Синдром Турета

Jun 09, 2013 18:48

  Жиль де ля Туретт - французский невролог, в честь которого названо описанное им заболевание - синдром Туретта. Ранее синдром

Туретта ошибочно считался редким и странным синдромом, чаще всего ассоциируемым с непризвольным выкрикиванием нецензурных слов или

социально неуместных и оскорбительных высказываний (копролалия). Однако этот симптом присутствует только у меньшего числа людей с синдромом

Туретта. У француженки Брижитт Фонтэн (фр. Brigitte Fontaine) - певицы и исполнительницы авангардной музыки - есть песня под

названием "Жиль де ля Туретт" ("Gilles de la Tourette").

Французский текст и русский перевод песни

image Click to view


Сайт Брижитт Фонтэн (фр.)Вит Ценёв. Синдром Туррета

Вовремя сказанное крепкое слово облегчает душу .
Постоянная ругань лишена смысла и унижает ругающегося.
Джек ЛондонЗачем нужен мат и как правильно материться
Внимание: в статье содержится ненормативная лексика!

В психиатрической практике есть так называемый Жиля де ла Туретта Синдром. Это одно из малоизученных психических заболеваний, которое объединяет в себе целую группу клинических признаков, в числе которых выделяются так называемые «вокальные симптомы». А в числе вокальных симптомов одним из характерных является вокализация бранной лексики. Пример такого синдрома можно увидеть в фильме «Зеленая миля» (или прочитать одноименную книгу), где больная заворачивает такие этажи, что остальным становится нехорошо.

В психиатрии есть также специальное слово - копролалия - для обозначения тех случаев, когда человек, до этого выдержанный и скромный, вдруг начинает ругаться матом и не может остановиться, или же испытывает к этому таинству непреодолимое влечение. Считается, что это болезнь и она подлежит лечению, в рамках того же синдрома Туретта, где копролалия достигает наибольшей выраженности.
Интересно отметить, что если бы врач-психиатр побывал в казарме любой из военно-строительных, или любых других частей, то ему пришлось бы ставить диагноз синдрома Туретта всем солдатам, включая офицеров и прапорщиков. Разумеется, что такой диагноз он не поставит, и это может говорить о том, что болезнь эта в большей степени присуща тем, для кого избыточное матерение нехарактерно: интеллигентные люди, женщины и дети.

То есть, если в вашем словарном запасе примерно сто слов, из которых восемьдесят подразумевают половые органы и путешествия, то вы здоровы, а если до этого вы их не знали и никогда не произносили, а тут вдруг начали материть всех и все, то вы заболели. Я из этого никаких выводов не делаю, просто подчеркиваю двусмысленный характер этой болезни, который сходен с клиническими проявлениями отношений с Богом. Пока вы разговариваете с Богом, вы совершенно здоровы, но стоит лишь Богу заговорить с вами, как ваше здоровье начинает вызывать тревогу и сомнения. Двойной стандарт.

В появлении непреодолимого желания материться есть одна интересная деталь, о которой имеет смысл поговорить. Ясно дело, что если у человека появится навязчивое желание цитировать Пушкина или Бродского, то никто не распознает у него никакого синдрома. С другой стороны, весьма сомнительно, что больной начинает материться инстинктивно, чтобы привлечь внимание широкой или зауженной общественности к симптомам своего недуга.

Но почему именно материться? В той же «Зеленой миле» эта женщина, которую одолел синдром Туретта, была совершенно невменяемой, рассудочная деятельность у нее отсутствовала. Потом ее вылечил негр, и она перестала материться, то есть выздоровела. Возникает вопрос: почему брань и мат сохраняются так глубинно, и проявляют себя вне зависимости от сознания, от рассудочности? Что за польза такая от мата, что даже при некоторых поражениях головного мозга он не только сохраняется, но и усиливается?

И если задаться мыслью о том, какая может быть польза от мата и брани, то ответ, скорее всего, будет один: совершенно никакой. Общество самоочевидно дает понять, что польза будет только в том случае, если вы никогда не будете произносить бранных слов. Тогда вас будут уважать, думать, что вы культурный и образованный человек, не оштрафуют и не одернут. Сплошная польза. А вот если вы материтесь, то вроде бы и вам это незачем, и окружающих досадует и гневит. Тогда какая польза от мата? Если он такой ненужный, то чего все на нем говорят повсеместно, несмотря на то, что умолчание его приносит одно только счастье и благочинность?

Так как вопрос, конечно, интересный, то ему в последнее время уделяют внимание и лингвисты, и психологи, и философы, и представители других полезных наук. И вот какое дело: полезные свойства мата находятся, и находятся они не просто как частные случаи, а просто в изобилии. Например, одна из таких функций - сильный эмоциональный заряд, который несет в себе бранная лексика. И этот эмоциональный заряд очень часто бывает положительным: например, в анекдотах, где любая подмена мата эвфемизмами, то есть более цензурированными формами самовыражения, сводит этот эмоциональный заряд к нулю.

Классический пример такого случая - анекдот из разряда гусарского юмора, где маленькая оборванная девочка предлагает гусару (графу, поручику) отдаться за копеечку. Концовку этого анекдота - ебу и плачу, ебу и плачу, - невозможно подменить никаким эвфемизмом. Его можно рассказывать или в подлинном звучании, которое для некоторых покажется синдромом Туретта, или не рассказывать вовсе, чтобы не портить анекдот.

Возникает также множество других полезных догадок, связанных то с переводами мата с других языков, и нахождения универсальных корневых основ, то с языческими корнями и приписыванию бранной лексике богоязычной природы, например, то самое сверхзнание, которым обладает только хуй - как верховное божество, которое, к слову сказать, и часто изображается как идол: кто сказал, что функции этих идолов исключительно связаны с плодородием? Ведь если понимать хуй как хуй, то кроме как плодородия ему ничего не припишешь, а если воспринимать его как идола, то к нему можно обратиться за советом, поделиться своим горем. С этой точки зрения выражение «хуй знает» может указывать на предложение обратиться к верховному идолу и спросить у него совета, а фраза «да пошел в пизду» может быть не столько пожеланием смерти (возвращение в материнское лоно), сколько проклятием, порчей к тому, чтобы верховный жрец (хуй) от тебя отвернулся.

И тогда можно провести еще одну интересную параллель с мужской неспособностью рожать и компенсировать это не столько своей плодовитостью, сколько порождением своего ума, вынашивать и рожать идеи, открытия. Если это хоть отчасти похоже на правду, тогда фраза «пошел на хуй» не только не оскорбительна, но и, напротив, благожелательна, так как благословляет человека на путь к верховному идолу, к хуебогу или богохую.

Еще одна важная вещь, указующая на интеллектуальное, умственное порождение мата, заключается в следующем: человек - единственное животное, которое умеет материться. От любого животного человека отличает только ум, и ничего больше, а это значит, что ум создал мат точно так же, как он создал палку, скотоводство или порох.

Но зачем уму мат, если среди нас сегодня непоколебимо убеждение, будто умный человек никогда не будет материться? С пеленок нас убеждают в том, что материться нельзя, ругаться плохо, это не красит человека, не делает ему чести. И все же мат врос в наши гены, нашу кровь, и каждый из нас, зная, как все это плохо, в то же время обладает вполне богатым словарем бранных выражений.

Кстати, в этом и заключается великий парадокс: не существует никакой возможности наложить на некоторые слова табу, так как чтобы этого запрета придерживаться, надо точно знать, что нельзя говорить, что говорить запрещено. И это говорит о том, что мат будет жить вечно, так как нет никакой возможности запретить человеку нецензурно думать и знать нецензурные слова: это, как раз, необходимо, чтобы он не смог нарушить табу.

В бытовой лексике современного среднестатистического гражданина мат выполняет две основные функции: оскорбительно-агрессивную и эмоциональную. В мате можно выделить две модальности: оценочную и процессуальную. Оценочная сообщает респонденту, к кому обращено бранное выражение, кем он является на самом деле, либо же дает оценку какому-либо действию респондента. Процессуальная же сообщает, что сейчас субъект сделает с этим человеком за то, что он разбил машину или бутылку водки («пасть порву, моргалы выколю, всю жизнь работать на таблетки будешь»). И в том, и в другом случаях с помощью мата человек научился выражать агрессию и выпады, не используя при этом никаких врожденных или приобретенных механизмов агрессивного поведения: прямая атака на обидчика, демонстрация зубов, враждебные позы, воинственный и угрожающий крик.

Используя мат в коммуникациях, человек приобрел универсальную вербальную форму выражения своей агрессии и притязаний. Так как при этом акт непосредственной агрессии или наступает позже, или не наступает вовсе, мы можем назвать мат чем-то таким, что похоже на воздушную подушку безопасности в автомобиле, которая смягчает удар или оставляет его вообще без последствий.

Также: Вся правда о синдроме Туретта

копролалия, язык, музыка, биолингвистика, психология, мат, наука, французский язык, язык вражды, русская речь, русский язык, словоупотребление, песня, просторечие, певец, носители языка, речевая культура, поэзия, свобода слова

Previous post Next post
Up