Н. Стариков о шаблонах для журналистов

Jan 25, 2013 13:58

Оригинал взят у nstarikov в Факультет Дурналистики

Запись опубликована Nstarikov. You can comment here or there.

Владимир Владимирович Познер, у которого от государственного мышления имеются только имя и отчество, после принятия закона Димы Яковлева обозвал Государственную Думу «государственной дурой». Тем самым встав на сторону одного из своих трех паспортов - американского.

Заглянув в кузницу петербургских журналистов, комментатор ресурса nstarikov.ru Алина Северная легко поняла, откуда в России столько «хронически демократичных» служителей пера.

Причина проста: «познеров» среди преподавателей, обучающих будущих властителей человеческих умов, хоть отбавляй…




«Сложно говорить об устойчивом мировоззрении у «зеленого» школьника,  оторванного от парты, где он еще вчера изучал историю по неверно написанным учебникам. И вот с такими не совсем верными знаниями, и не совсем устойчивой жизненной позицией, он попадает в руки тех, кто в ближайшие несколько лет будет заново кроить его сознание по строго выверенным лекалам. Так, что в данном случае не приходится говорить об индивидуальном почерке каждого преподавателя. Речь идет о тенденции, от которой становится страшно.


Абстрагируемся на минуту от гуманитарных дисциплин, которые царят на журфаке, и проведем полунаучный эксперимент. Пусть пространством этого опыта будет факультет журналистики и его преподаватели, а объектом изучения - студент, будущий властитель дум. Вокруг - вакуум, то есть больше никаких источников информации и альтернативных точек зрения. Только студент и альма-матер. Конечно, лишь тезисно и фрагментарно, но вот те шаблоны, которые прочно внедрены в мозг «вакуумного» выпускника и будущего российского журналиста:

1)      В России авторитарный режим, в котором отсутствует свобода слова. Но вы - борцы и революционеры, новая надежда, которая, несомненно, положит конец деспотии.

2)      Это не страшно, так в нашей стране было всегда. Вспомните Герцена, декабристов, советских диссидентов! Они боролись за идею, они были героями.

3)      России не везло с правителями. Все наши императоры были жалкими, глупыми, никчемными и жестокими. Пьяницами и развратниками. Стыдно за них перед просвещенной Европой и прогрессивной Америкой.

4)      Советский Союз - позорное пятно в истории нашей страны. Прямо не знаешь плакать или смеяться над этими временами. Сначала пришли неотесанные тупоумные рабочие и устроили в стране хаос. Пожалуй, лишь Троцкий был умница и много сделал для журналистики. Как писал, как писал! Правда, потом его чудовище Сталин убил. Вот так, в Мексике все-таки настиг и убил неполживого Троцкого. Не поленился же щупальца свои на другой конец мира протянуть - до того кровожадный. И миллионы безвинно убиенных, конечно… Да и вообще, Советский Союз - это сплошные неудачи, провальная экономика, узколобые гэбэшники и запуганные, чуть ли не в рабстве живущие люди… Стыдно, товарищи.

5)      Но вот взошло солнце Горбачева, который ввел все возможные права и свободы, а главное свободу слова. Восславим же его, ибо наступил с тех пор в нашей стране рай демократии.

6)      Сейчас мы снова погружаемся во мрак авторитарности. Нет свободы у журналистов! Это только со стороны Путин такой молодец, много делает для страны, но мы-то все знаем… Что на самом деле все плохо-плохо! Что вертикаль власти и вообще. Надо бы горизонталь, а еще лучше валить в Америку. Вот там не то, что у нас. И денег не воруют.

7)      А еще в Америке самые лучшие газеты. Самые независимые. Термин «качественная пресса» можно применять только к Америке и Европе, но не к России, не смешите. Ну откуда у нас взяться качественной прессе? У нас ведь авторитарный режим, а у них демократия и свобода слова. «Wall Street Journal», «Financial Times» - помолимся! Куда нам пресмыкающимся до них, НИКОМУ неподвластным и ПОЛНОСТЬЮ независимым. Подумаешь, иногда обвалы на биржах провоцируют да беспорядки в неугодных странах мутят. Это же они так, от скуки. Что главному редактору во сне приснится, то и напишут. И ничего им за это не будет. Ни цента, ни фунта.

Сложно представить более живописное и упоительное для «ревнителя демократии» зрелище, чем десятки открытых ртов и блестящих круглых глаз, устремленных на него в университетской аудитории. Эти глаза внимают, эти детские души способны загореться любым огнем, подхватить любую искру, которую в них заронят. Каждый из них - незаряженное оружие. Но сейчас их заряжают, чтобы в будущем каждый из них стрелял. По мыслям, по чувствам, по тому, что сам считает неправильным.

Чему их учат? Патриотизму? Это, пожалуй, единственное, чему их не учат. Это дикое слово, неприемлемое и опасное. На каждой лекции мягкие и податливые, как глина, студенты учатся НЕ ЛЮБИТЬ свою родину. Это чувство пестуют постоянным стимулированием стыда за свое прошлое, сарказмом по отношению к настоящему и убежденностью в абсолютном отсутствии будущего у их собственной страны.

В последнее время мы много слышим о том, что историю в наших школах преподают неверно. Учебники кишат ложной информацией, причем, речь идет не об ошибках в летосчислении, а о принципиальных моментах, которые заставляют взглянуть на весь ход истории под совершенно новым углом зрения. Страшно, когда наши дети со школьной скамьи воспринимают Россию как дикое и отсталое государство, которое на протяжении всего существования вынуждено было «догонять» Запад. Сегодня достоверно известно, что миф о «немытой России» - всего лишь глобальная фальсификации, неотъемлемая часть информационной войны против нашей страны.  Об этом знают все, но, тем не менее, и в школах, и на факультете журналистики именно эта точка зрения на исторический процесс пропагандируется упрямо и даже как-то агрессивно. Так может это делается намеренно? И не пора ли вообще судить за антипатриотизм?

Чтобы все вышесказанное не выглядело голословным, приведем несколько цитат преподавателей факультета журналистики, произнесенных на лекциях по разным дисциплинам. Как правило, их разделяют большие временные отрезки.

1)      «Сталин хотел построить рабовладельческое государство. Нередко приказывал доарестовать необходимое количество людей для строительства того или иного объекта». Ответ из аудитории: «С тех пор ничего не изменилось».

2)      «Россия стоит на 140 месте по свободе СМИ, и это очень печально. Но мы еще как-то остаемся в демократическом русле, не смотря на тот ужас, который у нас происходит». Материал о том, как составляются подобные рейтинги, появился пару месяцев назад на портале aftershock.su. Как правило, их делают по недостоверным данным, но за очень реальные деньги определенные американские агентства. А как иначе объяснить столь невысокий рейтинг России, где любая оппозиционная сошка может найти себе жилетку в виде «лояльных» СМИ? США в этом списке занимает, конечно, более почетное место. Видимо, свобода слова - это когда за неосторожно сказанную фразу дают срок больше, чем за убийство.

3)      «Американцы сбросили атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки, потому что японцы разрабатывали бактериологическое оружие, и нужно было скорее закончить войну». Американцы как всегда всех спасли. Волнует только один вопрос - преподаватели журфака совсем не разбираются в геополитике или дезинформируют намеренно? Только человек, живущий в лесу, не знает, что бомбардировка Хиросимы и Нагасаки имела единственную цель - устрашение Советского Союза. А байка о бактериологическом оружии сразу наводит на мысль о… да-да, «химическом оружии Башара Асада», о котором во всю глотку месяц назад кричали американцы, но почему-то так его и не нашли. Повод для нападения и только. Но кто этого не знает?

4)      «Американцы на протяжении всей истории ведут изоляционистскую политику, им ни до кого нет дела. Мировые войны были для них чужими, они лишь милосердно помогали. Вторую мировую затеял кто угодно, но только не американцы. Потому что их образ жизни доказал свою состоятельность. На американцев напали, втянули в войну. Но разозленная Америка сумела собраться и молниеносно вышла из кризиса, только увеличив свое благосостояние». Ай да американцы, ай да молодцы! Какое редкое умение собираться! Только может, вы снова врете, господа преподаватели? Может, Америка просто НАЖИЛАСЬ, разбогатела на специально организованной, четко спланированной ей самой войне? Кажется, именно после второй мировой США стали «править миром»? Вы действительно думаете, что политика - это казино, в котором ставки делают случайно или не делают вовсе? США просто воевали чужими руками. Им ни до кого нет дела? Вот это вообще перл. Да на Земле не осталось уголка, куда бы они ни сунули свой жадный нос! Особое «равнодушие» они проявляют сегодня на Ближнем Востоке. И, конечно, в России. Правда, здесь воюют другими методами.

5)      «Хрущев развенчал культ «забронзовевшего монстра» Сталина. На 20 съезде КПСС были разоблачены преступления «сталинского режима», многие приверженцы застрелились, разочаровавшись в идеалах». Эти заявления очень сложно комментировать без эмоций. Из какого чулана нужно вылезти, чтобы называть «монстром» главного человека в истории Советского Союза? Человека, который сделал СССР самой великой и успешной страной на мировой арене. Одержал победу в абсолютно безнадежной, на первый взгляд, войне, заботился о благе своей Родины и делал для этого даже невозможное? «Принять Россию с сохой, а оставить с ядерной бомбой» мог только монстр. Что касается, Хрущева, то с него всего лишь начался процесс распада Советского Союза. И этим все сказано.

6)      «Высшее образование стало бесплатным при Хрущеве, появилась социальная база». Высшее образование стало бесплатным при Сталине - это всего лишь факт. Но он, видимо, не вписывается в либеральную картину мира, а потому «подлежит корректировке».

7)      «Надо видеть разницу между французскими коммунистами и коммунистами, скажем, периода сталинизма. Там-то были интеллигенты, лучшие люди, не то, что у нас…». КАК, как можно настолько не любить свою страну?

8)      «Сорос потерял огромные деньги в России во время кризиса 1998 года. Больше он в Россию ни ногой». Бедный-бедный Сорос! Мы будем скучать. Делай кризисы еще.

9)      «В Советское время Библию нельзя было купить легально, а крещеного ребенка нельзя было отдать в садик - засмеют. Священник составлял списки детей, которых крестили, а их родителям делали выговор на работе…» Да уж, просто мороз по коже. В каком триллере это вычитали, а, главное, зачем внедрять это в мозг будущим журналистам? Естественно, никаких достоверных источников в подтверждение этих фактов не приводится. Прямо как у Солженицына - «соседке из-за угла сказал ее троюродный брат». Кстати, Александр Исаевич герой, а как же. Чуть ли не с нимбом над головой. Страдалец, безвинно осужденный, лагеря, Сталин-монстр. Только вот соседка, покоя не дает соседка… Можно ли ей верить? Что-то подсказывает, что нет.

10)   «Диссиденты брежневских времен хотели, чтобы страна жила по законам, а не по понятиям. А она в то время жила именно по понятиям». Диссиденты - это как декабристы, революционеры. Герои, в общем. Их окружают безмозглые подонки «гэбэшники», душат их свободу слова. А еще герои есть в союзных республиках, которые хотят отделиться. Но им почему-то не дают. Это недостаток свободы, жизнь по понятиям. Но жить надо не по лжи! Мы, отсталые, поняли это только в девяностые.

11)   «Это ж не сталинщина, когда всех можно сразу к стенке поставить…»

12)   «Горбачев провозгласил гласность и свободу слова, многое сделал в этом направлении». Сегодня многие справедливо считают, что предателя и врага своей Родины Михаила Горбачева по-хорошему надо бы… Ну, туда, куда якобы всех ставил товарищ Сталин. Но товарищ Сталин не был таким. И потому, появился товарищ Горбачев…

Вот такой «факультет дурналистики» получается. Как сказал бы Владимир Владимирович. Познер, конечно…

Будущие бойцы информационного фронта сегодня подобны свежему пластилину, который легко поддается внешней обработке. Пройдя ее, они могут пойти пойдут плясать в православном храме. Они будут ненавидеть, презирать свою страну, стыдиться своей русской крови. Как бездомные собаки скулить перед Западом и лизать ему ноги. Кто-то из них, если повезет, отправится в погоню за «американской мечтой». И это будут лучшие из них. Словосочетание «русская мечта» не зародится в их головах, потому что все предпосылки для этого затравлены антирусской пропагандой, которая открыто ведется прямо в Петербургском Университете. На факультете журналистики.

Сегодня Россия сама производит своих ненавистников. Я учусь здесь и я это вижу своими глазами.

И это нестерпимая ситуация…»

речевые технологии, риторика, критика, политическая мода, образовательная политика, речевые клише, психолингвистика, политтехнологии, образование, политическая лингвистика, журналистика, язык вражды

Previous post Next post
Up