Подать руку
Дружба. На иврите это понятие передается несколькими словами: «хаверут», «хиба», «йедидут», «реут».
И каждое слово доносит до нас тот или иной оттенок этого важного явления человеческой жизни. «Хавер» - друг, товарищ. От глагола «лехабер» - «соединить». «Йедид» - близкий друг, это слово составлено из букв «йод», «далет», «йод», «далет». А «йод» и «далет» вместе дают слово «йад» - рука. Это такой друг, с которым ты будешь «плечом к плечу», это человек, которому не стыдно подать руку. «Хиба» - это симпатия, без которой невозможна настоящая дружба. А «реут» обозначает высокую степень близости. Как сказано в Торе: «… вэ аавта лереаха камоха» (и возлюби ближнего своего, как самого себя).
Дружба...… Насколько же нужно было разочароваться в людях, чтобы назвать этим словом бензопилу.
Михаил Задорнов
В русском языке существует множество поговорок о дружбе:
* Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
* Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
* Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.
* С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
* Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает.
* Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.
* С иным водиться - что в крапиву садиться.
* Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
* Нет друга - ищи, а нашел - береги.
* Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
* Был Филя в силе - все друзья к нему валили, а пришла беда - все прочь со двора.
* Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи, только всплачешься.
* Кто в правде туг - никому не друг.
* Лжец - всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг.
* Назвался другом - помогай в беде.
* Одежда лучше новая, а друг - старый.
* Старый друг лучше новых двух.
* Был у друга, пил воду - показалась слаще меду.
* Верный друг лучше сотни слуг.
* Дружба, как стекло.
А в еврейской традиции существует выражение, которое приписывается рабби Йоханану: «Хаврута о митута» (или друг (по учебе Торы) или смерть).
Эти слова рабби Йоханан произнес, потеряв лучшего друга и многолетнего партнера по изучению Торы, выдающегося оппонента - Шимона Реш-Лакиша, о котором известно, что в молодые годы он, сбившись с пути, бросил учебу и встал во главе шайки грабителей. В Талмуде приведен рассказ, как он вернулся к Торе (см. Бава Меция 54а). Однажды Реш-Лакиш увидел рабби Йоханана, купающегося в Иордане. Демонстрируя свою удаль, Реш-Лакиш одним махом перепрыгнул через реку. Рабби Йоханан взглянул на него и восхищенно сказал: "Такую бы силу Торе!" На что Реш-Лакиш ответил, посмотрев на рабби Йоханана: "Такую бы красоту женщинам!" (И действительно, рабби Йоханан отличался необыкновенной, поразительной красотой.) Между ними завязался разговор. Кончилось тем, что рабби Йоханан предложил своему новому знакомому: "Моя сестра красивей меня. Если пойдешь учиться, получишь ее в жены". Задумавшись над предложением, Реш-Лакиш в конце концов принял его и, вспомнив юность, засел за учебу, а вскоре справил и свадьбу с сестрой рабби Йоханана. Он действительно обладал колоссальной силой. Не только физической, но и духовной. А потому настолько выдвинулся среди всех учеников, что рабби Йоханан стал заниматься с ним один на один, в хевруте, в паре, когда два человека вдвоем разбирают изучаемый материал. (Такой метод изучения сохранился и в наши дни. Зайдите в любую йешиву. Если вы попали не на общий урок, то обратите внимание - все сидят, разбившись на пары, друг против друга, перед каждым свой том Талмуда. Изучают, спорят, возражают, совместно ищут ответы на поставленные вопросы. Ответы порождают новые вопросы, и так, пока тема не прояснится, а знания будут усвоены.)
Так, вместе учась, дожили рабби Йоханан и Реш-Лакиш до преклонных лет. Но закончилось все трагически. Однажды во время обсуждения вопроса о том, что является окончательной стадией изготовления мечей, ножей и кинжалов, Реш-Лакиш сказал, что только отшлифованное оружие можно считать годным к употреблению. Рабби Йоханан полагал, что нож готов раньше - в тот момент, когда его кладут в печь, - но тут же отказался от своих соображений, не без иронии подчеркнув, что мнение "специалиста" всегда предпочтительней. Реш-Лакиш взорвался: "Когда я был разбойником, меня тоже звали рабби - как и здесь! В конечном счете, чем ты мне помог?" Этим он хотел сказать, что Торе учился еще до встречи со своим наставником: знание законов об изготовлении режущих и колющих предметов приобретено им до присоединения к шайке разбойников. Ведь и они называли его за ученость "рабби", т. е. он не пришел к ним пустой, как белый лист бумаги, он учился в детстве! Но рабби Йоханан понял слова Реш-Лакиша буквально: "Чем я помог тебе?! Тем, что приблизил к Богу!" Последствия его обиды на "неблагодарного" ученика были самыми трагическими: Реш-Лакиш заболел и вскоре умер. Рабби Йоханан тяжело переживал его смерть, не без причины считая себя причастным к столь ранней кончине друга и любимого ученика. Ничего не поделаешь, такова реальность: боль оскорбленного мудреца - сила, действующая в мире не менее объективно, чем физические законы природы.
После смерти Реш-Лакиша безутешный рабби Йоханан не мог больше ни с кем учиться. Ему предложили в качестве хевруты одного из самых блестящих учеников того времени, рабби Элазара. Но это мало помогло. На каждое заявление учителя рабби Элазар приводил удачные ссылки из Мишны и Барайты, подтверждая его правоту, что без конца раздражало рабби Йоханана. "Разве ты можешь заменить Реш-Лакиша? - воскликнул однажды он с горечью. - Когда я, бывало, говорил что-нибудь, Реш-Лакиш приводил мне 24 возражения, а я давал на них 24 ответа. Таким образом прояснялись все вопросы. Ты же приводишь мне не возражения, а доказательства! Разве я сам не знаю, что прав?" Горю рабби Йоханана не было предела. Ему нужен был живой Реш-Лакиш...
Наши учителя о дружбе
В «Пиркей Авот» («Наставления Отцов») сказано:
«Йеошуа бен Перахья говорит: «Сделай себе учителя, и приобрети товарища…»
Как можно сделать себе учителя? Во-первых, прежде всего речь идет о выборе подходящего учителя, которому человек мог бы не только доверять, но и испытывать душевную симпатию. Во-вторых, прилежные ученики, задающие уточняющие вопросы, способствуют совершенствованию учителя.
А вот, что пишет Рамбам по поводу сказанного в «Пиркей Авот»:
"И заведи себе друга". Говорится именно о приобретении, но не сказано: сделай себе друга или подружись с товарищами, и т.п. Это значит, что при любых обстоятельствах желательно человеку самому взять себе друга, чтобы все решилось наилучшим образом, как сказано (Таанит, 23a ): "о хаврута о митута", т.е. "либо компания, либо смерть". А если не найдет друга, должен очень постараться найти, даже если поначалу просто возьмет его в компаньоны, пока тот не станет другом; и пусть все время делает по желанию его (т.е. избранного в друзья) , пока не окрепнут узы дружбы, как говорят Учителя этики: "Если ты дружишь, дружи не так, как ты привык, а так, как хочет твой друг". И когда намерения каждого из друзей будут соответствовать этому завету, каждый из них захочет исполнять желание другого, и окажется, что оба, нисколько не сомневаясь, стремятся к одному и тому же, и до чего верно говорит Аристотель: "Твой друг, этот другой, - это и есть ты".
А друзья бывают трех видов: друг для пользы, друг для удовольствия и друг для высшей цели. Дружбу для пользы можно сравнить с партнерством двух компаньонов или с отношениями между царем и его войском.
Но друзья для удовольствия бывают двух типов: товарищ в наслаждении и товарищ для поддержки. Дружба в наслаждении - это отношения мужчины и женщины в браке, и т.п. А товарищ для поддержки - это друг, на которого можно положиться, который не утаит от товарища ни дел, ни слов, который поверяет ему и хорошее и плохое, не боясь вызвать ссору или восстановить друга против себя. И когда у тебя в душе будет полная уверенность относительно некого человека, тогда будет и огромное удовольствие от беседы с ним и от дружбы с ним.
А товарищ для высшей цели - это такой, с которым у тебя будет одна заветная мечта и одно стремление делать добро, и каждый из таких друзей захочет заручиться поддержкою второго, чтобы оба вместе достигли высокой цели. Вот о таком друге и говорится: заведи себе друга, и эта дружба подобна общению рава (наставника) со своим учеником и ученика со своим равом (наставником).
Следующая цитата из древнего мидраша «Авот де-рабби Натан»:
И заведи себе друга. Как это (понимать)? Учит тебя, что человек должен приобрести себе товарища, чтобы есть с ним и пить с ним, и читать с ним, и учить (повторять) с ним, и которому он откроет все свои тайны: тайны Торы и тайны повседневного поведения, ибо когда сидят и занимаются Торой, а один из них ошибся в Алахе или в начале главы, или сказал о нечистом - чистое, или о чистом - нечистое, а о запрещенном - разрешено, или о разрешенном - запрещено, товарищ его вернет его к истине.
Откуда это? Потому что, когда товарищ его возвращает его и читает с ним вместе, то есть у них доброе вознаграждение в труде их, как сказано: "Двоим лучше, нежели одному, потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их". («Коэлет»)
Автор: Владимир Коган
Источник