Музыкальные произведения на стихи Велимира Хлебникова

Oct 11, 2013 20:40




Ю.В. Пивнюк, «Музей петербургского авангарда» (Дом М.В. Матюшина)

(по материалам Хлебниковских чтений)

Одним из первых сочинений, написанных на стихи Хлебникова, стал романс «Ветер утих…», созданный Александром Савватьевичем Абрамским в 1926 г. В основу романса лег фрагмент стихотворения «А я…». К поэзии Хлебникова композитор обратился во время обучения в Московской консерватории. Романс «Ветер утих…» был написан в период ломки академических устоев и поисков новых выразительных средств, поэтому его отличает острота гармонического языка (задействован весь хроматический звукоряд). Сочинение написано для высокого голоса и фортепиано.

Если взглянуть на перечень стихотворений Хлебникова, привлекших внимание композиторов, можно заметить, что лидером по количеству обращений является четверостишие «Когда умирают кони». Данное стихотворение было положено на музыку несколько раз.

В 1968 г. было издано произведение Бориса Израилевича Шнапера под названием «Поэзия». Данное сочинение представляет собой цикл вокальных миниатюр на стихи советских и зарубежных поэтов для голоса и фортепиано. Цикл открывается вступлением, написанным на стихотворение «Когда умирают кони». Партия вокала исполняется взволнованным шепотом, ей вторит лаконичное сопровождение фортепиано.

Сергей Васильевич Аксюк в 1970 г. написал романс для голоса в сопровождении фортепиано, в основу которого также легло стихотворение «Когда умирают кони». По звучанию данное произведение не выходит за рамки традиционной гармонии, количество диссонансных аккордов минимально.

Валерий Васильевич Пьянков на основе данного стихотворения создал произведение для хорового исполнения (издано в 1985 г.). Сочинение написано для смешанного хора без сопровождения. Присутствуют четыре вокальные партии (сопрано, альты, тенора, басы). В данном произведении преобладают новаторские приемы, присутствует большое количество диссонансов. Поэтические строки дробятся, начало и окончание фразы поручаются различным голосам.



Георгий Васильевич Свиридов также не остался равнодушным к творчеству Хлебникова. Что неудивительно, поскольку композитору принадлежит честь «открытия» для музыки поэзии другого футуриста - Владимира Маяковского. Свиридов обратился к стихотворению Хлебникова «Мне спойте про девушек чистых…», написав на его основе песню для баса под названием «Юным».

Владимир Александрович Кобекин написал произведение под названием «Веле! Веле! или Язык богов и птиц», глоссолалии Велимира Хлебникова для декламатора и фортепиано в четыре руки. В качестве текстовой основы были использованы заумные эксперименты поэта.

Помимо отдельных произведений, также создавались и целые вокальные циклы на стихи В. Хлебникова.

В 1968 г. Эдисон Васильевич Денисов написал цикл «Осень» на 3 стихотворения Хлебникова («Собор грачей осенний», «Где опустило солнце осеннее», «Как осень изменяет сад»). Триптих создан для 13 солирующих голосов. Композитор предлагает особое расположение исполнителей на сцене. Обычно голоса размещаются слева направо по мере понижения тембра. Денисов высокие голоса (сопрано и тенора) расположил в центре, низкие - поместил по краям. Нередко слова хлебниковских стихов раздроблены, каждый следующий слог подхватывается другим голосом.

В этом же году (1968) Глеб Серафимович Седельников написал вокальный цикл «Я ведал» для голоса в сопровождении фортепиано. Цикл состоит из 12 прелюдий, в основу которых легли стихотворения Хлебникова («И я свирел в свою свирель…», «Облакини плыли и выдали», «Заклятье смехом» и др.)

Еще один вокальный цикл создал Сергей Самуилович Беринский в 1976 г. Композитором были написаны 6 песен на стихотворения Хлебникова, объединенных названием «Черный любирь». Цикл предназначен для сопрано и фортепиано.

Александр Алексеевич Бузовкин написал хоровой цикл на стихи Хлебникова. В его состав вошли 5 сочинений для смешанного хора без сопровождения. Количество голосов варьируется от 4 до 8, часто мелодическую партию ведет один голос, остальные используются в качестве сопровождения.

В 1980-е гг. интерес композиторов к творчеству Хлебникова значительно возрос. Связано это было с первую очередь с тем, что после смерти поэта его произведения публиковались в очень ограниченном количестве, и, несмотря на отсутствие официального запрета на издание стихотворений Хлебникова, его творчество было практически недоступным.

В 1986 г Николай Николаевич Сидельников написал вокальный цикл «В стране осок и незабудок» для четырех исполнителей: двух сопрано, меццо-сопрано, драматического тенора в сопровождении фортепиано. Сочинение включает в себя тринадцать песен на стихи Хлебникова.

Годом позднее (1987 г.) Леонидом Александровичем Грабовским был создан вокально-инструментальный цикл «Когда». Произведение предназначено для голоса и трех инструментов и состоит из инструментального вступления и девяти вокальных миниатюр.

Некоторые композиторы несколько раз обращались к текстам Хлебникова. Александр Михайлович Раскатов создал два произведения на стихи поэта. Первым стала написанная в 1988 г. кантата «Гра-ка-ха-та» для тенора, скрипки и ансамбля ударных. В 1997 г. Раскатов вернулся к творчеству Хлебникова, в результате появилось произведение «Ритуал» для сопрано и ударных.

Владимир Иванович Мартынов трижды использовал произведения Хлебникова. Кантата «Четыре стихотворения В.Хлебникова», написанная в 1964 г. стала одним из первых произведений 18-летнего композитора. Вновь Мартынов вернулся к творчеству поэта уже в 1990-е гг. В 1996 г. он написал ораторию «Ночь в Галиции» на стихи Хлебникова (использовались фрагменты произведений «Ночь в Галиции» и «Лесная тоска») и тексты русских народных песен. Композитор соединяет в этом произведении народный хор и камерный оркестр.

Следующим произведением композитора стала вокально-инструментальная сюита «Дети выдры», написанная в конце 2000-х гг. Данное сочинение представляет собой совместный проект Мартынова с тувинским коллективом «Хуун-Хуур-Ту», исполняющим традиционную музыку. В состав исполнителей также входят камерный инструментальный ансамбль и смешанный хор. Неожиданное сочетание академической музыки и тувинского горлового пения производит сильное впечатление.

Творчество Хлебникова не обошла стороной и эстрадная музыка. В начале 1980-х гг. Александр Борисович Журбин создал два вокальных цикла на стихи Цветаевой и Хлебникова, объединенных под названием «Два портрета». Хлебниковская часть состоит из четырех композиций на стихотворения «Бобэоби», «Заклятие смехом», «Точит деревья и тихо течет», «Когда умирают кони». По словам композитора, он пытался передать «высокий трагизм, «космичность», скоморошество и исступлённость Хлебникова».

Также интерес к творчеству поэта проявил музыкальный коллектив «Унесенные ветки», образованный в начале 2000-х гг. В своем творчестве группа сочетает элементы различных музыкальных направлений - джаза, рока, неоклассики и этнической музыки. В 2008 г. коллектив записал альбом «Февральский концерт в октябре» с композицией «Кони», написанной на стихотворение «Когда умирают кони».

К творчеству Хлебникова обращался и другой российский рок-коллектив «Аукцыон». В 1995 г. группа совместно с Алексеем Хвостенко записала альбом «Жилец вершин», содержащий 15 композиций, написанных на стихотворения Хлебникова. В 2009 г. лидер группы «Аукцыон» Леонид Федоров и контрабасист Владимир Волков выпустили альбом «Разинримилев». В его основу легла поэма-перевертень Хлебникова «Разин».

На протяжении прошедшей уже почти сотни лет со смерти Хлебникова, к его творчеству обращались композиторы разных направлений и стилей. Эти произведения значительно отличаются друг от друга композицией, структурой, составом исполнителей. Однако стихотворения Хлебникова гармонично сочетаются с различными музыкальными формами.

По преимуществу к творчеству Хлебникова обращались композиторы-новаторы, и можно сказать, что поиски Хлебникова в области литературного языка способствовали новаторским экспериментам в музыке.

К сожалению, значительная часть вышеперечисленных музыкальных произведений исполняется крайне редко, однако неослабевающий интерес к текстам Хлебникова со стороны композиторов свидетельствует о востребованности творчества поэта в начале ХХI в.

Источник: Крестцы

язык поэзии, язык музыки, поэт

Previous post Next post
Up