(
начало)
Поддавшиеся «искушению»
Процесс русификации был в общем-то единым для всего Союза, но, как видно из приведенной выше таблицы, в Казахской ССР он происходил более активно, чем в других тюркских республиках. С чем это связано?
Не секрет, что знание русского языка, обучение на нем в те времена давали больше перспектив в плане получения среднего специального и высшего образования, профессионального и карьерного роста. Тем более в условиях нашей республики, где превалировало русскоязычное население. А еще оно служило как бы пропуском в манивший многих казахов город. Не в том смысле, что без знания русского туда не пускали (хотя сегодня некоторые утверждают, что не пускали, о чем тоже стоит поговорить отдельно), а в плане того, что с ним там было легче адаптироваться, стать конкурентоспособным на рынке труда и соответственно получить доступ к социальным благам.
И казахи поддались этому «искушению» в большей степени, нежели другие тюркские народы. Такая оценка подтверждается и тем фактом, что даже в эпоху перестройки, когда диктат центра значительно ослаб, доля учащихся казахских классов, пусть и понемногу, но сокращалась (за два года, с 1986/87 до 1988/89, с 30,7 до 30,2 процента), а русских, напротив, росла (с 66,8 до 67,4). И мизерное количество казахских школ, скажем, в Алма-Ате и Караганде тоже объяснялось, прежде всего, слабым спросом на них - в противном случае, если бы общественность потребовала, то местные власти, в ведении которых находился этот вопрос, открыли бы дополнительные. Например, в столице костяк казахского социума составляли представители партийно-советской и хозяйственной элиты, научной и творческой интеллигенции. А они стремились отдать своих детей в русские школы, чтобы им затем было легче поступить в ведущие вузы не только нашей республики, но и России. Причем многие из этих «зиялы кауым» даже не удосужились привить своим чадам знание родного языка хотя бы на бытовом уровне.
С другой стороны, казахи преуспели в том, что касается приближения к городской культуре и роста образовательного уровня, по этим показателям оставив позади себя все прочие тюркские народы СССР. И фактор, связанный со степенью готовности того или иного этноса подчиниться влиянию русификации (или, скажем так, степенью непротивления такому влиянию), сыграл здесь далеко не последнюю роль.
Последствия негативные и позитивные
…Согласно данным переписи 1926 года, казахи и узбеки начали с примерно одинаковой стартовой позиции - на тот момент лишь 2% этих народов относились к горожанам. Следующая перепись, проведенная тринадцать лет спустя, показала, что казахи выходят вперед - 17,6% против 14,9% (правда, на это сильно повлиял и Ашаршылык, жертвами которого стали преимущественно сельские жители). Впоследствии разрыв только нарастал, и к 1989-му цифры выглядели так: 38,4% и 30,9%. То есть урбанизация казахского этноса шла быстрее.
Еще более впечатляющим выглядит его рывок с точки зрения роста образовательного уровня. Посмотрите на эту таблицу:
Количество студентов коренной национальности в вузах на начало 1984/85 учебного года:
Кол-во студентов
В расчете на
10000 человек
Казахи в Казахской ССР
152,5 тыс.
232
Казахи в целом по СССР
183,0 тыс.
225
Узбеки в Узбекской ССР
195,1 тыс.
137
Азербайджанцы в Азербайджанской ССР
91,1 тыс.
157
Туркмены в Туркменской ССР
30,3 тыс.
119
Русские по всему СССР
2949,3 тыс.
203
Все народы СССР
5280,1 тыс.
188
Как видим, к середине 1980-х казахи вышли в абсолютные лидеры по количеству молодежи, получавшей высшее образование, в расчете на 10000 населения. С показателями 232 («внутреннее» студенчество) и 225 (с учетом диаспор в других республиках) они значительно опережали узбеков (137), азербайджанцев (157), обогнали русских (203) и весь остальной советский народ в среднем (188). Позади казахов остались многие европейские нации, у которых университеты появились еще в средние века, тогда как у нас вузы стали открываться лишь в конце 1920-х.
Причем в СССР высшее образование было относительно неплохим, хотя, может, и не выдающимся - во всяком случае, оно, в отличие от того, что мы видим сейчас в независимом Казахстане, давало знания и возможность подниматься по социальным лифтам. Особенно это касалось технического. Стоит также напомнить, что тогда набор в вузы был строго лимитированным, и в них могла попасть - по конкурсу - примерно лишь треть выпускников школ. Так, в 1981-м в Казахской ССР школы окончила 191 тысяча юношей и девушек, а высшие учебные заведения приняли только 56 тысяч.
В начале 1984/85 учебного года в нашей республике за студенческие парты на всех пяти (где-то четырех) курсах вузов сели 282,4 тысячи молодых людей, и 54% из них были казахи. Это намного больше, чем доля коренного этноса в общей численности населения (39,7%). В КазГУ, флагмане отечественной вузовской системы, как сообщил после декабрьских событий начальник 5-го управления КГБ Казахской ССР Нурахметов, доля студентов-казахов составляла 70%. И, скорее всего, он не преувеличивал. Ведь практически на всех факультетах университета были казахские и русские отделения, причем они набирали одинаковый по количеству контингент. А если учесть, что на русских отделениях до половины студентов были представителями коренной национальности, то в сумме получаются те самые 70 процентов. Много их было и в «политехе» (тогдашний флагман уже высшего технического образования), если судить по очень большому количеству его общежитий, располагавшихся выше улицы Сатпаева и в «Орбите», а также по тому, что в них проживала преимущественно казахская молодежь.
Из 55 вузов, действовавших в Казахской ССР, 23 имели педагогический профиль, и там обучение велось на обоих языках. В институтах, готовивших «технарей», были только русские отделения, но для выпускников казахских классов в них ввели одно послабление: на вступительных экзаменах по русскому языку они вместо сочинения писали диктант, что значительно легче. Да, молодежи из национальных школ учиться в таких вузах было труднее, чем остальным, и тем не менее количество желающих поступить в них ежегодно росло, поскольку техническое образование было больше востребовано народным хозяйством СССР, нежели гуманитарное. Конечно, идеальным вариантом стало бы обучение в таких вузах не только на русском, но и на казахском языке, но к тому времени для этого просто не было условий. Национальная элита и интеллигенция в этом плане особой активности не проявляла, а центральную власть такой порядок вещей вполне устраивал.
Подводя итоги, можно сказать, что политика русификации в языковой сфере проводилась достаточно мягко и имела, скорее, стимулирующий, чем какой-то обязывающий характер. Для казахского социума, в большинстве своем принявшего «правила игры», это имело как негативный эффект (потеря некоторой его частью национальной идентичности), так и позитивный - выход на гораздо более высокий образовательный уровень, повышение конкурентоспособности нации в рамках СССР…
Автор:
Женис Байхожа Источник:
camonitor.kzДополнительно:
Станет ли казахский язык для нас тем же, чем в свое время был русский?