Оригинал взят у
piiriniemi в
СВОИ И ЧУЖИЕ (об этнических стереотипах)Сложно ли жить в многонациональном мире? Есть ли возможность понять человека другой культуры, языка и религии?
Не так давно в моду вошло слово «толерантность» - терпимость по отношению к мыслям, образу жизни другого человека.
Но становимся ли мы от этого снисходительнее к другим? Можем ли воспринять другого человека?
Особенности человеческой психики таковы, что мы часто готовы винить в своих бедах не себя, а внешние силы.
Так и источниками зла, по мнению обывателя, зачастую становятся люди с другим цветом кожи, разговаривающие на чужом языке, исповедующие иную религию…
К сожалению, в раннем возрасте не делают прививки от межнациональной розни: знания о народах школьник может почерпнуть лишь из курса географии в очень кратком, явно недостаточном для современного мира, объеме.
Люди становятся жертвами радикально настроенных пропагандистов и демагогов в том числе из-за отсутствия минимальных знаний о народах.
Рассмотрим некоторые бытовые точки зрения на свой и чужой этнос.
Один народ назовем условно адойцы, а другой - бегальцы. Названия не так важны, поскольку в зависимости от симпатий / антипатий говорящего их место может занять любой другой существующий этнос.
1. Адойцы - самый чистый, самый исконный (германский, славянский, романский …) народ, а бегальцы - вовсе не народ, а сборище «полукровок».
Между тем, человеку знакомому с этнологией (наукой о народах), известно, что абсолютно «чистых» народов не бывает - все народы смешанные.
Это касается в равной степени русских, украинцев, белорусов (в сложении которых принимали участие славянские, финно-угорские, балтские, тюркские племена), немцев (в жилах которых течет и славянская кровь), французов (в чьих предках значатся, кроме римлян, кельты и германцы) и многих других …
Каждый народ в своей культуре, языке и крови подобен букету цветов или лоскутному одеялу: он хоть и составлен из разных цветков / лоскутов, но в целом образует определенную (уникальную) композицию.
2. Народа бегальцы не существует, поскольку их язык - «испорченный» язык адойцев.
В действительности, хотя язык - существенная черта этноса, но она не универсальна.
Народы могут говорить на одном языке (например, на немецком - немцы и австрийцы; на сербохорватском - сербы, хорваты, боснийцы, черногорцы), считая друг друга при этом разными этносами.
Поэтому важнейшим признаком народа все же является этническое самосознание.
Иными словами, кем себя человек ощущает - тем и является.
3. Мы говорим на адойском языке - значит все наши предки говорили на адойском и были адойцами.
Слепо следуя такой логике можно предположить, что предки афроамериканцев, для которых родной язык английский - германцы (индоевропейцы).
Во-первых, родство языков не обязательно предполагает кровное родство народов, языковые предки - не всегда предки по крови.
Смена языка и самосознания - нередкое явление. Приведем близкий северянам пример: из записок иностранных путешественников известно, что в XVI веке в Белозерье, в районе Устюга и Холмогор население владело кроме русского, местными языками, а в XVIII веке под Каргополем говорили на «испорченном» финском языке (под которым, понимался вепсский или карельский).
Во-вторых, у каждого 2 родителя, а дедушек и бабушек - 4, прадедушек и прабабушек - 8 и далее - в геометрической прогрессии…
Учитывая, что каждое столетие сменяются 3 поколения, нетрудно посчитать, что, во времена Ивана Грозного у каждого из нас должно одновременно жить как минимум несколько сотен прапрапра...
Конечно, это были люди не связанные (или почти не связанные) между собой, неодинакового социального статуса. Соответственно они могли говорить на разных языках и молиться разным богам.
О них мы почти ничего не знаем, значит - не знаем и себя в полной мере.
Но не зная себя, можем ли мы предвзято относится к другим только от того, что они говорят на другом языке?
Основная иллюстрация:
http://www.znaem-mozhem.ru/node/3214