DW, 23.02.2019Комментарий: Внешнеполитическая риторика Москвы как способ привлечь внимание
Мы так хотим быть значимыми хотя бы в собственных глазах, что отчаянно пытаемся привлечь к себе внимание, в том числе откровенно недипломатичными высказываниями. Но этот прием работает все хуже, пишет Александр Плющев.
"Русским надо поменять мозги, а не нам менять наш Билль о правах"... "США - одна из немногих стран в мире, которая может превратить Россию в радиоактивный пепел"... "Предлагаю России доставлять своих космонавтов на орбиту с помощью батута”...“Суть ядерной доктрины США - в том, что "агрессор должен знать: возмездие неизбежно, все равно он будет уничтожен". Мы как верующие попадем в рай, а они - просто сдохнут"... "Но они сами все нарушают, а потом ищут оправдания и назначают виновных. И своих сателлитов мобилизуют, которые аккуратненько, но подхрюкивают русским по этому вопросу”...
Внимательный читатель наверняка "сломался" уже на первом примере, кто-то полез гуглить на втором, и, наверное, совсем немного было тех, кто догадались о подлоге, только когда добрались до последнего. Да, я воспользовался очень известным приемом, вывернув хорошо известные высказывания российских деятелей и медиаперсон наизнанку.
Александр Плющев
Жанр яркого, острого и часто спорного комментария в России популярен уже не первый десяток лет, он начинался как элемент внутренней политической культуры, но ко второму сроку Владимира Путина добрался и до внешнеполитической сцены. Риторические приемы, которым, как считалось ранее, место в подворотне, вслед за Владимиром Путиным стали применять другие российские деятели: министры и официальные представители ведомств, дипломаты, парламентарии, ведущие телепрограмм на госканалах.
"Слабак" Солана
Поначалу опыты такого рода даже вызывали реакцию на Западе. Помните Хавьера Солану - генсека НАТО, а затем - генсека Совета ЕС? В 2004 году
он назвал "слишком далеко идущим" выражение Путина о его видении будущего Украины? Звучало оно так: "Люди первой категории имеют возможность жить по стабильным демократическим законам, а людям с, так сказать, темным политическим цветом кожи добрый, но строгий дядя в пробковом шлеме будет указывать политическую целесообразность, по которой они должны жить. А если туземец будет возражать, то его накажут с помощью ракетно-бомбовой дубинки, как в Белграде".
Все-таки западная риторическая школа откровенно слаба против характерного нынче российского афоризма. Ну что такое "слишком далеко идущее заявление"? Сказать такое может в нашем понимании только слабак, слюнтяй и мямля. Тебя вывозили лицом по столу, а ты укоризненно качаешь головой и грозишь пальчиком.
Спустя 15 лет на Западе давно привыкли к подобному и просто не реагируют, тем более что не так давно там появился свой, не менее яркий, раздражитель - Трамп с его твиттером. А нам этой реакции не хватает.
Дефицит внимания
Каждое из высказываний в первом абзаце этого текста, будь оно действительно произнесено в адрес Москвы, вызвало бы здесь гигантскую волну обсуждений и ярких ответных цитат. Мы страдаем от дефицита внимания и потому всячески стараемся привлечь его к себе. Потому что отчаянно хотим быть значимыми хотя бы в собственных глазах. В России жадно обсуждают любую публикацию о нашей стране. Так ожесточенно жители какой-нибудь глубинки спорят о том, что о них написал условный блогер Варламов, первый и последний раз заехавший сюда пару недель назад. Благодаря российскому острому провинциальному комплексу, в топ Яндекса запросто может выйти публикация вроде "Американский актер похвалил российские мультфильмы".
Подверженные ежедневному весьма агрессивному воздействию собственной пропаганды, мы азартно ищем примеры аналогичной работы извне и принимаем за них любую ерунду. На днях российские СМИ увлеченно перепечатывали и на все лады комментировали заметку, основанную на кулинарном (!) блоге на сайте Forbes, где автор цитировала слова какого-то фруктового бизнесмена о том, что в России люди покупают лимоны, чтобы продемонстрировать свое богатство. Благодаря тому, что российские СМИ выдали глупость одного человека за топорность государственной пропаганды, мало кому известный онлайн-дневник получил столько посетителей, сколько не видел за все время его существования.
Можем по-другому
Может сложиться ложное впечатление, что за годы конфронтации с Западом в России просто разучились публично обсуждать вопросы по-другому. Изоляция, точнее сказать: самоизоляция, безусловно, накладывает свой отпечаток, но примеры говорят об обратном. Посмотрите на характер высказываний по вопросам, где Москве жизненно необходимо быть образцом дипломатичности. Самый яркий пример - нынешние переговоры с Японией о Курильских островах и мирном договоре, где даже жесткие позиции маскируются мягкими и дипломатичными выражениями.
Такое поведение говорит о том, что жесткая внешнеполитическая риторика - это не столько идеологическая позиция, сколько популистская. Подобные вещи пользуются популярностью у электората Владимира Путина. Впрочем, опросы показывают, что внешнеполитическая повестка для большинства россиян потихоньку отходит на задний план. Немудрено, что и сами эти яркие цитаты перестают запоминаться. В моих соцсетях редкий комментатор смог вспомнить что-то яркое, особенно за последнее время, хотя все сходились на том, что внешнеполитическая риторика Москвы то и дело выходит далеко за рамки привычного дипломатического этикета. Недавний пример с
“подхрюкиванием” подкупает разве что труднопереводимым и редким - если не вообще новым - словом, но не более.
Автор: Александр Плющев - журналист радиостанции "Эхо Москвы", автор еженедельной колонки на DW. Telegram:
@PlushevChannel, Twitter:
@plushev Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.