Палиндромы в жизни Высоцкого

Jul 26, 2013 12:23

Владимир Рыбинский
Палиндромы в жизни Высоцкого

В начале 1978 года журнал " Химия и жизнь" публикует палиндромы Бориса Гольдштейна. Высоцкого эта публикация заинтересовала, он захотел встретиться с автором палиндромов. Вот что вспоминает об этой встрече Б.Гольдштейн в газете клуба ценителей русского палиндрома"Амфирифма" N8 за 1994 год:

"<…> Долго читаю ему свои п-мы.

<…> Все это Высоцкий слушает очень внимательно.

- Ну как? Нравится?

- Да, я уважаю вложенный сюда труд! Он признает эффект звуковой симметрии, сам добивается подобного. При сочинении песен он сначала слышит звук,ритм,а потом уже приходят слова. Это как у Пастернака,говорит Высоцкий. Но и у любого поэта так. Вместе вспоминаем:'Приближается звук. И, покорна Щемящему звуку, Молодеет душа.'

- Но это Блок, - говорит он.

[Spoiler (click to open)]А я отвечаю, что специально интересовался звуковыми симметриями у Блока и пытался их пародировать в п-мах.

- Да простит мне Блок, но все же палиндромы - это не настоящие стихи, - говорит Высоцкий. <…>"

Все это мне сразу пришло на ум, когда в начале мая Леонид Адрианов передал мне заметку Всеволода Ковтун о найденных в архиве Высоцкого 43 строках палиндромов, возможно, им самим написанных.

Сразу же возникла гипотеза о связи этих двух публикаций: возможно, Высоцкий начал писать палиндромы под воздействием разговора с Б.Гольдштейном?! Немедленно я написал В.Ковтуну и Б.Гольдштейну, а сам начал изучать приведенные строки.

С первого же взгляда было ясно, что строки эти близки по духу творчеству Б.Гольдштейна. С удовлетворением я заметил, что несколько строк повторяют уже давно известные гольдштейновские. Вероятно, Высоцкий обратился к палиндрому не сразу, поэтому и произошло пересечение этих строк, - подумал я.

С каждым днем строки из архива становились все более похожи на строки самого Б.Гольдштейна, пока в конце мая не пришел от него ответ. Б.Гольдштейн узнал свои строки и вспомнил, что подарил их на память Высоцкому по его просьбе. Так стало очевидно, что хотя сам Высоцкий палиндромов и не писал (это подтверждает и анализ почерков, не противоречит этому и письмо,полученное позже от В.Ковтуна), но листок с палиндромами Б.Гольдштейна сохранил.

Для нас также интересно то, что из публикации В.Ковтуна мы теперь можем установить, какие именно палиндромы хранил и, возможно, перечитывал Высоцкий. Вот некоторые из них:

- Молот, серп - престолом.

- Полот с огорода, да дорог остолоп.

- Мог Нину Арбенин и не браунингом.

- Умер - и мир ему.

- Молод, и иди идолом!

- Вымой олуха, хулой омыв!

- О, да не по жопе надо!

- Не лови, диавол слов, а иди волен.

- Нам богом быть ты б мог, обман!

- Не убог - от этого буен.

Думается, что палиндромы могли быть близки и понятны Высоцкому именно потому, что в них, как и в его стихах, очень велика афористичность, туго закручена глубина мысли.

Не удивительно, что после смерти Высоцкого многие палиндроисты касаются его жизни и творчества в своих работах:
Владимир Рыбинский

2. В ГОРАХ (*)

Там ил, климат,
Нива лавин.
Туманна муть
Ниш, рев вершин.

Утречко к черту,
Жару кураж.
Ужели лежу?
Жалко поклаж.

Ад, жажда,
Камень не мак.
Долог голод,
А гор рога.

Лазил, лизал
Золото лоз.
Укором мороку
Сетуй, утес.
1989

(*) по мотивам песен Высоцкого из фильма
"Вертикаль".

Александр Федулов

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

Вен гитар брат и гнев -
Тел маг - Гамлет…
Свои окна - гать в омуте лет, умов:
Таганкой, о В.С.,
Ты плыл, пыт-
кой - кой: йок - йок -
Йорик, ё! Секирой
от Х-з-ло-пу-у-ши - по душам… О Душа!
машу - домашу - допишу - уполз Хто?!..
Шел -пахал -плакал -логоклад - алкоголь
-лакал: плаха - плешь.
Да-а, пресен вне серпа ад.
Пел, леп:
- Жирап польшой… Ошло - П-париж -
Токио… И Кот
Чёрн - реч-
ки-лик:
До хрипа рапир Ход -
мило туен - неутолим.
О Песнь! о нервов ренонс, ё! п! О
вен гитар брат и гнев
нежен, нежен -
Йошу душой (*)
вечев -
Ой, мой Мио и - Мио, Мио!..
Но… но су-г-рев-вом и м-мимо, мим.
О Мим! Мимо, вверху - сон он,
Ад, Зев - Звезда.
1997

* Йошу = Иешуа

Борис Гольдштейн

ПАМЯТИ ВЫСОЦКОГО

Гамлет, толп оплот, тел маг,
он дал ноты тон ладно,
дал лабуху баллад,
лады выдал.

Лепил или пел
нот стон -
накал полетел, улетел, оплакан,
потух, утоп…

И не те ныне тени,
идолов тени, и нет Володи.

1980-90-е

В заключение, хочу выразить признательность Владимир Щербакову, председателю клуба "Горизонт" ценителей творчества Высоцкого, за неоценимую помощь в подготовке этого материала.

3.06.99 Координатор клуба "Амфирифма"
ценителей русского палиндрома
Владимир Рыбинский
23.10.2012 5:43

языковая игра, палиндром, комбинаторная поэзия, комбинаторика, поэт, игра слов, поэзия

Previous post Next post
Up