Урок 8. Коллоквиум
Оксана Велит Ведение уроков и начитывание материала предполагают проверку знаний. Когда приходит час икс, ученикам обычно кажется, что все против них сговорились и учителя нашли очередной повод к чему-нибудь придраться. Но с позиции учителя контроль знаний - это способ проверить себя, узнать, насколько доступно он способен излагать материал, воспринимают ли ученики его слова и не даром ли проходит его труд. Собственно, целью сегодняшнего урока и является проверка способности восприятия читателем излагаемого материала.
Научные исследования на стыке филологии и психологии доказали, что вариантов восприятия художественного произведения существует почти столько же, сколько существует людей, прочитавших данное произведение. Редко случается, чтобы люди воспринимали художественный текст совершенно одинаково. Когда же речь идет о тексте публицистическом или рекламном, тут уж авторы стараются, чтобы разночтений было как можно меньше, ведь целью такого текста или, например, видеоролика является донесение до реципиента вполне определенного послания. Примером тому в данном случае являются новостные блоки, в которых упоминается Украина.
Со времен провозглашения Украиной независимости стало модно говорить о том, что россияне и украинцы - братья. Причем вспоминают об общем героическом прошлом чаще всего тогда, когда кто-то это самое прошлое якобы предает. Говорить о братстве и при этом держать дулю в кармане стало правилом хорошего тона среди украинских и российских политиков, а среди обывателей об общих славянских корнях чаще всего вспоминают в момент, когда спор на межнациональные темы достигает апогея и переходит на личности. Кто-то один о братстве вспоминает, а кто-то другой обязательно отвечает ему, что не брат, мол, ты мне.
Несмотря на постоянные спекуляции на теме братства, очевидно, что неприязнь между россиянами и украинцами возрастает с каждым днем. Благодаря ведущейся в наши дни информационной войне российским политикам скоро не придется делить Украину на восточную и западную, так как число симпатизирующих России восточных украинцев падает почти после каждого блока российских новостей, в которых упоминается Украина.
Информационная война, как комплекс мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание для изменения поведения людей и навязывания им целей, которые не входят в число их интересов, была известна еще в древности. Например, в Библии упоминается о Гедеоне, который однажды так запугал противника во время войны, что тот растерялся и ударил по своим же войскам. Примеров информационного воздействия на моральную стойкость противника хватает и в истории древнего Рима, и в эпоху феодализма. Но особую важность информационные войны приобрели в ХХ веке.
Канадский социолог и философ Герберт Маршал Маклюэн еще тридцать лет назад выдвинул тезис о том, что в наше время экономические связи и отношения все более приобретают форму обмена знаниями, а не обмена товарами. А средства массовой информации сами являются "природными ресурсами", которые увеличивают богатства общества. Главным становится доступ к информационным ресурсам и знаниям, а войны все больше ведутся в инфопространстве с помощью различных видов информационного вооружения - газет, журналов, телевидения, сплетен и т.д.
Совсем недавно благодаря усилиям российских и британских СМИ вокруг Украины разгорелся очередной информационный скандал. Начало ему положила публикация в газете "Зеркало недели" от 19 апреля сего года. В материале сообщалось, что в одном из киевских магазинов автору статьи предложили за 250 долларов приобрести сорокасантиметровую куклу Гитлера производства Тайвань. Понятно, что цену, превышающую прожиточный минимум, за игрушку может выложить разве что коллекционер, а коллекционировать можно все, что не запрещено законом. Тем не менее эта новость вызвала необычайный резонанс.
Покочевав по интернету, статья несколько изменила смысл, и в ее немецком варианте уже значилось, что кукла Гитлера была произведена в Украине. Российскому журналисту Кадченко, видимо, показалось, что подобного искажения недостаточно, и 23 апреля в эфире Первого канала появился репортаж, в котором он сообщал о том, что кукла Гитлера стала хитом весенних продаж в Украине и что в магазинах уже выстроились очереди желающих приобрести игрушку для своих детишек.
Когда информация добралась до британских СМИ, там не только не пожелали проверить ее достоверность, но и добавили несколько красочных штрихов. Оказалось, что в Украине идет массовое производство кукол Гитлера, и если игрушка окажется популярной, то производители запустят серию игрушек по тематике Третьего рейха, включая огороженные колючей проволокой концентрационные лагеря, а также газовые камеры и крематории.
Вот так за неделю, благодаря наличию товара для коллекционеров, Украина получила имидж страны, исповедующей фашизм. И все это незадолго до празднования Дня победы.
Еще одним примером информационной битвы является недавний инцидент, связанный с Лужковым. Неизвестно, то ли мэр Москвы эмоционально высказывал свое мнение, то ли, подобно библейскому Гедеону, вносил смятение в стан врага, но 11 мая, выступая в Севастополе на концерте по случаю 225-й годовщины основания ЧФ РФ, Лужков заявил, что Севастополь не входил в состав территорий, которые Никита Хрущев в 1954 году передал Украинской ССР, поэтому вопрос о принадлежности этого города остается открытым.
Учитывая тот факт, что Севастополь является украинским городом, подобные заявления не могут быть не чем иным, как попыткой разыграть очередной политический скандал. Мерой пресечения в данном случае стал запрет СБУ на въезд Лужкова на территорию Украины.
МИД РФ поспешил возмутиться и сообщить, что данное решение расценивается как недружественный шаг, идущий вразрез с обоюдными усилиями по выстраиванию атмосферы доверия и взаимопонимания в российско-украинских отношениях.
Из этого заявления следует, что до 12 мая 2008 года (дня, когда было принято решение о запрете на въезд) в российско-украинских отношениях царила атмосфера доверия и взаимопонимания. Впрочем, дули для того и прячут в карманах, чтобы их издалека не было видно.
Кроме тяжелой артиллерии в виде СМИ, в информационной войне также принимают участие добровольцы. Чаще всего такими добровольцами являются люди, пользующиеся определенным авторитетом в обществе. Вот, например, 9 апреля на киевской презентации своей новой книги Евгений Гришковец заявил, что "у современного литературного украинского языка нет перспективы на развитие". При этом автор признался, что украинского языка он не знает и не пребывает в курсе новостей, касающихся украинского литературного рынка. Следовательно, не читал, но мнение имеет.
Можно долго говорить о том, хотел ли он кого-нибудь обидеть и права ли была журналистка, назвав его конъюнктурщиком, но в результате какой-нибудь украинский подросток, любящий творчество Гришковца, обязательно откажется читать литературу на украинском языке. Потому что сам Евгений Валерьевич считает ее неперспективной.
Та же история с фантастом Сергеем Лукьяненко. Он хоть и является известным агрессивным украинофобом, но аудиторию среди украинцев имеет достаточно обширную. Одни говорят, что им все равно, какое мнение имеет автор об Украине, - главное, что книги его интересны. Другие же вместе с писателем подсмеиваются над тупыми грязными хохлами, видимо, не подозревая, что Лукьяненко имел в виду и их тоже.
Часто в семьях бывает так, что родственники друг друга не любят, иногда даже презирают, но на праздники собираются вместе, садятся за стол и, провозглашая тосты за здоровье, почти искренне друг другу улыбаются. В этом смысле россиян и украинцев действительно можно назвать братьями. И конфликтов между ними было бы гораздо меньше, если бы при просмотре новостей люди чаще задумывались, кому выгодно распространять ту или иную информацию и с какой целью это делается.
Русский журнал, 26.05.08 8:47
Урок 9. Антропонимика
Оксана Велит Среднестатистический житель более или менее крупного населенного пункта не верит в гороскопы, но время от времени задумывается о том, чтобы посетить астролога и хоть одним глазком взглянуть на свою натальную карту; смеется над приметами, но, на всякий случай, остерегается черных кошек и женщин с пустыми ведрами; считает нумерологию глупой выдумкой, но, увидев в каком-нибудь журнале тематическую статью с инструкцией, начинает подсчитывать числа своего имени и фамилии. Точно так же со стыдливым интересом мы время от времени листаем книги типа "Тайна имени" (а если рядом никого нет, так и вовсе без стыда), желая проверить, правильно ли авторы нарисовали портрет нас, любимых, узнать, чего ждать от нового знакомого, и в особенности выбирая имя для ребенка.
Таким образом, мы, часто сами того не сознавая, обращаемся к антропонимике - науке, изучающей имена людей, их происхождение, эволюцию, закономерности функционирования.
Антропонимика вычленилась из ономастики (дисциплины, изучающей собственные имена) в 60-70-е годы XX века. Эта наука изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, а также моду на имена.
Что касается последнего, то моду на определенное имя или ряд имен может принести с собой новый сериал, книга (например, после выхода книги Гайдара многие назвали своих малышей Тимурами) или смена власти в стране.
Приход коммунистической власти, кроме всего прочего, принес в социалистические страны имена Владлен, Вилен, Оюшминальд, Нинель, известное каждому школьнику звучное имя Даздраперма и многие другие.
Что же происходит с модой на имена в последние годы? Детей по-прежнему называют в честь бабушек, дедушек и любимых героев нашумевших сериалов; кроме того, часто встречаются имена Никита, Данила, Дарья, Анастасия, Елизавета и Ксения. А вот в честь политиков детей сегодня не называют.
В России, говорят, еще впереди тот час, когда каждого второго мальчика будут звать Володей. В Украине же резкого увеличения количества маленьких Викторов не ожидается в принципе, потому как не заслужил. Ни один, ни второй. А имя Юля является популярным уже много лет, независимо от деятельности Тимошенко.
Оно и понятно - чтобы в честь кого-то называть ребенка, нужно что-то знать о человеке. А что украинцы знают о своих политиках? То, что показывают в новостях и пишут в газетах: тот украл, этот купил, те судятся, эти уже поделили и притихли. Если и бывает так, что кем-то искренне восхитишься (вплоть до того, чтобы срочно родить и передать ребенку достойное имя), то тут же узнаешь, что не все так просто и что с восхищениями ты явно поторопился.
Постепенно у среднестатистического украинца создается впечатление, что политики - это и не люди вовсе, а машины по зарабатыванию денег, данные народу в наказание за грехи их прошлых жизней. А меж тем у каждого политика помимо того, что мы видим на экранах телевизоров, есть какая-то своя жизнь, свои увлечения, проблемы, новое караоке соседей и графики отпусков.
Над тем, что власть имущие тоже люди, задумались создатели интернет-проекта "Все наши" в целом и директор издательства "Буква и цифра" Александр Ворошило в частности. Таким образом, свет увидела книга под названием
"Все Наши. Кулуарные истории с комментариями", представляющая собой выборку из виртуальных дневников людей, ведущих блоги от имени известных украинских политиков.
Читатель коллективного блога и одноименной книги видит перед собой не Юлию Владимировну в белом и не Петра Порошенко в галстуке, а простых и жизненных "нашу Юлю", "нашего Петю" и прочих. Герои рассказывают истории, являющиеся альтернативной подачей современных политических событий в Украине.
Вот так, например, описал очередной митинг на майдане наш Петя:
"Сидели вчера с Колей Мартыненком на крыше моего дома на Грушевского, 9. Мечтали. Коля говорит: "Слушай, а если сейчас подогнать машину с водкой к майдану, постоять немного и поехать в сторону Троещины, - поведутся или не поведутся?.."
"Ну, если открытый кузов, - говорю я, - и опустить борта, и для запаху немного полить... то, думаю, поведутся".
Переглянулись, набрали с "сониэриксона" "Укрпроминвест", вызвали газон, прикупили десять ящиков "Олимпа" в "Фуршете" и поехали на майдан. Пока доехали, уже смеркается... Говорю: "Коля, останавливай". Стали максимально близко к майдану, Влезли в кузов, я поливаю машину водкой, Коля открывает борта. Сели в машину, ждем. Думаю, не, них... не будет. Не поведутся. И тут как повалило - и от Жовтневого, и с Институтской, и от Дома профсоюзов. Кричу: "Коля, с...ка, заводи, б...дь, газон и пи...ем!"
Коля дергает ключ зажигания и ручку передач. Машина нехотя, но заводится. Понемногу двигаем. Выглядываю с окна - за машиной бежит с десяток активистов. Смотрю, в кузове тоже активист - уже передает ящики тем, кто бежит. Еб...на хата...
Одним словом, на Грушевского мы с одним ящиком доехали... И активистом в кузове. Но в последний момент и последний ящик с активистом исчезли в Мариинском парке" (с)
Этот проект не только сближает политиков с народом (пусть даже и без ведома самих политиков), но также и привносит столь необходимую долю юмора в политический процесс, на который народ уже отчаялся как-либо повлиять.
"Наш Нестор", "наша Наташа" и "наш Юра" далекому от власти человеку гораздо роднее, чем Нестор Шуфрич, Наталья Витренко и Юрий Ехануров. Роднее и понятнее. Поэтому, если какой-нибудь украинец и захочет назвать ребенка в честь политика, то это скорее всего будет заслугой веселых "блогодвойников" власть имущих, а не самих политических деятелей.
Русский журнал, 02.07.08 12:51