Чем живо Счастье. Велика ли его ценность?

May 06, 2013 23:22

Оригинал взят у geraklit_eff в Чем живо Счастье. Велика ли его ценность?

Увы, -- он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури.
Как будто в бурях есть покой!
«Парус».Лермонтов М.Ю.

Солнце - навек! Счастье - навек!-

Так повелел человек.

«Пусть всегда будет солнце».Лев Ошанин.
В хорошем расположении слова и мысли. В таком которое редко бывает и возможно уже быть не будет, я спешу спешить. Пусть при этом рискую я насмешить кого-то из предвзятых.
И сим случаем обращаюсь к счастью, как к слову, так и к смыслу за этим словом стоящим. Но ограничусь только той частью смысла, которая относится к отдельно взятой личности. И оставлю за скобками такие куски как счастье народа равно как счастье всякого сообщества людей.

Как и у большинства такого  рода слов смысл его расслаивается. Чтоб не пороть отсебятину, обращусь как и прежде к словарю В.И.Даля. Откуда ясно, что первый смысловой слой это счастье как НАЗВАНИЕ СУТИ некоторого явления из жизни человека. «(Со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь. Домашнее счастье, совет да любовь». И счастье здесь выступает как НАЗЫВАНИЕ одной из сторон  жизни человека, а точнее некоего привлекательного, манящего стандарта жизни с отменным качеством. А уж количество определяется частью и долей благ. И насколько малую или великую часть благ положено получить человеку, по большому счёту решает Рок и Судьба. Хоть и имеется некоторая видимость того, что человек сам кузнец своего счастья. Но полагаю, что ковать то он себе куёт, да обычно за чужой счёт.
Так вот и подарок Судьбы, и собственная ковка подводят нас ко второму смысловому слою счастья. Это счастье как РЯД ПРИЧИН, его же вызвавающие: «случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле» и др. Говоря про кого-то посчастливилось, мы и подразумеваем благоприятную совокупность причин и обстоятельств. Формально получается что одинаково называем и путь к счастью, и само счастье. «Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь. Лады, в семье, большое счастье!».
И наконец третий смысловой слой счастья есть то, к чему ведёт выше названный ряд причин. И ведёт он к итогу, результату, к определённому СОСТОЯНИЮ БЫТИЯ человека. А именно «желанная насущная жизнь, без горя, смут, тревоги». Это мы подразумеваем, говоря о ком-то, что он счастлив. Собственно то, чем и хочется обладать, для чего слово счастье и выдумано. «Не то счастье, о чем во сне бредишь, а вот то счастье, на чем сидишь да едешь. Дураку везде счастье».
Все вышеназванные смысловые слои относятся к внешней стороне по отношению к отдельно взятому человеку. Таким образом некоторое общественное мнение судит, рядит о нём. «Первое счастье - коли стыда в глазах нет. Счастье велико, да ума мало».
И напротив, обращаясь к внутренней стороне, имеем последний смысловой слой. Применим он к отдельной биологической особи самой по себе, к её ощущениям и чувствам. Эта грань счастья есть  «состояние высшей удовлетворённости жизнью, ЧУВСТВО ГЛУБОКОГО ДОВОЛЬСТВА И РАДОСТИ», испытываемое конкретным человеком. И разумеется не на пустом месте эта удовлетворённость пышным цветом зацвела. Ведь для большинства счастье без причины признак дурачины. И потому  приятные ощущения и переживания нормального человека всегда вызваны какими-нибудь благоприятными, по вкусу этой личности, обстоятельствами его жизни. Вот на этот слой дальше и буду напирать.

А чтоб продемонстрировать все грани толкования слова как нельзя лучше подойдёт творение одного из кудесников русского слова и мысли М.Ю.Лермонтова. «Увы, -- он счастия не ищет\И не от счастия бежит!» Первым делом, нападая на слово счастье, определяешь вообще его место в мыслительном пространстве, как нечто приятное, желаемое, позитивное. То есть название стороны бытия человека, и это первый смысловой слой.
В сочетании с глаголом «счастия не ищет», оно скорее проявляется в качестве ряда причин, предпосылок. Искать - значит цепляться, ловить случай, двигаться в предположительно нужном направлении.  И это второй смысловой слой счастья, как его же предпосылки.
В сочетании же с глаголом «счастия бежит!» естественнее увидеть третий и четвёртый слой смысла. Бежать можно от «желанной насущной жизни» и от «состояния высшей удовлетворённости жизнью». То есть от самих прелестей и плодов счастья. Почему, вопрос другой.
И как обворожительно сверкает гранями своего смысла это слово в общем контексте. «Под ним струя светлей лазури,\Над ним луч солнца золотой... » То есть это и есть ряд причин и основание для испытывания этого самого счастья, да и само счастье-плод. Чего ж ещё надо? Но однако ж он намерен их избегать. И мне близок такой отказ от эдаких привлекательных приятностей, в пользу «просит бури» и поиска покоя. Противопоставляется счастье - буре. Буре как некоему фактору, могущему привести к изменению статуса. И примечательно что имеем намёк на поиск покоя через такую непредсказуемую стихию как буря. Видимо мирным путём, без потрясения и через баранье счастье не достичь каких-то более весомых и значимых состояний.  Только через серьёзный риск потерять всё.

На этом прекращаю испытывать терпение внимательного читателя и от академической части перехожу к прикладной. Но как только ступаешь на прикладную почву, так сразу же становиться ясно, что это счастье прикладывать особенно не к чему. Что это значит? Да пока блуждал в зарослях знаний и учёности и отвечал на вопрос кто? Что? То это самое счастье  казалось и уместным, и основательным. Но вот вышел на освещённую поляну реальности с вопросами для кого, для чего? А точнее зачем, кой чёрт? То тут и выясняется, что счастье это не смысл и даже не цель жизни человека, а всего лишь средство. Нечто очень даже вторичное.
И если хорошенько разобраться, то так ли уж важно, что один, второй и т.д. человек испытывают чувство довольства, пусть даже и высшую удовлетворённость жизнью. Ну чувствуют и чувствуют. Конечно это гораздо лучше неприятных чувств, таких как беда и горе, и позволяет некоторым особям не отвлекаясь заниматься чем-то полезным. Но не повернётся у меня язык назвать достаточной ценностью всякое личное счастье, и своё в том числе.
Тем более что многие строят своё счастье на телесно-эмоциональном фундаменте. И предел их трепетания прочно застревает на уровне мёртвой материальности. Чрезмерно страшного в этом конечно же нет, и с этим тоже живут. Ведь и свинья, набив брюхо и завалившись, ощущает уж верно эту разновидность счастья. Но надо отдавать себе отчёт в том, что уровень такого сорта счастья не огого. Пышным цветом такое счастье растёт на том, что дано человеку задаром, от рождения, как затравка, как основание для дальнейшего роста. А вот расти-то ох как не хочется. Не так просто заставить себя обживать следующие уровни. Как говориться: - «не были мы ни в какой таити, нас и здесь неплохо кормют».

А я то как раз и затеял всю эту трескотню только потому, что хотел поговорить о счастье, имеющем свои истоки в умственном слое человека.  Так-то вот заносчиво полагаю, что маловатенько такое счастье, которое живо только плотскими, врождёнными основаниями. Уж если непременно надо ощущать высшую удовлетворённость, то уж на основаниях менее очевидных, которые ещё взрастить да воспитать в себе надо. Такие, которые не напрямую насыщают, утепляют, ублажают, не прямая беготня химии по организму, а воздействующие на ум опосредованно через ОСОЗНАНИЕ и ПОНИМАНИЕ того, что некие поступки благородны и достойны, и их результаты ведут по пути гармонии и максимально возможного блага для ВСЕГО доброго и полезного. Вот такие умозрительные образы достойного поведения и есть другие основания. И надо так слиться с этими взращёнными, но непривычными основаниями, чтоб величина счастья, сотрясающая всю человечью конструкцию, уж никак не меньше была размера счастья от плотно набитого брюха или чего ещё из этой бодяги.
Врать нагло не буду и не скажу, что дорос и доступен мне весь нижеприведённый ряд поводов для переживания счастья. Но привлекательны явления связанные с ощущениями единения личности с личностью, общности с общностью, социума с планетой, планеты с Космосом. Гармония душ и умов. Душевная гармония - и её лучшие стороны дружба, приязнь, сопереживание, сопричастность, милость и другое являются начальной ступенью. Здесь всё же предостаточно химии чувств. А важнее то, что познано и осмыслено умом. Это к примеру радость ума, когда участвуешь в большом деле, для блага и развития многих, желательно в масштабах Вселенной.  Это когда постигаешь глобальное и понимаешь что это почти совершенство, и видишь что зло и вред там минимизированы. Это осознание того, что надо найти и идти по такому пути, который приведёт тебя в такое состояние при котором не стыдно будет встать в один ряд с другими Гуманоидами Вселенной. Или хоть к примеру окажись ненароком рядом с Ангелом. И каким же ничтожеством покажешься самому себе? И хорошо ещё что покажешься, а то по врождённому запредельному самомнению может статься, что напрочь откажет критическое восприятие себя в этом мире.
Или по меньшей мере что-то из более приземлённого. Чем не счастье, радующее ум поведение некоторых людей, которые не усложняют жизнь другим, там где они могут сделать это элементарно. Вполне приятно осознавать и переживать счастье, когда и если наблюдаешь и видишь массовое достойное поведение. Когда всё по здравому смыслу, по уму, и не гадят где попало, и соблюдают очевидные правила дорожного движения, и не лезут и не держаться зубами за власть, если всем понятно, что занимают чужое место и пр. И вообще придерживаются всех разумных, равноправных, справедливых взаимных договорённостей. И только ум в том опора, а не страх быть прижатым к ногтю.

Хотя бы для того, чтоб не искать покоя в буре из-за ничтожных возможностей счастья.

концепт, понятие

Previous post Next post
Up