Языки общения

Sep 16, 2017 15:35

Владимир Миронов

Культура удивительное явление. Иногда кажется, что в ней возникло нечто совсем новое, как, например лайки или эмодзи, которые теперь уже начинают копировать мимику пользователя:

НОВЫЕ ЭМОДЗИ APPLE СМОГУТ КОПИРОВАТЬ МИМИКУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Однако в культуре всегда уже было нечто подобное, отражающее схожие потребности. Вот замечание Ю.М. Лотмана из «Беседы о русской культуре»: Дамы «на лицо налепляли мушки, которые делались из тафты или из бархата. Место, куда прилеплялись мушки, не было случайным. Например, мушка в углу глаза означала: «Я вами интересуюсь», мушка на верхней губе: «Я хочу целоваться». А поскольку в руках у женщины был веер, движения которого также получали особый смысл (например, резкое закрывание веера означало: «Вы мне не интересны!».), то комбинации мушек и игры веера создавали своеобразный язык кокетства. Дамы кокетничали, дамы вели в основном вечерний образ жизни. А вечером, при свечах, требовался яркий макияж, потому что при свечах лица бледнеют (тем более - в Петербурге с его зловредным климатом!). Из-за этого у дам уходило очень много (за год, наверное, с полпуда!) румян, белил и разной другой косметики. Красились очень густо».

Из комментариев:

Георгий Юришан
Современный язык общения - смайлы, используются в качестве коммуникативного взаимодействия в сети интернет на сетевых ресурсах, где не требуется глубокого анализа информации, а просто эмоциональное к ней отношение. Конечно это не учит составлению умозаключений и художественного или научного составления предложений и формирования мыслей в тексты. Но большинство людей не видят в таком навыке для себя удовольствия. Не уверен что смайлы полезны для умственного развития, но удобны в обиходе. Плохо, что дети обучаются владению смайлами раньше, чем составлению предложений, но они и потребляют очень большой объём коммуникативного и информативного продукта. В сотни раз больше, чем поколения до сетевого общения. Им уже не нужны емэйлы для писем - они общаются в сети или в мессенжерах.
Возможно, что в дальнейшем эта фаза перерастёт в дополнительное сознание, когда вместо нас будет навроде тамагочи, чить собственной жизнью, в соответствии с хозяином и общаться с другими томагочами.

Павел Костылев
А в Китае был язык вееров. Веер налево - то-то, веер направо - се-то.

Дмитрий Волков
а у олбрайт были брошки

Георгий Юришан
А на зоне - наколки.

Лев Любимов
Ах, бедные!!!

Марина Кедрова
и язык цветов, кстати)

Владимир Миронов
Ну конечно. Всё это известно, если задуматься. В средние века католическая церковь была приютом передачи любовной информации с помощью вееров, цвета платья, места цветка прикреплённого к одежде. Это было одним из главных мест встреч, особенно "высокого" общества. Хейзинга всё это блестяще исследовал, в той же "Осени средневековья". Церковь давила выражение индивидуального чувства, а человек всё равно находил возможности их выразить. Причем выражали такое чувства и эмоции, которые даже трудно представить, в том числе и за счёт идеализации самого образа любимой или любимого (Данте, Петрарка...)

Дмитрий Волков
от наколок и пр это сильно отличается. тату - статусный месседж, на который носитель опирается стратегически (и несет ответственность за свое соответствие роли). мушка/брошка и пр - это сиюминутное высказывание. мушка - это подмигивание, а три купола на плече - судьба

Елена Шакирова
Одной фразой - невербальный язык...

Алексей Кыласов
Надо сказать, дамы значительно усовершенствовали средства косметики и туалета, а вот мужчины с тех пор почти не эволюционировали и продолжают вешать на груди побрякушки - ордена и медали, сообщающие об их атлонах с проявлением силы, воли к победе или служебном рвении. Считается, что обладатели медалей - герои и чемпионы весьма привлекательны для дам.

Владимир Миронов
О.М. Фрейденберг тягу к орденам и медалям интерпретировала с позиции близости сознания к первобытному состоянию, когда таким образом, одно племя отличало себя от другого - чтобы не перепутать. Иногда, когда смотришь на некоторых современных орденоносцев, которые и в войнах-то не участвовали, эта мысль кажется вполне верной

Павел Костылев
Как медалист все подтверждаю)

Anton Karpov
эволюция мужского костюма мне кажется не менее значительной. гульфики, жабо, панталоны и прочая сейчас выглядят довольно странно

Владимир Миронов
Anton Karpov Пока или опять странно. Всегда есть тенденции возврата. У меня, например, в этом году при вручении студенческих билетов пять человек были в бабочках. Такого давно не было. Мода социальное явление и рулит по кругу

Anton Karpov
Владимир Миронов ну если всерьез, мода была циклична до конца 20 века, а потом запуталась в клубок одновременно-все-возможно-но-при-этом-есть-лидеры

Алексей Кыласов
Просто наряду с умением одеваться появилась профессия с умением одевать - стилист. А циклы остались, причём разной глубины реверберации - от этники (вышиванки, афро, инди) до классики модерна (смокинг, футур, френч). Есть интересная монография Anna Koneva

Владимир Миронов
Алексей Кыласов Технологии таковы, что скоро будут просто тело облачать в одежду, да и все, а далее цвет и вид

Алексей Кыласов
Владимир Васильевич, всё равно останется дихотомия тело-для-себя и тело-для-других, так что и сами сохраним навык одеваться)))

Георгий Юришан
Но разве язык знаков (в данном ключе) не шифр? К смайлам это не имеет отношения. Прибегая к тайным знакам, человек позволяет себе общаться только с теми кто "в теме". И это обычно происходит на фоне определённого общепринятого языка скорее в результате определённых общественных каконов.
Язык смайлов и эмодзи не попадает в данную тему. Он скорее язык интернет общения (эмоционального отклика на определённую информацию). Язык так сказать клипового мышления.

смайлик, язык жестов, семиотика, коммуникативное поведение, смайл, коммуникация, язык Интернета

Previous post Next post
Up