Нынешняя редакция библейского афоризма: "Скорее жирный верблюд пролезет в игольное ушко, чем бедный во власть".
Верблюду через игольное ушко, конечно, не пролезть, но человеку средней комплекции это вполне по силам. Убедиться в этом можно в Александровском подворье, что в самом центре Иерусалима. Видео корреспондента ©РИА Новости в Израиле Артура Габдрахманова.
Click to view
Александровское подворье
«Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
Александровское подворье - единственное в
Старом городе Иерусалима и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение.
Представляет собой археологический и архитектурный комплекс, включающий в себя порог Судных Врат со знаменитыми «игольными ушами», домовую церковь св. Александра Невского - первый русский храм, построенный на Святой земле, жилые и рабочие помещения Императорского православного палестинского общества.
Общая площадь 1433 м².
История
Земля, на которой стоит подворье, была приобретена в 1859 г. усилиями Б. П. Мансурова у эфиопского духовенства, и первоначально предназначалась для здания русского консульства.
Консульство, однако, для удобства было построено не здесь, а на Русских постройках, за пределами Старого города.
В 1881 г. после паломнической поездки на Святую землю вел. кн. Сергея Александровича на участке начались обширные археологические раскопки под руководством архимандрита Антонина, поскольку обнаружилось, что на участке сохранилось множество древностей.
В раскопках принимали участие археологи Конрад Шик, К. Вильсон, М. де Вогэ и Ш. Клермон-Ганно.
В 1883 г. был обнаружен фрагмент второй обводной иерусалимской
стены периода
Ирода Великого, порог Судных врат, построенной в V-IV вв. до н.э., фрагменты стен и каменный престол базилики Храма Воскресения времён правления императора Константина I Великого, разрушенный в 1009 г. фатимидским халифом Аль-Хакимом, фундамент базилики
храма Гроба Господня, столбы римского Верхнего
Кардо, а также остатки других сооружений VII-VIII вв.
После завершения раскопок прямо над ними началось строительство подворья, которое завершилось в 1891.
22 мая 1896 г. на подворье освятили домовую церковь в честь святого Александра Невского.
Начало Первой мировой войны стало временем начала упадка подворья: разграбление турками, революция, советская власть, скудность пожертвований.
В наше время восстановительные и реставрационные работы были начаты в 2000-х. Так в 2006 г. на крыше Александровского подворья был установлен и освящен новый Крест, в 2006-2008 годах заменена крыша и проведен ремонт потолка, отреставрированы иконы и полотна монументального цикла «Крестный путь» художника Н.А. Кошелева.
3 июня 2006 г. в 110 годовщину освящения Александровского подворья состоялось новоосвящение подворья, а 4 июня и храма св. Александра Невского, а котором присутствовали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (нынешний Патриарх Московский и всея Руси) и один из высших иерархов Русской Зарубежной Православной Церкви архиепископ Берлинский и Германский Марк - см. видео сюжет.
На подворье создана и в 2008 г. освящена часовня во имя Феодоровской иконы Божией Матери.
В 2007 и 08 г. на подворье прошли первые и вторые Сергиево-Елизаветинские чтения.
Описание
Самое просторное помещение подворья занимает Церковь Святого Александра Невского с деревянным резным двухрядным иконостасом. В притворе храма находится памятная доска с надписью:
«Церковь во имя св. благоверного Александра Невского основана на месте остатков храма, сооруженного св. равноапостольным царём Константином. 1887-96 гг.».
Иконостас храма Св. Александра Невского состоит из 30 икон письма В. Пасхина.
На стенах храма в рамах висели картины Н. А. Кошелева, талантливого художника, работавшего в Москве в Храме Христа Спасителя, в Петербурге в церкви «Спас на Крови». Восемнадцать огромных полотен (3×2 м) изображали эпизоды Крестного пути от Гефсиманского сада до Голгофы.
Восточная стена, за алтарем, украшена витражами в стиле русского модерна.
Около Распятия в храме находилась картина И. Е. Репина «Несение Креста». На оборотной стороне картины есть надпись:
«Сей образ Несение креста, написанный мною в Иерусалиме, приношу в дар Иерусалимской русской церкви «На раскопках». Желал бы, чтобы образ был заделан под стекло и помещён на левой стороне при пороге Ворот (не высоко). Прошу на литургиях поминать имена моих родителей Евфимия и Татианы. И. Репин 1898 июль 27».
Рядом с порогом Судных врат установлены 23 чёрные мраморные доски с именами благотворителей храма.
Вплотную к церкви примыкает музей, хранящий небольшие предметы, обнаруженные при раскопках: подвесные светильники, различной величины и формы кресты, миниатюрные стеклянные сосуды, подсвечники и дверные замки с львиными головами, арабские монеты и ночники древнееврейской формы.
Многие глиняные поделки в виде лампад, чаш и привесок, имеют коптское происхождение.
На первом этаже подворья расположена приёмная комната, называемая царской. Рядом с ней канцелярия с парадным портретом великого князя Николая Александровича - будущего императора Николая II и картиной «Спаситель в терновом венце» кисти Н. А. Кошелева, а также графические портреты великого князя Сергея Александровича, генерала М. Г. Хрипунова и управляющего подворьем В. М. Антипова.
Источник:
Путеводитель по Израилю