТАСХИБ («золочение»). В первые века Ислама арабы, а затем и персы, использовали особые узоры для украшения главной фразы Корана «Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного». Позднее украшать стали уже все слова на странице, заполняя орнаментами промежутки между строками и рамку по краю. Считалось, что слово Бога настолько свято и прекрасно, что даже пространство вокруг него на бумаге следует выделять краской с частичками золота («захаб»).
Через какое-то время «тасхиб» превратился в отдельный вид искусства: нередко, после того как каллиграф заканчивал переписку страницы Корана, за украшение рамки вокруг текста принимался мастер «тасхиба». Школы «тасхиба» популярны в Иране и по сей день.



Тасхиб

арабский язык, каллиграфия, персидский язык

Previous post Next post
Up