Существенные черты поэзии и живописи 1910-х годов

Sep 02, 2013 20:12

(фрагменты статьи Д. В. Сарабьянова "Русская живопись. Пробуждение памяти")

Принижение образа
     Д. В. Сарабьянов, отмечая в статье "Русская живопись. Пробуждение памяти" как "весьма существенную черту живописи и поэзии 1910-х годов" - "принижени­е образа, стремление спуститься с пьедестала эстетического", подчёркивает, что в выражении этой тенденции в русской художественной культуре бесспорно лидирует Ларионов.

[Spoiler (click to open)]

"Он был первым, кто "опустил" сюжеты своих произведений до "антиэстетического" уровня. Уже в 1908 году на втором плане его "гогеновской" картины "Цыганка" появилась фигура свиньи, которая затем, как я только что сказал, часто украшала его полотна. Скоро главное место заняли представители пошлого мещанского мира провинции, потом - солдаты, так называемые Венеры (солдатская, молдавская, кацапская и т.д.), наконец, де­вицы сомнительного поведения ("Манька-курва"). В период создания "солдатской" серии в работах появляются заборные надписи - подчас откровенно нецензурные. В картине "Солдаты" (1910) герои режутся в карты, распевают песни под гармонику, пьют водку и пиво. Еще более непристойно ведут себя ларионовские девицы.

Можно не сомневаться в том, что ларионовский опыт образного снижения, ставший важной частью его программной борьбы с "благопристойным" вкусом, с надоевшими правилами, с мещанским "здравым смыслом", отразился в поэтической деятельности Маяковского, Бурлюка, Каменского, Крученых и в какой-то мере Хлебникова. Бурлюк не брезговал эстетизированным эротизмом, примером чему может служить стихотворение "Хор блудниц", опубликованное в сборнике "Четыре птицы" (1916). Поэт в большей мере занят смакованием фривольности, нежели стремлением возвести ее в средство протестующего эпатажа. Последний характерен и для Маяковского. В тех случаях, когда поэт допускает нецензурные выражения, они нужны ему в качестве обличающих слов-проклятий.

Вам ли, любящим баб до блюда

жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше блядям в баре буду

подавать ананасную воду.

Образное снижение обращается возвышающим гневом, ирония, присущая обычно примитивистам, - исчезает. Среди русских футуристов круга "Гилей" Маяковский кажется самым далеким от примитивизма, несмотря на симпатии к Ларионову, дружбу с ним и утверждение, что - как говорил сам поэт, - "все мы прошли через школу Ларионова".
     Что касается Крученых, то у него заметен переизбыток иронии, сближающий его с Ларионовым, да и выбор персонажей - вроде Соньки-маникюрщицы - свидетельствует о воздействии живописца. Его фривольность служит эпатажу, демонстрирует свободу от условности и одновременно выражает радость примитивистского восприятия и даже любование непристойностью. Одно лишь название книжки - "Утиное гнездышко дурных слов" (1914) - говорит о многом."


Примитивизм и инфантилизм
      "Но кого бы из поэтов-футуристов мы ни коснулись, имея в виду столь типичную для них тенденцию развенчания эстетического, следует помнить, что в годы формирования метода перед их глазами уже был образец примитивистской живописи. В качестве аналога примитивного творчества по­эты и живописцы всегда рассматривали детский рисунок. Они были им всерьез увлечены. У Каменского была коллекция детских рисунков. Крученых в 1914 году выпустил книжку "Собственные рассказы и рисунки детей". Ларионов выставлял детские рисунки на выставках. В брошюре Шевченко о кубизме приводится детский рисунок, а в его же другой брошюре, посвященной неопримитивизму, детское творчество называется "единственным в своем роде, всегда глубоким и подлинным примитивом". Детские рисунки - более распроетраненное и доступное явление, чем детские рассказы, так как рисунки ребенок делает сам, и они остаются на бумаге. Возможно, интерес к детской литературе возник у поэтов под влиянием детского рисунка. Но так или иначе многие их произведения вызывают ассоциации с детским творчеством.
[Spoiler (click to open)]В ранних поэмах Крученых - "Полуживой", "Пустынники", "Пустынница" - подчас заметен намеренный инфантилизм. Автор имитирует простодушие, избирает упрощенные рифмы, не вяжущиеся с представлением о поэтическом профессионализме. Так, в первом четверостишии "Пустынников" рифмуются в глубине и в тишине. А в "Полуживом" - победил <...> утолил. Иногда поэт опускает гласные для того, чтобы уложить в строчку нужные слова:

Застонет воин и узнает

На битву звавшего ловца

И страшным словом покарает

В последней судорге лица.

("Полуживой")

У Хлебникова параллель с детским изобразительным творчеством проявляется в другом - в остроте детали, в сосредоточенно-поэтическом воспроизведении конкретного мира природы. Поэт с доверчивой простотой переходит от размышлений или философских обобщений, от описания события к предметным описаниям, которые из-за подобного соседства воспринимаются необычайно весомо и пластично. Простодушие в предметно-описательных характеристиках у Хлебникова естественно: он не имитирует инфантилизм, а сам смотрит на мир глазами человека, удивляющегося всякому проявлению жизни. Например, в "И и Э":

Уж белохвост

Проносит рыбу.

Могуч и прост

Он сел на глыбу.

Мык раздался

Неведомого зверя.

Человек проголодался,

Взлетает тетеря.

Эта "взлетающая тетеря" пластически более убедительна, хотя и совершенно оголена, чем иная деталь в сложно поэтической или метафорической строке. Или в стихотворении "Смугол, темен и изящен":

Она-же "Извините!

Задумчивый какой!"

Летят паучьи нити

На синий водопой.

Травы, камни, пауки, кузнечики, тетери, черви, водяные растения, рыбы, не говоря о конях, бобрах и бабрах (тиграх), населяющие мир Хлебникова, запечатлены выпукло, равнозначно (независимо от своего роста), выделены особо - так ребенок выделяет любимые или заинтересовавшие его предметы в своем рисунке. Инфантилизм никак не снижает качества хлебниковских произведений, как примитивизм никогда не умаляет артистизма и художественного совершенства произведений Ларионова."



Всёчество
(оперирование разными стилями и мнимый эклектизм)
     "Остановимся еще на одном качестве, исходящем от мастеров ларионовской группы и, вероятно, воспринятом поэтами. Речь идет о той особенности творчества, которую художники именовали всёчеством. Они считали возможным использовать все стили ради своих собственных целей, находя в любом образце повод для современного истолкования. Ларионов пользовался, в частности, "заборным" и "солдатским". Гончарова создала серию "Павлинов", обращаясь к разным стилям - в том числе к ассиро-вавилонскому и футуристическому. Объекты ее художнических увлечений чрезвычайно разнообразны. Она вдохновлялась не только иконой, лубком, формами восточного искусства, каменными бабами, деревянной скульптурой, русской бронзой, живописью на табакерках и подносах, но и Александром Ивановым, итальянскими живописцами треченто, кватроченто, барбизонцами, Брейгелем, Сезанном, Гогеном, Эль Греко, Пикассо (такой список предлагает нам биограф Гончаровой - Зданевич). Гончарова писала:

[Spoiler (click to open)]"Я утверждаю, что для всякого предмета может быть бесконечное множество форм выражения и что все они могут быть одинаково прекрасны, независимо от того, какие теории с ними совпадут".

В этих словах заключена программа "всёчества". Эта же программа выражена в манифесте выставки "Мишень". Разумеется, примитивисты, обращаясь к тем или иным стилям, оставались живописцами XX столетия. Их мнимый эклектизм - характерная особенность их собственного стиля. Они выступают как истинные художники новейшего времени, будучи во всеоружии современных знаний и понимания самоценности каждого стиля.

Прямую аналогию "всёчеству" примитивистов дает творчество Хлебникова. Исследователи не раз отмечали необычайно широкий круг поэтов, к кому обращается Хлебников как к носителям литературной традиции, вновь оживающей в XX веке. Пьеса "Снежимочка" вызывает в памяти "Снегурочку" Островского. Во многих текстах слышны отзвуки стихотворных конструкций XVIII века - в частности Тредиаковского. Иногда он вводит в свои стихи строки или фразы из произведений поэтов XIX века, хотя и употребляет их в совершенно новом - своем контексте. Так, в стихотворении "Поэт" Хлебникову "подворачивается" строка из Лермонтова:

Хоронит солнца низкий путь,

Зимы бросает на земь ткани

И чтобы время обмануть,

Бежит туда быстрее лани.

Встречаются строки, заимствованные у Алексея Толстого. "Зверинец" содержит почти цитаты из Уитмена. Иногда Хлебников начинает говорить языком древнего сказителя:

Кому сказатеньки

Как важно жила барынька

Нет не важная барыня

А так сказать лягушечка..."



Тенденция к сайентизму и опыты лучизма

"Для Хлебникова такое оперирование разными стилями - род сайентизма. Последний заключается не только в упоминаниях Лобачевского и стремлении создать поэзию, имеющую сходство с новой математикой, но и в активном привлечении гуманитарных знаний - истории, языкознания, литературоведения.
     Тенденция к сайентизму была общей для художественной культуры начала XX века. Она проявилась и в деятельности Ларионова, пытавшегося применить законы физики (пусть по-дилетантски) к своей теории лучизма. В этом Ларионов не был оригинален, однако именно он и художники его круга (Гончарова, И. Зданевич и др.) столь последовательно применили принцип "всёчества".[Spoiler (click to open)]

Заметим кстати, что у Хлебникова были свои опыты "лучизма". Еще в 1910 году он писал Каменскому: "Мы - новый род людлучей. Пришли озарить вселенную"22. Здесь термин "луч" применяется в совершенно ином, чем у Ларионова, смысле. Но в 1913-м - в год издания ларионовского "Лучизма" - Хлебников дает иную интерпретацию термина "луч". Он говорит о "лучах звука"23, которые представляются подобными ларионовским лучам света. В 1916 году в сборнике "Четыре птицы" Хлебников публикует стихотворения под названиями: "Лучизм. Число 1-ое", "Звучизм. 3". Наверное, здесь была осознанная перекличка с лучизмом Ларионова, но как это выразилось в принципах самого стихосложения - сказать трудно."

(Статья Д.В. Сарабьянова "Русская живопись. Пробуждение памяти" полностью здесь)

язык поэзии, языковая игра, язык художественной литературы, язык живописи, комбинаторика, игра слов, формализм

Previous post Next post
Up