В августе 1976 года Владимир Высоцкий с Мариной Влади в гостях у Михаила Барышникова в США. В тот приезд Барышников подарил Высоцкому «Мерседес»… Между Михаилом Барышниковым и Владимиром Высоцким завязалась прочная дружба еще в 1971 году в Ленинграде. Встречались, когда и где предоставлялась малейшая возможность… В. Высоцкий записал 22 песни в квартире у Барышникова между 20 и 30 августом 1976 года. Среди этих записей есть и песня: «КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ», под которую позже Барышников исполнит свой бессмертный танец. Эти записи хотя и не студийные, но ценны тем, что сделаны в квартире у Михаила Барышникова, куда вечером собирались в то время его многочисленные друзья. Им было хорошо друг с другом «за бутылкой светлого вина», где-то за тридевять земель от нас…
Михаил Барышников поёт песню Владимира Высоцкого "Дом хрустальный" в фильме "The Turning Point". Барышников в американском фильме о Владимире Высоцком «Пророков нет в Отечестве своем», снятом по сценарию Михаила Богина, при поддержке Милоша Формана в 1982, рассказывал, что в Ленинграде вскоре после их знакомства, они с Владимиром Высоцким поехали на Чёрную речку, к месту дуэли Пушкина, и Высоцкий сказал: «Вот отсюда все началось»… Высоцкий был старше Барышникова на 10 лет, его популярность в те годы была фантастической и, прежде всего, как певца. В летнее время по вечерам в наших ленинградских дворах был слышен только голос Высоцкого. Из каждого открытого окна звучал его хрипловатый голос. Это был голос Глашатая, провозвестника, все поиски, терзания, мечты о свободе, чаяния и надежды целого поколения выражались в этом голосе и его песнях… Десятилетней разницы в возрасте между собой Барышников и Владимир Высоцкий не ощущали, в силу интеллекта, таланта, глубины знаний и человеческого обаяния обоих. Марина Влади в книге «Владимир Высоцкий. Прерванный полёт» вспоминала: «…Ты счастлив снова увидеться с Мишей. Вы совсем, как маленькие мальчишки, резвитесь в голубой воде бассейна... Мы возвращаемся в Нью-Йорк, где нас ждёт Михаил Барышников. Он предоставляет в наше распоряжение свою квартиру». Середина 70-х годов - это время наибольшей близости Михаила Барышникова и Владимира Высоцкого, недаром, в фильме «Поворотный пункт», в котором снимался Барышников, есть фрагмент, где Барышников поет песню Высоцкого «Дом хрустальный».
[Spoiler (click to open)] Но лучшей памятью о Высоцком был танец Барышникова на песню Высоцкого «КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ» в фильме «Белые ночи», 1985 года. Так, как его станцевал Барышников - за пределами человеческих возможностей! То, что прожил, простонал, прокричал в этом танце… Он включил его в фильм по просьбе Марины Влади и польского актера и друга Высоцкого и Барышникова - Даниэля Ольбрыхского. Когда в 1982 году на экраны Америки вышел документальный фильм «Пророков нет в отечестве своем» - живой памятник Высоцкому - одна из ленинградских газет сообщила, что «группа советских отщепенцев» склеила концерт из 16 песен Высоцкого и кичится этим. Американская пресса, хорошо воспринявшая этот фильм, предрекала, что в СССР его не покажут никогда. В СССР действительно не показали, но к 63-летию со дня рождения Владимира Высоцкого бывший оператор киностудии им. Довженко, а ныне гражданин США, Григорий Сигалов привёз фильм в Киев. А началось всё с того, что летом 1980 года знакомые переслали Григорию Сигалову в Нью-Йорк вырезку из «Вечерней Москвы» - несколько слов о том, что умер Высоцкий. Он пришёл в ярость: «О человеке, которого знает весь мир, четыре строчки?!» Работал он тогда на кинофакультете Колумбийского университета, которым руководил известный режиссер Милош Форман. Ему-то и показал газетную «фитюльку»: «Ну, как такое можно пережить? У Владимира в Америке много друзей - нужно дать достойную отповедь «Вечерней Москве!» Милош сказал: «В чем проблема? Камеру я тебе дам бесплатно, монтаж сделаем на нашей кафедре, купи плёнку, найди какие-нибудь видео- и киноматериалы, поговори с друзьями Высоцкого - пусть приедут на съемку. Единственная проблема - режиссёр, под которого можно будет собрать деньги». Вспомнили о Михаиле Богине - о том, который поставил «Зосю» с Крамаровым и «Двое» с Викой Фёдоровой. Он и в США был довольно известной фигурой. Его знали и по хорошим фильмам, которые он снимал уже в Нью-Йорке. Богин с энтузиазмом взялся за сценарий, а Григорий Сигалов с Павлом Палеем - за организацию кинопроцесса. Чтобы достойно рассказать о Высоцком, Михаил Барышников поднялся на крышу небоскреба…
Этот фильм в Америке показывают два раза в год все русскоязычные телеканалы. Когда в 1982 году в Бруклине состоялась премьера, кинотеатр брали штурмом. Припарковаться было уже негде, и люди, не раздумывая, платили колоссальные штрафы за парковку в запрещенных местах… Своё место перед людьми Высоцкий чувствовал, а перед Богом - знал…
Источник: Сайт "Amnesia. Лучшее из прошлого": http://amnesia.pavelbers.com Оригинал взят у garry_kh в Высоцкий - Барышников - Лепс Когда-то я был уверен, что песни Высоцкого танцевать невозможно. Барышников развеял это моё заблуждение. Правда, он - единственный по сей день. Смотрите это! (качество звука не ахти, зато изображение - супер!)
Танец Михаила Барышникова под песню Владимира Высоцкого "Кони привередливые" в фильме "Белые ночи" ("White Nights") Ну, думаю - уж спеть то точно нереально! И правда... кто только не пробовал - ерунда полная. И вот услышал, как поёт песни Высоцкого Григорий Лепс. И обалдел. Он не только сумел не испортить, но и привнести что-то своё...
Фрагмент книги "Владимир Высоцкий без мифов и легенд": МИХАИЛ БАРЫШНИКОВ «...К позорному столбу я пригвождён, к барьеру вызван я языковому. Ах, разность в языках!..» - напишет Высоцкий в своём посвящении Марине. Из этой неудобной ситуации ему приходилось поначалу выбираться самому. Марина, занятая своими проблемами, не понимала затруднений мужа: «Языковой барьер? Нет, у Высоцкого его не было - ни тогда, когда он первый раз приезжал в Париж, ни потом, когда он уже мог вполне сносно изъясняться по-французски и обходиться без помощи переводчика». А в дневнике Высоцкий писал: «Очень меня раздражает незнание языка. Я всё время спрашиваю: что? что? И это раздражает окружающих». Вот поэтому там, как он любил говорить - в «Парижске», он был рад любому поводу общения на русском языке. И тут такое везение: на одном из приёмов в доме Одиль Высоцкий встречает Михаила Барышникова - одного из лучших танцовщиков мира. Они знают друг друга ещё по Ленинграду. Их познакомил тогда Кирилл Ласкари. Знаменитый балетмейстер ставил на телевидении фильм-балет «Сказ о холопе Никишке», где дебютировал М.Барышников. Иван Дыховичный: «Это была короткая - одно лето, - но очень сильная дружба. Мы были в Ленинграде. Миша очень живой человек, душевно живой... Тогда образовался такой круг людей с открытой душой...» В то ленинградское время ещё совсем юный Миша поражает всех красивым сложением, лицом балетного принца, идеальной координацией движений и лёгкостью танца; музыкальность, превосходно усвоенная безупречная форма исполнения и уникальный артистический дар завоевывали зрительские сердца. В 1966 году на конкурсе в Варне 18-летний Михаил Барышников получил свою первую международную премию. В 19 лет он - солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. Он был лучшим на 1-м Международном конкурсе балета в Москве. Критики писали, что Барышников сочетает прыжок Вацлава Нижинского с юмором. Но при росте 1,63 он стал не балетным комиком, а героем-любовником, часто иронизируя и над любовью, и над героизмом. В своих выступлениях Барышников никогда не повторялся - используя один и тот же музыкальный материал, на каждом выступлении он интерпретировал его по-разному, в зависимости от настроения и сидящей в зале публики. «Человек-ртуть» называли его критики в советской печати. Новатор советской хореографии Леонид Якобсон ставил балетные спектакли в Мариинском специально на Барышникова. В июне 1974 года 26-летний Барышников в составе группы артистов из разных советских театров - на гастролях в Торонто. Из Нью-Йорка в Торонто к Барышникову прилетел давнишний друг и коллега по кировской труппе Александр Минц, который эмигрировал в США еще два года назад. Минц приехал не просто увидеть товарища, а передать, что Американский балетный театр готов принять Михаила в свою труппу. Желание работать с хореографами самых новаторских направлений и пример Рудольфа Нуриева, оставшегося за границей, был слишком ярок и заманчив, чтобы ему не последовать. И солист театра им. Кирова Михаил Барышников становится невозвращенцем. Это был побег в буквальном смысле этого слова. Когда Барышников 29 июня 1974 года после выступления выскользнул за кулисы торонтского театра, а потом - на улицу, он бежал, мчался так быстро, что пронесся мимо машины с ожидающими его друзьями, которые должны были отвезти его в полицию для подачи заявления о политическом убежище. На родине невозвращение танцовщика было сенсацией и позором - непонятно только, для кого: то ли для Барышникова, то ли для страны. «Чего ему не хватало, - говорили на собраниях в театрах. - Член Центрального Комитета комсомола, любимец публики, по распоряжению свыше получил роскошную квартиру и автомобиль». Скорее всего, ему не хватало творческой свободы и достойной оценки своего труда: он хотел иметь свою школу, хотел сам ставить балеты. Он не был первопроходцем. Первым был Рудольф Нуриев - 16 июня 1961 года, второй была Наталья Макарова - 4 сентября 1970 года. Третьим стал Барышников. Будут последователи...
В Париже Высоцкий встретил не только друга, но и посредника для знакомства со многими интересными и талантливыми людьми. Главным в этой череде новых друзей станет Михаил Шемякин.И Высоцкий, и Барышников надеются встретиться в России:
Гранд-опера лишилась гранда - В князья он вышел, должно быть, в Мышкины. Дойдут, докатят до Ленинграда Колеса Мишкины и ноги Мишкины.
Михаил Барышников Схвати судьбу за горло, словно посох, И па-де-де-держись все гала кряду! Я въеду в Невский на твоих колесах, А ты - пешком пройдешь по Ленинграду. В. Высоцкий
Теперь мы хорошо знаем, что Высоцкий и Барышников были друзьями ещё в Союзе... Что они встречались в США, куда Барышников эмигрировал в середине 70-х годов... Но конкретных сведений об их отношениях пока не очень много...
Вспоминает друг Высоцкого, известный кинорежиссер Иван Дыховичный, который и познакомил В.В. с Барышниковым: "У них была короткая - одно лето - но очень сильная дружба. Мы были в Ленинграде, потом приехали в Москву... Миша очень живой человек, душевно живой... Может, сейчас он переменился, я знаю, что он не допускает до себя ни звонков, ни людей. А тогда образовался такой круг людей с открытой душой..."
Других сведений об этом времени пока нет, но сам Барышников рассказал в американском фильме о Высоцком, что в Ленинграде В.В. повел его на Чёрную речку и сказал: "Вот отсюда все начинается..."
Так получилось, что во время первой поездки в США Высоцкого и Марины Влади, они встречают Барышникова, который только что стал "невозвращенцем". (Кстати, перед этой поездкой В.В. пытались инструктировать в КГБ, и именно на случай встречи с Барышниковым.) Марина Влади: "Сидя в бассейне, мы видим, как приходят двое наших старых друзей - Милош Форман и только что эмигрировавший в США Миша Барышников в сопровождении красивой блондинки. Ты счастлив снова увидеться с Мишей. Вы совсем как маленькие мальчишки резвитесь в голубой воде бассейна... Мы возвращаемся в Нью-Йорк, где нас ждет Михаил Барышников. Он предоставляет в наше распоряжение свою квартиру".
Скорее всего, Высоцкий останавливался в квартире Барышникова два, а может быть и три раза... Первый приезд описывает Марина Влади, во второй раз Высоцкий в Нью-Йорке (1978 год) - один. Барышников не мог даже встретить - гастроли. В.В. потом сказал Нине Максимовне Высоцкой, что несколько дней был в Нью-Йорке один, без знания города и языка... "Мамочка, было немного страшно..." Ещё В.В. рассказывал своей тете Александре Ивановне Высоцкой, что в России бы всё бросили, разговаривали бы всю ночь... "А Миша уехал делать деньги..."
Вероятно, в этот же приезд В.В. звонит своему родственнику Павлу Леонидову, который уже три года живёт в Нью-Йорке. Леонидов приходит к Высоцкому. "Володя остановился у Барышникова, который на гастролях". Дальше он описывает квартиру: "Скромно: диван, кресла, дверные проёмы в спальню; правее - на кухню, полка с книгами, на журнальном столике книга Панова с дарственной надписью Барышникову...".
Дальше Леонидов довольно нелицеприятно описывает вид и состояние В.В. и замечает, что "Володя с выключенным лицом...". Он подробно передает содержание этого последнего их разговора - все это есть в книге П.Леонидова "Высоцкий и другие" - к нашей теме это не имеет отношения...
В Париже с помощью Барышникова в жизни Высоцкого произошло очень важное событие, - он познакомился с Шемякиным. Вспоминает Ревекка Шемякина: "Нас познакомил Миша Барышников, он танцевал в тот вечер в Гранд-Опера. Танцевал всего пять минут - кажется, отрывок из "Дон Кихота" - и ещё было много всяких французов. Но когда вышел Бырышников, - ох, какие были аплодисменты!
После выступления он пригласил нас за кулисы, - вот там мы и познакомились с Володей и Мариной. А позже мы узнали: оказывается эти пять минут - а как он прыгал! - летал! - эти пять минут Миша танцевал со сломанной ногой. А когда мы все вместе возвращались домой, Миша выходя из лифта, чуть не упал...".
Барышников очень быстро становится американской и мировой знаменитостью. У исполнителей такого уровня время расписано на несколько лет вперед. Естественно, что приходится от чего-то отказываться, - в том числе и от каких-то человеческих контактов... В Союз доходят сведения, что Барышников зазнался, не признает старых друзей (т.е. бывших соотечественников). Как складывались отношения Высоцкого и Барышникова в самые последние годы (79-80 г.г.) - мы не знаем...
Есть только субъективное мнение Михаила Шемякина (субъективное, потому что его собственные отношения с Барышниковым не сложились - ни человеческие, ни деловые: например, не состоялся проект постановки балета с декорациями Шемякина): "Володя был поражён, когда Барышников стал задаваться. Володя говорил: "Как же так? Я его помню мальчиком, который через окно пролезал в гримерную...". И вдруг Барышников стал большой звездой, большим американцем!
Никогда не забуду... Я принес Мише записи, и там был "Памятник", где Володя говорит пророчески о себе... И Миша, который уже стал "портиться", сидел-сидел, слушал-слушал... А песня напряжённая, может быть, с нарушением некоторых ритмов... А Барышников схватился за голову: "Ну зачем он этим занимается?! Писал бы просто...". А я говорю: "Ах, ты - щен!" И было ещё покруче... По существу, из-за Володи мы и разругались".
Ещё в одном "грехе" упрекает Шемякин Барышникова... Высоцкий очень хотел попробовать себя в американском кино. Известная видеозапись на учебной студии МГУ - это своеобразная проба для фильма Уоррена Битти "Красные". Вместе с Володарским В.В. написал сценарий - "Каникулы после войны". Он получает согласие Депардье и Ольбрыхского сниматься в этом фильме... В Союзе - сценарий явно "непроходной"... Наши опытные - битые! - режиссеры отказываются. Тогда Высоцкий передает экземпляр сценария - Барышникову, который обещает найти переводчика и, вообще, - помочь. Но, по словам Шемякина, он просто потерял этот единственный на Западе экземпляр.
С другой стороны, известно, что после смерти Высоцкого - Барышников, несмотря на всю свою занятость, многое делает для увековечивания памяти своего друга... Барышников принимает участие в съёмках фильма о Высоцком (США - 1982 г.). Вот отрывок из его рассказа (в передаче В.П.Янкловича):
"Барышников вспомнил, что однажды сидел дома и слушал музыку. К окну подошел выпивший человек (в Ленинграде Барышников жил на первом этаже) и попросил стакан. А потом продолжил разговор:
- А ты что, музыку слушаешь? А Высоцкого у тебя нет?
- Под Высоцкого выпить хотите?
- Да, нет. Просто не хочу пить один".
Позже Барышников включает в американский фильм "Белые ночи" - по просьбе Марины Влади и Даниэля Ольбрыхского - песню "Кони привередливые". Вспоминает Д.Ольбрыхский:
"Может быть, это была не особенно удачная картина, хотя из-за Барышникова её стоило посмотреть. Несомненно сильным был эпизод, когда Миша танцует под песню Высоцкого. Впечатление потрясающее: величайший танцовщик мира "артикулирует самим собой произведение своего покойного друга... Удивительное, необыкновенное переживание".
Вот и все сведения, которыми мы располагаем на конец 1999 года. Но будем всё-таки надеяться, что звезда мирового балета Михаил Барышников найдёт время и напишет - или наговорит - воспоминания о Владимире Высоцком. Судя по этим немногим фактам, ему есть что рассказать...