"Летит, несётся по России бричка. А в бричке - Павел Иванович Чичиков..." (5)

Nov 09, 2013 12:22

Иллюстрированные издания «Мертвых душ» Н.В.Гоголя

Е.Л.Немировский

Иллюстрированные собрания сочинений

Гравюры Марка Шагала

Иллюстрации 30-50-х годов ХХ века

Работы последних десятилетий

Окончание. Начало в № 1-2’2004
Иллюстрированные собрания сочинений

С начала ХХ столетия в свет выходят иллюстрированные собрания сочинений Н.В.Гоголя, в составе которых, конечно, были и «Мертвые души». Наиболее известно среди них собрание, выпущенное «Товариществом М.О.Вольфа» в серии «Великие русские писатели». Это было богатое издание, рассчитанное на состоятельного читателя. Оно имело большой формат и было заключено в переплеты с золотым тиснением имени писателя и с блинтовым портретом­барельефом, помещенным в круглом медальоне. Толстые тома были одеты в суперобложку, что по тем временам было в новинку. Более того, имелся и картонный футляр с наклейкой следующего содержания: «Без этого футляра книга обратно не принимается».

Сочинения Н.В.Гоголя вышли в свет в 1908 году и впоследствии неоднократно переиздавались. Это были стереотипные издания, и печатались они без каких­либо изменений. Иллюстрирована была как биография писателя, которой открывался том, так и его сочинения. Рисунки для основной части издания делал художник В.А.Табурин. Сколько­нибудь широкой известностью он не пользовался, хотя его рисунки, большей частью «репортажные», нередко встречались на страницах «Нивы». К изданию М.О.Вольфа он сделал 32 иллюстрации, помещенные на отдельных листах. На долю «Мертвых душ» пришлось 6 иллюстраций. Все они были подписаны короткими цитатами из Н.В.Гоголя. Иллюстрации были полутоновыми, черно­белыми и воспроизводились методом автотипии.

Для иллюстрирования В.А.Табурин выбрал ряд не столько кульминационных, сколько выгодных с постановочной точки зрения моментов: прощание Чичикова с семейством Маниловых, ссора Павла Ивановича с Ноздревым и т.п. Рисунки были исполнены в хорошей реалистической манере, но значительного вклада в иконографию «Мертвых душ» они, конечно, не внесли.

Отметим попутно, что «Товарищество М.О.Вольфа» выпустило и небольшой альбом «Гоголь в иллюстрациях художника В.А.Табурина», который распространялся как приложение к журналу «Задушевное слово». Но в него вошла всего одна иллюстрация к «Мертвым душам» - с подписью «Здесь герой наш постепенно отступил назад». Изображен на ней был разговор Чичикова с Плюшкиным.


Гораздо роскошнее было оформлено «Иллюстрированное полное собрание сочинений» Н.В.Гоголя, выпущенное в 1911­1912 годах московским издательством «Печатник». Двум книгам «Мертвых душ» здесь было отведено два тома - пятый и шестой. Первый из них содержал 42 иллюстрации, во втором - 29. В большинстве своем это работы П.М.Боклевского, но есть также 10 акварелей П.П.Соколова, 8 рисунков П.Пирогова, 4 - М.Зайцева и 4 - В.Комарова. Они воспроизведены как на отдельных листах, так и непосредственно в тексте. Особенно хороши цветные акварели П.М.Боклевского, прежде никогда не печатавшиеся. Они репродуцированы многокрасочной автотипией и изображают - во весь рост - основных героев «Мертвых душ»: Собакевича, Плюшкина, Ноздрева, Коробочку, Манилова, Мижуева... Черные акварели П.П.Соколова воспроизведены фототипией в коричневых тонах на отдельных листах толстой бумаги.

Среди других иллюстрированных дореволюционных собраний сочинений Н.В.Гоголя назовем однотомник, неоднократно (в 1902, 1907, 1909 и др. годах) выпускавшийся московским издателем Андреем Яковлевичем Панафидиным (1857­1902), а после его смерти - его вдовой Александрой Самуиловной (1873­?). Здесь было 240 иллюстраций, выполненных художниками К.О.Брожем, М.Т.Ми­хайловым и А.А.Чикиным. Наиболее известен среди них был Карел Осипович Брож (1836­1901), учившийся в Вене, но большую часть жизни проживший в России.

Иллюстрированные издания сочинений Н.В.Гоголя выходили и в пров инции. В 1913 году такой однотомник, объемом более 1000 страниц, выпустил в Екатеринославе Л.М.Ро­зенберг1. 128 рисунков для этого издания исполнены малоизвест­ ными художниками Смирновым, Соловьевым и Витманом.

В советское время собрания сочинений Н.В.Гоголя также иллюстрировались, но новых иллюстрационных циклов в них не было; использовались преимущественно рисунки А.А.Агина и П.М.Боклевского.

Гравюры Марка Шагала

Особого разговора заслуживает цикл из 118 иллюстраций, исполненных в 1923­1926 годах одним из крупнейших и известнейших художников ХХ столетия Марком Захаровичем Шагалом (1887­1985). Он родился в Витебске, но почти всю жизнь прожил во Франции. В 1920­х годах Шагал выполнил три больших цикла иллюстраций - к Библии, к «Басням» Жана де Лафонтена и к «Мертвым душам» Н.В.Гоголя. Эти работы финансировал издатель и меценат Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard), который, к сожалению, умер прежде, чем они увидели свет. В 1927 году иллюстрации к «Мертвым душам» были подарены художником Государственной Третьяковской галерее с дарственной надписью: «Дарю Третьяковской галерее со всей моей любовью русского художника к своей Родине эту серию 96 гравюр к «Мертвым душам» Гоголя для издателя «Ambroise Vollard» в Париже. Париж 1927. Марк Шагал».

Иллюстрации к «Мертвым душам» были задуманы как станковые гравюры, исполненные в технике офорта и в смешанной технике офорта, сухой иглы и акватинты. Первое издание всех трех иллюстрационных сюит Шагала было осуществлено лишь в 1948­1956 годах парижским издателем Териадом (Teriade). В книжной форме гравюры к гоголевской поэме появились в двухтомном издании «Мертвых душ», выпущенном в Париже в 1948 году. Для этого издания М.Шагал дополнительно изготовил 11 небольших гравюр, призванных служить заставками к отдельным главам. Издание было напечатано ограниченным тиражом - 325 нумерованных экземпляров - и стоило очень дорого. Кроме того, отпечатали еще 33 именных экземпляра, предназначенных для тех, кто принимал участие в реализации проекта. Печатали на бумаге ручной выделки, снабженной буквенным водяным знаком «Ames Mortes», то есть «Мертвые души». Это защищало издание от подделки. М.Шагал собственноручно расписался на листе с выходными сведениями каждого экземпляра. В Российской государственной библиотеке этого издания нет, но оно вместе с гравюрами экспонировалось на выставке в Государственном Эрмитаже в 1987 году2.

Библиофильским было и отдельное издание гравюр Марка Шагала к «Мертвым душам», предпринятое в Германии в 1991 году3. Многие из гравюр М.Шагала репродуцировались в альбомах и искусствоведческих изданиях, где с ними и можно ознакомиться4. Первое русское издание «Мертвых душ», иллюстрированное этими гравюрами5, появилось в конце 2003 года.



Гоголь и Шагал

Гравюры цельностраничны. Размеры большинства из них - 288,9 x 222,3 мм. Рисунки М.Шагала предельно гротескны. Творческая манера художника сразу же узнается по смещению времени и действия, по отсутствию какой­либо упорядоченной перспективы, по неожиданным ракурсам изображений людей, животных и предметов на одном и том же листе. О влиянии образов гоголевских персонажей, созданных А.А.Агиным, здесь, конечно, говорить не приходится. Да и узнаются гоголевские персонажи плохо. Сюжетная схема «Мертвых душ» по сути была использована Марком Шагалом для очередной разработки близкой ему темы западнорусского провинциального городка. Открывается сюита листом, на котором изображен приезд Чичикова в губернский город. Открытая - без верха - коляска с нашим героем въезжает в ворота, украшенные сверху резными изображениями петухов. Слева от ворот заведение с вывеской «Кабак», справа - лавка с надписью «Сбитень». Среди гравюр есть и «портреты» Коробочки и Собакевича, изображенных во весь рост. Вслед за П.П.Со­коловым Шагал изображает Чичикова, который ложится спать в доме Коробочки. Но если у Соколова герой уже лежит, прикрытый одеялом, то у Шагала - только­только собирается лечь.



Прибытие Чичикова в город NN

Марка Шагала интересовали и темы, которые ранее художниками не разрабатывались. В их числе, например, «Рождение Чичикова». Мы видим лежащую в постели обнаженную мать нашего героя и стоящую рядом повитуху с ребенком на руках.

Был среди иллюстраций и лист «Гоголь и Шагал» с портретом писателя и автопортретом художника. А в верхней части гравюры изображены многие герои бессмертной гоголев­ской поэмы - вплоть до парящих в облаках мужиков - мертвых душ.

Помимо персонажей «Мертвых душ» Шагала интересуют и пейзажи. Он изображает губернский город, усадьбу Плюшкина и старый сад в его имении.

Продолжение следует

КомпьюАрт 3'2004

русская литература, русская культура, иллюстрации, книжный мир, Н. В. Гоголь

Previous post Next post
Up