Социальная терминология: названия поколений и социальных явлений

Feb 02, 2018 22:51

Хикикомори (хики)

"...к социальным сетям, мессенджерам, смартфонам, очкам виртуальной реальности и прочим проявлениям дигитализации они относятся намного критичнее, чем мы, считая, что это вытесняет здоровое человеческое общение, а мобильный телефон - для того, чтобы звонить в экстренных случаях..." (Феномен хикикомори)

image Click to view


Статья: sub-cult.ru

«Внешний мир - это ад»: как живут российские затворники-хикки

NEET (Поколение "ни-ни")

basement dwellers

Клубничное поколение (реже: земляничное поколение)

Залюбленное поколение

Поколение, которое не прочтёт ни Чехова, ни Тургенева, ни Жюля Верна...
Языком цифр

Читаете ли вы книги

1996 г. (в %)
2009 г. (в %)

Никогда, очень редко
20
35

От случая к случаю
49
42

Практически ежедневно
30
22

Затрудняюсь ответить
1
1

По данным ВЦИОМ, в опросе приняли участие 1600 человек
Фри́тер (фурита)

Паразит-одиночка

Теория Амаэ

Тайдзин кёфусё

Социофобия

Эскапи́зм (эскепизм, эскейпизм)

Примитивная изоляция (иногда просто изоля́ция), защитное или аутисти́ческое фантазирование

Кидалт, или взрослые дети

Даунши́фтинг

Теория поколений в России

Поколение X (Поколение Х, или Неизвестное поколение (1963-1984))

Миллениалы или Поколение Y (поколение «игрек»; другие названия: поколение Миллениума (millennials), поколение «некст», «сетевое» поколение, миллениты, эхо-бумеры)

Поколение Z: эго и технологии
Екатерина Шульман

Любознательное издание TheQuestion сделало материал о поколении Z, состоящий из моих длинных теоретических объяснений (откуда взялись буквы, почему поколения меняются, чем поколенческая социология отличается от гороскопов), перемежаемых рефлексией самих представителей молодежи. Вышло занятно.

[Spoiler (click to open)]

"Сама идея, что люди, родившиеся в одно время, образуют некую социологическую общность и обладают схожими признаками, отличающими их от предыдущего и последующего поколений, - относительно новая. В традиционном обществе никаких «поколений» в этом смысле не было, потому что вновь родившиеся взрослели и старели, занимали место своих родителей и в свою очередь уступали место своим детям, ничем принципиально от них не отличающихся. Такой вот круг жизни, как в мультфильме «Король Лев».

Круг сменился прямой дорогой перемен с наступлением промышленной революции, урбанизации и появлением массового общества, массовой занятости и массового образования. Научная основа теории поколений была заложена немецким социологом Карлом Мангеймом в работе «Проблема поколений». В среднем хронологические рамки поколения в этом социологическом смысле - 15-20 лет, то есть все, родившиеся в пределах 20 лет, относятся к одному поколению, хотя мы увидим, что в дальнейшем с усложнением классификации эти сроки стали сокращаться до 10 лет и даже меньше.

Обозначение поколений различными буквами латинского алфавита - плод поколенческих теорий, которые были сформулированы американскими исследователями Уильямом Штраусом и Нейлом Хоувом в книгах «Поколения» и «Четвертый поворот». В их работах есть длинные раскладки этих самых поколений, начиная со Столетней войны. Именно им мы обязаны распространившейся терминологией The Greatest Generation, то есть поколение победителей Второй мировой войны, потом их дети, потом беби-бумеры, поколение Х, поколение Y (или миллениалы) и поколение Z.

Поколения, обозначаемые буковками, это не какой-то закон природы, это просто одна из теорий, которая была сформулирована несколько десятков лет назад. Она удобная, потому что все чувствуют, что действительно у поколения есть какие-то определяющие свойства, а буквы хорошо запоминаются. Это было популяризировано в СМИ и в массовой культуре, так что generation X, Y, Z у всех на слуху.

В наших российских реалиях существует некоторая путаница с миллениалами и центениалами, то есть с поколением X и поколением Z, а также промежуточным между ними поколением Y. Что важно? Миллениалы, оно же поколение Y, - это люди, родившиеся в середине восьмидесятых и до начала девяностых. Это те, чья ранняя взрослость пришлась на рубеж веков, на 2000 год. Часто почему-то думают, что миллениалы - это совсем молодые. А ведь это вполне взрослые люди, они уже сами стали родителями.

А центениалы или поколение Z - это люди, родившиеся от середины девяностых до настоящего момента (хотя относительно верхней границы поколения Z единого мнения нет). Это люди, которым сейчас от 15 до 25 лет.
Сразу скажем, что социологические обобщения такой ширины неизбежно будут содержать значительный элемент условности. Это необходимо помнить, чтобы не превращать поколенческую социологию в какое-то подобие гороскопов. Понятно, что личность человека определяют его семья, социальная принадлежность, индивидуальная биография в куда большей степени, чем год рождения. Ровесники могут быть - и часто бывают - совершенно не похожи друг на друга, а похожи на своих родителей, например.

Тем не менее, исторические условия оказывают на людей влияние, поэтому поколенческие свойства - это не миф, они действительно существуют.

Исследуют поколение больше всего маркетологи, потому что их интересует, как продать определенной категории покупателей свои товары и услуги. Поэтому наиболее распространенные исследования свойств того или иного поколения - маркетологические: как люди разных возрастов склонны тратить деньги. Естественно, как только новое поколение вступает в жизнь и становится активными потребителями, сначала на деньги родителей, потом на свои собственные, тут же жадный глаз рынка начинает к ним приглядываться.

В случае с поколением Z мы можем видеть, что эта возрастная страта не привязана к брендам, то есть у них меньше выражено поклонение каким-то маркам, что они склонны к этическому потреблению, то есть для них важно, чтобы компания была этичной, или хотя бы говорила, что она использует какие-то природосберегающие технологии, не использует детский труд и дает своим работникам социальные гарантии, у них нет каких-то рабских фабрик в третьем мире. Товар должен тоже позиционировать себя как экологичный, здоровый, полезный и вообще как-то развивающий тебя как личность.

Одним из базовых свойств поколения Z считается то, что можно назвать эгоцентричностью. То есть они меньше зациклены на ценностях выживания, а больше на ценностях самовыражения и саморазвития.

Еще раз уточню, что мы, конечно, говорим о первом мире, о благополучных странах. У нас есть американские исследования на эту тему и есть ряд исследований в России.
Если мы смотрим американские и российские данные, есть сходства и есть различия. Есть некоторая общая черта - примат самовыражения, самореализации, счастливой жизни, высокая ценность отношений, страх перед одиночеством, стремление к социальным связям, к подтверждению своей значимости через социальные связи и идея о том, что успех - это хорошие отношения и большой круг людей, с которыми у тебя хорошие отношения. Очень высокая ценность семьи, смазанный конфликт поколений, то есть не ярко выраженный, а наоборот, высокая ценность отношений с родителями.

Но есть и различия. В американских исследованиях поколения Z обычно пишут, что это люди, у которых предпринимательство в крови, что они чрезвычайно склонны к идее, что они не будут частью корпорации, не будут частью иерархии, а заведут свое дело, сами чего-нибудь такое устроят, что поразит весь мир, а потом это будет их кормить. Мы сейчас не говорим о том, насколько реалистичны эти ожидания, просто мы говорим о том, что они есть. А в случае с российской молодежью это гораздо менее выражено, хотя тоже присутствует, что в общем объяснимо: у нас люди хотят принадлежать к какой-то большой структуре, больше видят свое благополучное будущее в том, чтобы стать государственным служащим, сотрудником корпорации или силовой структуры. И у нас больше люди склонны декларировать симпатию к традиционной модели семьи, к традиционному распределению гендерных ролей, чем в американском случае.

При этом, что интересно, это не очень сильно соответствует их же собственным практикам. То есть молодые люди охотно говорят, что мужчина должен зарабатывать, а женщина должна дома сидеть или заботиться о семье и детях. При этом, когда их спрашиваешь, а что вы ждете от своих отношений с девушкой и парнем, то они говорят: «Взаимопонимания, весело проводить вместе время, чтобы он/она разделял мои увлечения и вкусы». Молодые люди не говорят: «Я жду от девушки, что она будет меня обслуживать», а девушки не говорят: «Я жду от парня, что он будет меня содержать». То есть, с одной стороны, они повторяют какие-то формулы, которые услышали от старших или СМИ, но при этом к своей непосредственной жизни, к своим реальным практикам они не очень сильно это прикладывают.

Это свойство вообще российского респондента любого возраста, когда будет драматический разрыв между ответами на вопросы типа: «Вы сторонник или противник абортов?» Люди будут говорить, что они противники. А если их спросить: «Считаете ли вы необходимым запретить аборты или сделать их платными?» Точно так же подавляющее большинство скажет, что нет, этого делать не надо. То есть вот это вот двоемыслие - это свойство российского гражданина в целом, не только молодого.
У нас был рост рождаемости от 2000 до 2014 года, после чего пошел опять спад. Соответственно, нынешняя демографическая яма, о которой нам говорят экономисты, заключается в том, что немногочисленное поколение, рожденное в девяностые, вступает в свой взрослый возраст. Их мало, и они родят мало детей. При этом у нас имеется два многочисленных поколения, которым сейчас от 0 до 10, то есть дети вот этого роста рождаемости. Когда они войдут в социальную жизнь, их будет много.

Сейчас смена поколений происходит очень медленно благодаря тому, что продолжительность жизни растет, то есть поколение не выбывает из социального оборота с такой скоростью, как в традиционном обществе с его ранним возрастом деторождения и низкой продолжительностью жизни. Люди живут долго, люди долго остаются и на рынке труда, и в социальной жизни, то есть они никуда не деваются и не исчезают. Поэтому нельзя говорить, что придет там какая-то молодежь и образуется новая социальная реальность. Когда она придет, точно так же на рабочих местах, и во власти, и в публичной сфере будут люди 60-70 лет. Поэтому я бы тут не строила каких-то линейных схем, которые основаны на представлениях о том, что одно поколение заменяет другое. В общественном поле все существует вместе. И при этом благодаря тому, что старшие имеют социальные преимущества, они на более высоких этажах общественной пирамиды, они совершенно не желают уходить оттуда, уступать свое место какой бы то ни было молодежи".


Поколение X, Y и Z

X, Y, Z: теории поколений в России

Люди Икс - эволюция продолжается (Документальный спецпроект).

image Click to view



Отаку

Herbivore men (grass-eater men) - травоядные мужчины

Травоядные мужчины - социальный феномен Японии

Травоядные мужчины: почему дамам приходится тащить сильный пол в постель

«Травоядные мужчины»: глобальный тренд или японская специфика?

image Click to view

поколение, социология, понятие, словоупотребление

Previous post Next post
Up