Семён Парижский в докладе
«Буквы, искрящиеся в еде»: из кулинарной философии и практики еврейских мистиков» (с 21:15 в ролике), упоминая книгу
«Кдушат Леви» Леви Ицхака из Бердичева, одного из самых известных хасидских учителей, говорит о стиле в иврите: «Вы знаете, на иврите красивый стиль - это когда много раз повторяется один и тот же корень, и поэтому в иврите это очень часто так».
Прямым потомком
цадика Леви-Ицхока из Бердичева был
Марк Львович Дерба́ремдикер - изобретатель, химик, кандидат химических наук, автор более 80 авторских свидетельств, «Лучший изобретатель лёгкой промышленности СССР». «Его работы в вопросах еврейского языкознания, истории и литературы публиковались на разных языках на Украине, в России, Польше, США, Израиле и других странах. Он собирал устный фольклор, который еврейский народ накопил за свою многовековую, во многом печальную и трагическую историю. Это пословицы, шутки, анекдоты, басни, сказки» (
источник).
(фрагмент
статьи "СИМВОЛЫ МАРКА ДЕРБАРЕМДИКЕРА")
- Символы - путеводная ось развития человеческой культуры, - разъясняет ученый. - Тотемы, идолы, надгробья, пирамиды, скульптуры, храмы не служат ведь непосредственному удовлетворению материальных потребностей человека. Да и сама речь человеческая, язык и письменность - вещественно-символическая, выражающие те или иные стороны мышления.
- Можете сказать какова роль символов в жизни народа? - спрашиваю моего мудрого собеседника.
- Не буду говорить о других, но в жизни евреев символика играет особую роль. Она стала основой сохранения народа как единой общности в течение веков и тысячелетий его существования. И главным образом - в рассеянии. Еврейскими мудрецами создавались и внедрялись в сознание народа неразрушаемые символы, которые на первый взгляд могли показаться эфемерными, а в действительности оказались прочнее тех рукотворных чудес света, которые не смогли спасти построивших их империй и народов от исчезновения с исторической арены. Что же касается еврейских символов, то давайте вспомним прежде всего библейский "куст, который горит и никогда не сгорает…". Это величественный символ! Это метафора, равной которой по художественной выразительности, образности и одновременно по правдивости, действенности божественно-человеческого слова нет во всей мировой поэзии. Напомню еще некоторые моменты еврейской символики и реальной жизни. Каждый входящий в помещение касается пальцами мезузы и целует их; отец семейства каждый день одевает тфилин и молится; мама не должна перепутать посуду для мясных и молочных блюд; начало каждого еврейского месяца отмечается особой молитвой… Таковы особенности традиций соблюдения символов, составляющих то, что мы называем еврейской жизнью.
- Марк Львович, мы издали двухтомник воспоминаний ветеранов войны "Расскажи сыну своему…" Это название тоже символично?
- Когда евреи жили в изгнании, тезис "Передай сыну своему…" звучал в ушах ребенка с тех пор, как он начинает осознавать значение членораздельных звуков. Он еще не осознает, что такое сын или дочь, а уже слышит эту фразу, причем, ежедневно, еженедельно, ежемесячно повторяемую…
Любит Марк Львович собирать и трактовать символы в богатом устном фольклоре, которые еврейский народ накопил за свою многовековую, во многом печальную и трагическую историю. Это пословицы, шутки, анекдоты, басни, сказки… Вот, некоторые из них: "От злобы стареют, от смеха молодеют. Злоба превращает умного в дурака", "Умный кушает, чтобы жить, дурак живет, чтобы кушать", "Если ложится спать без ужина, будет низким изголовье". К каждой пословице или поговорке дается трактовка. Смысл последней он трактует таким образом: "Если действительно с каждым "без ужина" изголовье становится все ниже и ниже, то следовало бы быть перекрученным так, чтобы спать головою вниз и ногами вверх. В таком положении усиливается приток крови к головному мозгу и человек становится от этого умнее. Так что "без ужина" - это средство стать мудрым…".
- Скажите, Марк Львович, а сейчас есть живые пророки и, по большому счету, мудрецы или это будет определено после их смерти?
- Каждая эпоха рождает своих героев, своих пророков. Думаю, сейчас личности не следует затрагивать, ибо сам народ выступает в роли коллективного пророка-провидца. И это выражено в его фольклоре: пословицах, легендах, притчах, языковых идиомах …