В. Высоцкий - М. Барышников: "...Движеньем рук сказать «люблю»..."

Dec 03, 2013 15:21


Я - не герой, я танцовщик…
Это всё, что я умею и ради чего живу...
Движеньем рук сказать «люблю»…

Одна из лучших фотографий молодого Михаила Барышникова, где он снят с Владимиром Высоцким и Мариной Влади в своей нью-йоркской квартире. Поражает его неподвижное, почти застывшее лицо. Фотографировал их Леонид Лубяницкий, их общий друг. На фотографии Михаил Барышников - это Матадор, выходящий на арену. Тот же отстраненный, почти отсутствующий взгляд, через который не проникнешь вглубь его души, а ведь это фотография 1976 года. Только два года, как в Нью-Йорке. Успех, слава, карусель жизни, молодость, свобода - всё, о чём мечталось в Ленинграде - сбылось...



Фотоподборка "Друзья Владимира Высоцкого"



В августе 1976 года Владимир Высоцкий с Мариной Влади в гостях у Михаила Барышникова в США.
В тот приезд Барышников подарил Высоцкому «Мерседес»…
     Между Михаилом Барышниковым и Владимиром Высоцким завязалась прочная дружба еще в 1971 году в Ленинграде. Встречались, когда и где предоставлялась малейшая возможность… В. Высоцкий записал 22 песни в квартире у Барышникова между 20 и 30 августом 1976 года. Среди этих записей есть и песня: «КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ», под которую позже Барышников исполнит свой бессмертный танец. Эти записи хотя и не студийные, но ценны тем, что сделаны в квартире у Михаила Барышникова, куда вечером собирались в то время его многочисленные друзья. Им было хорошо друг с другом «за бутылкой светлого вина», где-то за тридевять земель от нас…

image Click to view


Владимир Высоцкий. "Дом хрустальный"

image Click to view


Михаил Барышников поёт песню Владимира Высоцкого "Дом хрустальный" в фильме "The Turning Point".
     Барышников в американском фильме о Владимире Высоцком «Пророков нет в Отечестве своем», снятом по сценарию Михаила Богина, при поддержке Милоша Формана в 1982, рассказывал, что в Ленинграде вскоре после их знакомства, они с Владимиром Высоцким поехали на Чёрную речку, к месту дуэли Пушкина, и Высоцкий сказал: «Вот отсюда все началось»…
    Высоцкий был старше Барышникова на 10 лет, его популярность в те годы была фантастической и, прежде всего, как певца. В летнее время по вечерам в наших ленинградских дворах был слышен только голос Высоцкого. Из каждого открытого окна звучал его хрипловатый голос. Это был голос Глашатая, провозвестника, все поиски, терзания, мечты о свободе, чаяния и надежды целого поколения выражались в этом голосе и его песнях…
     Десятилетней разницы в возрасте между собой Барышников и Владимир Высоцкий не ощущали, в силу интеллекта, таланта, глубины знаний и человеческого обаяния обоих. Марина Влади в книге «Владимир Высоцкий. Прерванный полёт» вспоминала: «…Ты счастлив снова увидеться с Мишей. Вы совсем, как маленькие мальчишки, резвитесь в голубой воде бассейна... Мы возвращаемся в Нью-Йорк, где нас ждёт Михаил Барышников. Он предоставляет в наше распоряжение свою квартиру». Середина 70-х годов - это время наибольшей близости Михаила Барышникова и Владимира Высоцкого, недаром, в фильме «Поворотный пункт», в котором снимался Барышников, есть фрагмент, где Барышников поет песню Высоцкого «Дом хрустальный».

[Spoiler (click to open)]
     Но лучшей памятью о Высоцком был танец Барышникова на песню Высоцкого «КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ» в фильме «Белые ночи», 1985 года. Так, как его станцевал Барышников - за пределами человеческих возможностей! То, что прожил, простонал, прокричал в этом танце… Он включил его в фильм по просьбе Марины Влади и польского актера и друга Высоцкого и Барышникова - Даниэля Ольбрыхского.
     Когда в 1982 году на экраны Америки вышел документальный фильм «Пророков нет в отечестве своем» - живой памятник Высоцкому - одна из ленинградских газет сообщила, что «группа советских отщепенцев» склеила концерт из 16 песен Высоцкого и кичится этим. Американская пресса, хорошо воспринявшая этот фильм, предрекала, что в СССР его не покажут никогда. В СССР действительно не показали, но к 63-летию со дня рождения Владимира Высоцкого бывший оператор киностудии им. Довженко, а ныне гражданин США, Григорий Сигалов привёз фильм в Киев.
     А началось всё с того, что летом 1980 года знакомые переслали Григорию Сигалову в Нью-Йорк вырезку из «Вечерней Москвы» - несколько слов о том, что умер Высоцкий. Он пришёл в ярость: «О человеке, которого знает весь мир, четыре строчки?!» Работал он тогда на кинофакультете Колумбийского университета, которым руководил известный режиссер Милош Форман. Ему-то и показал газетную «фитюльку»: «Ну, как такое можно пережить? У Владимира в Америке много друзей - нужно дать достойную отповедь «Вечерней Москве!»
Милош сказал: «В чем проблема? Камеру я тебе дам бесплатно, монтаж сделаем на нашей кафедре, купи плёнку, найди какие-нибудь видео- и киноматериалы, поговори с друзьями Высоцкого - пусть приедут на съемку. Единственная проблема - режиссёр, под которого можно будет собрать деньги».
     Вспомнили о Михаиле Богине - о том, который поставил «Зосю» с Крамаровым и «Двое» с Викой Фёдоровой. Он и в США был довольно известной фигурой. Его знали и по хорошим фильмам, которые он снимал уже в Нью-Йорке. Богин с энтузиазмом взялся за сценарий, а Григорий Сигалов с Павлом Палеем - за организацию кинопроцесса.
     Чтобы достойно рассказать о Высоцком, Михаил Барышников поднялся на крышу небоскреба…



Этот фильм в Америке показывают два раза в год все русскоязычные телеканалы. Когда в 1982 году в Бруклине состоялась премьера, кинотеатр брали штурмом. Припарковаться было уже негде, и люди, не раздумывая, платили колоссальные штрафы за парковку в запрещенных местах…
     Своё место перед людьми Высоцкий чувствовал, а перед Богом - знал…

Источник: Сайт "Amnesia. Лучшее из прошлого": http://amnesia.pavelbers.com
Оригинал взят у garry_kh в Высоцкий - Барышников - Лепс
Когда-то я был уверен, что песни Высоцкого танцевать невозможно.
Барышников развеял это моё заблуждение.
Правда, он - единственный по сей день.
Смотрите это!
(качество звука не ахти, зато изображение - супер!)

image Click to view


Танец Михаила Барышникова под песню Владимира Высоцкого "Кони привередливые"
в фильме "Белые ночи" ("White Nights")
Ну, думаю - уж спеть то точно нереально!
И правда... кто только не пробовал - ерунда полная.
И вот услышал, как поёт песни Высоцкого Григорий Лепс.
И обалдел.
Он не только сумел не испортить, но и привнести что-то своё...


image Click to view


Григорий Лепс - Кони привередливые (26.01.2008)
А вот и сам Владимир Семёнович:

image Click to view


Владимир Высоцкий - Кони привередливые

Высоцкий. "Пророков нет в Отечестве своём...": http://video.mail.ru/mail/pbni/2914/3178.html

Фрагмент книги "Владимир Высоцкий без мифов и легенд": МИХАИЛ БАРЫШНИКОВ
«...К позорному столбу я пригвождён, к барьеру вызван я языко­вому. Ах, разность в языках!..» - напишет Высоцкий в своём по­священии Марине. Из этой неудобной ситуации ему приходилось поначалу выбираться самому. Марина, занятая своими проблема­ми, не понимала затруднений мужа: «Языковой барьер? Нет, у Вы­соцкого его не было - ни тогда, когда он первый раз приезжал в Париж, ни потом, когда он уже мог вполне сносно изъясняться по-французски и обходиться без помощи переводчика».
     А в дневнике Высоцкий писал: «Очень меня раздражает незна­ние языка. Я всё время спрашиваю: что? что? И это раздражает окружающих». Вот поэтому там, как он любил говорить - в «Парижске», он был рад любому поводу общения на русском языке. И тут такое везение: на одном из приёмов в доме Одиль Высоцкий встречает Михаила Барышникова - одного из лучших танцовщи­ков мира. Они знают друг друга ещё по Ленинграду. Их познако­мил тогда Кирилл Ласкари. Знаменитый балетмейстер ставил на те­левидении фильм-балет «Сказ о холопе Никишке», где дебютиро­вал М.Барышников.
     Иван Дыховичный: «Это была короткая - одно лето, - но очень сильная дружба. Мы были в Ленинграде. Миша очень жи­вой человек, душевно живой... Тогда образовался такой круг людей с открытой душой...»
В то ленинградское время ещё совсем юный Миша поражает всех красивым сложением, лицом балетного принца, идеальной ко­ординацией движений и лёгкостью танца; музыкальность, превос­ходно усвоенная безупречная форма исполнения и уникальный ар­тистический дар завоевывали зрительские сердца.
     В 1966 году на конкурсе в Варне 18-летний Михаил Барышни­ков получил свою первую международную премию. В 19 лет он - солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
     Он был лучшим на 1-м Международном конкурсе балета в Мо­скве. Критики писали, что Барышников сочетает прыжок Вацлава Нижинского с юмором. Но при росте 1,63 он стал не балетным ко­миком, а героем-любовником, часто иронизируя и над любовью, и над героизмом. В своих выступлениях Барышников никогда не по­вторялся - используя один и тот же музыкальный материал, на ка­ждом выступлении он интерпретировал его по-разному, в зависи­мости от настроения и сидящей в зале публики. «Человек-ртуть» называли его критики в советской печати. Новатор советской хо­реографии Леонид Якобсон ставил балетные спектакли в Мариинском специально на Барышникова.
     В июне 1974 года 26-летний Барышников в составе группы ар­тистов из разных советских театров - на гастролях в Торонто. Из Нью-Йорка в Торонто к Барышникову прилетел давнишний друг и коллега по кировской труппе Александр Минц, который эмигриро­вал в США еще два года назад. Минц приехал не просто увидеть то­варища, а передать, что Американский балетный театр готов при­нять Михаила в свою труппу. Желание работать с хореографами самых новаторских направлений и пример Рудольфа Нуриева, ос­тавшегося за границей, был слишком ярок и заманчив, чтобы ему не последовать. И солист театра им. Кирова Михаил Барышников становится невозвращенцем.
     Это был побег в буквальном смысле этого слова. Когда Барыш­ников 29 июня 1974 года после выступления выскользнул за кули­сы торонтского театра, а потом - на улицу, он бежал, мчался так быстро, что пронесся мимо машины с ожидающими его друзьями, которые должны были отвезти его в полицию для подачи заявле­ния о политическом убежище.
     На родине невозвращение танцовщика было сенсацией и позо­ром - непонятно только, для кого: то ли для Барышникова, то ли для страны. «Чего ему не хватало, - говорили на собраниях в те­атрах. - Член Центрального Комитета комсомола, любимец пуб­лики, по распоряжению свыше получил роскошную квартиру и автомобиль». Скорее всего, ему не хватало творческой свободы и достойной оценки своего труда: он хотел иметь свою школу, хо­тел сам ставить балеты. Он не был первопроходцем. Первым был Рудольф Нуриев - 16 июня 1961 года, второй была Наталья Ма­карова - 4 сентября 1970 года. Третьим стал Барышников. Будут последователи...

В Париже Высоцкий встретил не только друга, но и посредника для знакомства со многими интересными и талантливыми людьми. Главным в этой череде новых друзей станет Михаил Шемякин.И Высоцкий, и Барышников надеются встретиться в России:

Гранд-опера лишилась гранда -
В князья он вышел, должно быть, в Мышкины.
Дойдут, докатят до Ленинграда
Колеса Мишкины и ноги Мишкины.

Но Барышников в Россию не приедет.



Движеньем рук сказать «люблю»…

Владимир Высоцкий :: Посмертная судьба

Михаил Барышников
Схвати судьбу за горло, словно посох,
И па-де-де-держись все гала кряду!
Я въеду в Невский на твоих колесах,
А ты - пешком пройдешь по Ленинграду.
В. Высоцкий



Теперь мы хорошо знаем, что Высоцкий и Барышников были друзьями ещё в Союзе... Что они встречались в США, куда Барышников эмигрировал в середине 70-х годов... Но конкретных сведений об их отношениях пока не очень много...

Вспоминает друг Высоцкого, известный кинорежиссер Иван Дыховичный, который и познакомил В.В. с Барышниковым: "У них была короткая - одно лето - но очень сильная дружба. Мы были в Ленинграде, потом приехали в Москву... Миша очень живой человек, душевно живой... Может, сейчас он переменился, я знаю, что он не допускает до себя ни звонков, ни людей. А тогда образовался такой круг людей с открытой душой..."

Других сведений об этом времени пока нет, но сам Барышников рассказал в американском фильме о Высоцком, что в Ленинграде В.В. повел его на Чёрную речку и сказал: "Вот отсюда все начинается..."

Так получилось, что во время первой поездки в США Высоцкого и Марины Влади, они встречают Барышникова, который только что стал "невозвращенцем". (Кстати, перед этой поездкой В.В. пытались инструктировать в КГБ, и именно на случай встречи с Барышниковым.) Марина Влади: "Сидя в бассейне, мы видим, как приходят двое наших старых друзей - Милош Форман и только что эмигрировавший в США Миша Барышников в сопровождении красивой блондинки. Ты счастлив снова увидеться с Мишей. Вы совсем как маленькие мальчишки резвитесь в голубой воде бассейна... Мы возвращаемся в Нью-Йорк, где нас ждет Михаил Барышников. Он предоставляет в наше распоряжение свою квартиру".

[Spoiler (click to open)]

Скорее всего, Высоцкий останавливался в квартире Барышникова два, а может быть и три раза... Первый приезд описывает Марина Влади, во второй раз Высоцкий в Нью-Йорке (1978 год) - один. Барышников не мог даже встретить - гастроли. В.В. потом сказал Нине Максимовне Высоцкой, что несколько дней был в Нью-Йорке один, без знания города и языка... "Мамочка, было немного страшно..." Ещё В.В. рассказывал своей тете Александре Ивановне Высоцкой, что в России бы всё бросили, разговаривали бы всю ночь... "А Миша уехал делать деньги..."

Вероятно, в этот же приезд В.В. звонит своему родственнику Павлу Леонидову, который уже три года живёт в Нью-Йорке. Леонидов приходит к Высоцкому. "Володя остановился у Барышникова, который на гастролях". Дальше он описывает квартиру: "Скромно: диван, кресла, дверные проёмы в спальню; правее - на кухню, полка с книгами, на журнальном столике книга Панова с дарственной надписью Барышникову...".

Дальше Леонидов довольно нелицеприятно описывает вид и состояние В.В. и замечает, что "Володя с выключенным лицом...". Он подробно передает содержание этого последнего их разговора - все это есть в книге П.Леонидова "Высоцкий и другие" - к нашей теме это не имеет отношения...

В Париже с помощью Барышникова в жизни Высоцкого произошло очень важное событие, - он познакомился с Шемякиным. Вспоминает Ревекка Шемякина: "Нас познакомил Миша Барышников, он танцевал в тот вечер в Гранд-Опера. Танцевал всего пять минут - кажется, отрывок из "Дон Кихота" - и ещё было много всяких французов. Но когда вышел Бырышников, - ох, какие были аплодисменты!

После выступления он пригласил нас за кулисы, - вот там мы и познакомились с Володей и Мариной. А позже мы узнали: оказывается эти пять минут - а как он прыгал! - летал! - эти пять минут Миша танцевал со сломанной ногой. А когда мы все вместе возвращались домой, Миша выходя из лифта, чуть не упал...".

Барышников очень быстро становится американской и мировой знаменитостью. У исполнителей такого уровня время расписано на несколько лет вперед. Естественно, что приходится от чего-то отказываться, - в том числе и от каких-то человеческих контактов... В Союз доходят сведения, что Барышников зазнался, не признает старых друзей (т.е. бывших соотечественников). Как складывались отношения Высоцкого и Барышникова в самые последние годы (79-80 г.г.) - мы не знаем...

Есть только субъективное мнение Михаила Шемякина (субъективное, потому что его собственные отношения с Барышниковым не сложились - ни человеческие, ни деловые: например, не состоялся проект постановки балета с декорациями Шемякина): "Володя был поражён, когда Барышников стал задаваться. Володя говорил: "Как же так? Я его помню мальчиком, который через окно пролезал в гримерную...". И вдруг Барышников стал большой звездой, большим американцем!

Никогда не забуду... Я принес Мише записи, и там был "Памятник", где Володя говорит пророчески о себе... И Миша, который уже стал "портиться", сидел-сидел, слушал-слушал... А песня напряжённая, может быть, с нарушением некоторых ритмов... А Барышников схватился за голову: "Ну зачем он этим занимается?! Писал бы просто...". А я говорю: "Ах, ты - щен!" И было ещё покруче... По существу, из-за Володи мы и разругались".

Ещё в одном "грехе" упрекает Шемякин Барышникова... Высоцкий очень хотел попробовать себя в американском кино. Известная видеозапись на учебной студии МГУ - это своеобразная проба для фильма Уоррена Битти "Красные". Вместе с Володарским В.В. написал сценарий - "Каникулы после войны". Он получает согласие Депардье и Ольбрыхского сниматься в этом фильме... В Союзе - сценарий явно "непроходной"... Наши опытные - битые! - режиссеры отказываются. Тогда Высоцкий передает экземпляр сценария - Барышникову, который обещает найти переводчика и, вообще, - помочь. Но, по словам Шемякина, он просто потерял этот единственный на Западе экземпляр.

С другой стороны, известно, что после смерти Высоцкого - Барышников, несмотря на всю свою занятость, многое делает для увековечивания памяти своего друга... Барышников принимает участие в съёмках фильма о Высоцком (США - 1982 г.). Вот отрывок из его рассказа (в передаче В.П.Янкловича):

"Барышников вспомнил, что однажды сидел дома и слушал музыку. К окну подошел выпивший человек (в Ленинграде Барышников жил на первом этаже) и попросил стакан. А потом продолжил разговор:

- А ты что, музыку слушаешь? А Высоцкого у тебя нет?

- Под Высоцкого выпить хотите?

- Да, нет. Просто не хочу пить один".

Позже Барышников включает в американский фильм "Белые ночи" - по просьбе Марины Влади и Даниэля Ольбрыхского - песню "Кони привередливые". Вспоминает Д.Ольбрыхский:

"Может быть, это была не особенно удачная картина, хотя из-за Барышникова её стоило посмотреть. Несомненно сильным был эпизод, когда Миша танцует под песню Высоцкого. Впечатление потрясающее: величайший танцовщик мира "артикулирует самим собой произведение своего покойного друга... Удивительное, необыкновенное переживание".

Вот и все сведения, которыми мы располагаем на конец 1999 года. Но будем всё-таки надеяться, что звезда мирового балета Михаил Барышников найдёт время и напишет - или наговорит - воспоминания о Владимире Высоцком. Судя по этим немногим фактам, ему есть что рассказать...

Источник

художественный фильм, язык жестов, мемуары, язык тела, известные люди, поэт, В. С. Высоцкий, поэзия

Previous post Next post
Up