"Язык любви" в представлении Лори Андерсон

Nov 03, 2012 00:43

image Click to view



Лори Андерсон - Язык Любви
(перевод Ирины Сергеевой)

Это было на острове где-то, среди самых далёких морей.
Жил на родине вечного лета многоногий задумчивый Змей.
Змей с ногами?! - бывает, конечно, - в этом мире немало чудес!
Он бродил вечерами неспешно и смотрел на тропический лес.

Там Мужчина и Женщина жили - день за днём, от зари до зари, 
Как моллюски, счастливыми были и наивными, как дикари.
Змей однажды гулял, как обычно, ублажая себя перед сном,
Cам с собой говорил он привычно, размышляя о том и о сём.

Вдруг увидел он Женщину рядом, с ней легко завязал разговор,
Стать друзьями они были рады и всё время общались с тех пор.
Змей её обаял, развлекая, и любимым для Женщины стал.
Лёгкий шум языком создавая, каждый день её уши ласкал.

А язык трепетал словно пламя, как причудливый танец огня,
Колдовал, как факир, над устами, привлекая к себе и маня…
Заскучала с мужчиной фемина, стало ей не по нраву, что он,
Как моллюск, вечно глупо-счастливый, да ещё толстокожий, как слон.

Ну, а Змей, продолжая беседы, ей рассказывал сказочный сон,
Как тайфун этот остров наведал и на берег акул принесло,
Как, открыв белозубые пасти, направлялись они в каждый дом…
И змеиные слушая страсти, забывала Она обо всём.

Но…пришёл за женою Мужчина и сказал ей: «Нам надо идти!»
А Она его взглядом сразила - мол, теперь разошлись их пути.
Когда женщина влюбится страстно, то преград для неё в мире нет, 
И взывать совершенно напрасно к её разуму в этот момент.

Тем не менее, лодка готова, муж с женой уплывают вдвоём,
И скитаются снова и снова, но не могут найти новый дом.
И не будет той паре покоя, потому что Она - влюблена
И горячечным бредом любовным голова её сладко полна...
………………………………………………………………………..
А история эта не сказка, не придуманный кем-то рассказ,
Мне известна подобная ласка - «разговорно-любовная связь».
Я всегда, погружаясь в работу, размышляю об этих вещах:
О любви, о долгах и заботах и о сказочно-красочных снах....



Laurie Anderson - Langue d'Amor

Let's see. Uh, it was on an island. And there was this snake. 
And the snake had legs. And he could walk all around the island. 
Yes. That's true. A snake with legs. 
And the man and the woman were on the island too. 
And they were not very smart. 
But they were happy as clams. Yes. 
Let's see. Uh...then one evening the snake was walking about 
in the garden and he was talking to himself and he saw the woman 
and they started to talk. And they became friends. 
Very good friends. 
And the woman liked the snake very much. Because when he 
talked, he make little noises with his tongue, and his long tongue 
was lightly licking about his lips. 
Like there was a fire inside his mouth and the flame 
would come dancing out of his mouth. 
And this woman liked this very much. 
And after that, she was bored with the man. 
Because no matter what happened, 
he was always as happy as a clam. 
What did the snake say? Yes! What was he saying? 
OK. I will tell you. 
The snake told her things about the world. He told her about 
the time there was a big typhoon on the island 
and all the sharks came out of the water. Yes. 
They came out of the water and they walked right into your house 
with their big white teeth. 
And the woman heard these things. And she was in love. 
And the man came out and said: We have to go now! 
And the woman did not want to go. Because she was a hothead. 
Because she was a woman in love. 
Anyway, we got into their boat and left the island. 
But they never stayed anywhere very long. 
Because the woman was restless. She was a hothead. 
She was a woman in love. 
And this is not a story people tell. 
It is something I know myself. 
And when I do my job, I am thinking about these things. 
Because when I do my job, that is what I think about.

Лори Андерсон (Laurie Anderson). Поэт, художница, скрипачка, робот?

Что такое музыка вообще? Музыка, как любая другая форма самовыражения, является территорией свободы. Проблема определения стиля музыки глубже, чем кажется на первый взгляд. Продавцу всегда легче продавать свой товар, когда он знает, что продаёт, покупателю легче приобрести, когда он знает жанр диска.


Музыку Лори Андерсон сложно определить одним словом. Когда я первый раз её услышала, я подумала: «Батько, шо це було? Шо за женская прямая речь? Спич, лекция, инфо или разговор по громкой связи? Шарманка, которая решила сыграть в альтернативный рок?» Предполагаешь, что инструмент расстроен, кое-что позаимствовано с ближайшей кухни, кое-что, вероятно, из космоса. Да и для певицы она слишком много говорит, и всё с лисьими, сладострастно-глубокими интонациями (недаром в «Падших ангелах» сцена девичьей мастурбации озвучена её песней Spеаk My Language).

Да, эта женщина в костюме и при галстуке, предпочитает пению вкрадчивую декламацию, она не поёт, а рассказывает истории. Такая полубеседа-полумонолог с вкраплениями мелодических фраз. Мастер перформанса, она любит привлекать в свое творчество внемузыкальные средства. Её перформансы - составные шоу. Спектр используемых средств впечатляет: видео, трёхмерные проекции, записи разговоров, жесты, кадры из фильмов и отрывки музыкальных пьес, мимика, танцы, световые картины. Ну ещё бы, ведь в музыку Лори пришла из богемной среды галерейщиков.

Уроженка Чикаго (1947), она изучала архитектуру и пространственный дизайн, историю древних культур, а когда в 1970-х занималась организацией выставок, то стремилась «озвучить» интерьер, монтируя динамики в мебель и стены.

Электронный бит и монологи приближают ее пение к рэпу. В свою очередь, ирония и изысканные аранжировки придают рэпу интеллигентный оттенок. Звучание соскальзывает от мелодичности к абсурду. Вот Белью играет на гитаре с резиновым грифом, а Лори танцует с Берроузом, звучат латиноамериканские инструменты, а широкоформатная проекция все это увеличивает. Ко всему добавляется электронная музыка.

В 1981-м она выпустила сингл «O Superman», построенный на технике коллажа. Перефразы и обрывки арий Жюля Массне она нанизала на ритм изуродованного вокала, дополнив всё это псевдогудками автоответчика и голосами, подкрашенными вокодером. Психоаналитический текст и новизна музыкального проявления произвели впечатление на слушателей. Да и необычная андрогинная внешность Лори. Так в то время стремились выглядеть многие известные музыканты-мужчины, а тут появилась женщина. В общем, песня попала на 2-ю строчку хит-парада.

Результатом оказался договор с фирмой «Warner Bros».

И не могло быть у 34-летней Лори другого дебюта: играла она лишь на скрипке. Скрипку же она сконструировала сама. Она помещала в неё магнитофон, на который записывала свою игру. В результате было слышно одновременно две скрипки.

Позже она начала работать со многими инструментами, а для записи новых шедевров приглашала признанных мэтров. В конце 70-х она заработала себе отличную репутацию в богеме Манхеттена. Она читала лекции, снимала кино, видео, ставила шоу, писала статьи.

Звездой американского авангарда и пост-модернизма Лори стала в 42 года.

Её первое публичное выступление состоялось в Бруклине в 1983 г. Тот же коллаж историй, вокала, электронной музыки, рока, жестов, мимики, танцев, кадров из фильмов и мультфильмов, компьютерной графики - все было выполнено с помощью современной техники и называлось «United States I-VI». Андерсон отказалась от традиционных роковых инструментов, в пользу синтезаторов, соединенных с флейтами, саксофонами, трубами. От рока остался только выразительный ритм, но при этом возникало ощущение, что в выступление вместили весь музыкальный диапазон от этнической до классической музыки.

Выпущенный на основе этого выступления пяти-комплект публикой был отвергнут. Но хорошо разошлась книга с текстами и фотографиями.

В 1986-м в Нью-Джерси Лори за 10 дней сняла фильм «Дом храбреца», где выступила сценаристом, режиссером и исполнительницей главной роли.

Основные темы Лори: любовь, одиночество, непонимание, расставание, безвременная смерть. Она рассказывает про военных, теракты, долги, дельфинов, девочек из плейбоя, про самолеты (о песне «O Superman» вновь вспомнили после 11 сентября, там говорилось о самолётах).

Она умеет простой стишок превратить в пижонский выверт и сделать из него немыслимую вещь. Её музыка одновременно и камерная, и обладающая пространством, минималистичная и живая, со следами другого прошлого, не такого, как у окружающих, ибо её сочинения существуют как бы вне времени. Так же, как вне времени существует антиквариат, при условии, что этот антиквариат выставлен в музее, а тут уж никаких сомнений.

Её песни постоянно прерываются, меняется интонация голоса, ритм, тембр. Такой сплав текста и музыки в свойственной ей одной манере смешивания несочетаемого и популярного с неповторимым. Она умудряется вытаскивать забытое и делать его актуальным. Её технократические утопии и клаустрофобические видения в сочетании являются цельным звуковым пейзажем. Она извлекает из синтезаторов нереальные, потусторонние звуки.

Мастер перформансов, но главным в них является слово. Она не считает себя музыкантом, она называет себя «рассказчицей историй». «Политика, образы, музыка - это только средства для украшения историй». Её реальные истории окутывает фантастическое окружение, человеческий голос околдован магией звуковых сочетаний. Это звуковая мозаика, сложенная из многих элементов, рождающих рассказ.

Она уделяет особое внимание технологиям. Для неё это не просто рабочий инструмент, это «отдушина», позволяющая ей самовыражаться. «Я ненавижу технику, я технофоб, но у меня огромное количество компьютеров, я от них зависима. Я говорю одно, а делаю другое. Я бы хотела сделать технику телесной, чувственной, более красивой. Я бы хотела создавать что-то чувственное, приятное на ощупь, я пытаюсь телесное и технологическое использовать так, как если бы они существовали в одном сне».

Она участница различных организаций - от феминисток до зеленых. И любую идеологию она умеет приодеть в одежды арт-шоу.

Любимица Уильяма Берроуза, Энди Уорхола и Энди Кауфмана, подруга Лу Рида и исполнительница первого в истории восьмиминутного сочинения в стилистике spoken word, Лори - едва ли не единственная женщина, единогласно принятая в клуб американских авангардистов на правах партнера.

Сардонический пессимизм и оголенный феминизм, хрустальный вокал и небесная скрипка - это всё Лори. Все без лишнего пафоса, но с потусторонним холодком.

Ее воспринимают как гибрид поэтессы, художницы, скрипачки и холодного робота.

Случайностей не существует, есть закономерности и знаки. Эти закономерности позволяют вытягивать единственный выученный билет на экзамене, вернуться домой за минуту до важного звонка, сесть не в тот автобус и познакомиться там с человеком «на всю жизнь», и, наверное, они же заставляют взять с магазинной полки диск какой-то Лори Андерсон.

И оказывается, что «какая-то Лори» - это мир, который необходим тебе именно в этот самый момент, мир, который остается с тобой навсегда.

P.S.: Если бы сегодня Лори Андерсен была на моем месте в заброшенном детском парке, то она бы сняла полнометражный клип «Детство» (она же устраивала 20-минутный концерт для собак, 5.06.2010). Пронзительный скрип неработающих каруселей. На дальнем плане звуки проезжающих машин, сухой кашель, звуки завывающего ветра. Трехмерное изображение качелей, костюмированный электроклэш. А в конце мы понимаем, что кто-то умер. (У неё ведь особые отношения с темой смерти.) Вот последний звук велосипедного гудка и... Все. Очередной приз. Теги: певцы, современность, оригинальность, таланты, песни, музыканты, искусство, музыка 4 комментария (посмотреть последние комментарии)

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-41013/
© Shkolazhizni.ru

Из комментариев:

Татьяна Грибанова - Мастер - 27 ноября 2010 в 17:06

спасибо. слушайте непременно) у О. Генри есть рассказ о том, как человек покорял людей звуком своего голоса. вот голос Лори один из таких. она многое проговаривает, и в любом другом случае это было бы утомительно слушать, только не у неё.) у неё это слушается на одном дыхании.) просто не все умеют так объяснить. она - умеет. к тому же всё, что она говорит, само по себе исполнено смыслом. ей достаточно сделать что-то простое и рассказать об этом: и вдруг окажется, что нет ничего важнее. другим, чтобы так рассказать, нужно совершить что=то из рук вон выходящее_) мой знакомый после ее концерта сказал: я просидел с открытым ртом, настолько всё было сильно сделано. полное ощущение сна от всего, что происходило. вот 2 ролика. она офигенная)

image Click to view



В 5 главе книги Стива Диксона "Цифровой перфоманс: история новых медиа в театре, танце, спектакле и инсталляции" целый раздел о Лори Андерсен: http://www.cyland.ru 

Цитата: "В 1981 году на фирме One Ten Records она выпустила нетипичный для тех времен, очень продолжительный по звучанию сингл O Superman. Парафразы строф и обрывки арий французского композитора Жюля Массне она нанизала на четкую ритмику вокальной партии, а для большего впечатления дополнила ее вокодерным голосом телефонного автоответчика. Из пустоты выныривают голоса то матери, зовущей дочерей в гости, то безвестного посетителя, произносящего невнятные угрозы, других персонажей. Паутина звучания синтезатора лишь изредка уступает место мини-мотивам флейты и саксофона. Текст, выдающий компетентность автора в психоаналитической терминологии, и новизна музыкального проявления произвели впечатление на слушателей, особенно в Англии, где он стал в списках вторым. Результатом оказался договор с фирмой Warner Bros на довольно круглую сумму." (http://www.agharta.net/Encyclopedy/anderson_laurie.html)

Цитата: "То, что Лори Андерсон в принципе может восприниматься как поп-артистка - заслуга сингла "O Superman", который издал в 1981 году на своем лейбле "One Ten Records" Бой Джордж. Абсолютно некоммерческая по всем параметрам 11-минутная запись неожиданно заняла второе место в национальных чартах Великобритании и привлекла к Андерсон внимание "Warner", которым хватило сообразительности предложить ей контракт, практически ни в чем ее не ограничивающий. А это значит, что она могла и дальше свободно вкладываться в рискованные проекты: например, издать отдельной записью семичасовое представление в четырех частях "Соединенные Штаты". Надо сказать, при всем этом работы Андерсон раскупались более чем хорошо, и наиболее поп-ориентированной ее пластинкой принято считать записанный при участии Питера Гэбриела концептуальный альбом "Mister Heartbreak"." (http://colodez.spb.ru/kladovaya/rings/laurie.html).

английский язык, язык, семиотика, музыка, языковая философия, видео, певец, язык и музыка, женский язык

Previous post Next post
Up