Владимир Миронов Культура удивительное явление. Иногда кажется, что в ней возникло нечто совсем новое, как, например лайки или эмодзи, которые теперь уже начинают копировать мимику пользователя:
НОВЫЕ ЭМОДЗИ APPLE СМОГУТ КОПИРОВАТЬ МИМИКУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ Однако в культуре всегда уже было нечто подобное, отражающее схожие потребности. Вот замечание Ю.М. Лотмана из «Беседы о русской культуре»: Дамы «на лицо налепляли мушки, которые делались из тафты или из бархата. Место, куда прилеплялись мушки, не было случайным. Например, мушка в углу глаза означала: «Я вами интересуюсь», мушка на верхней губе: «Я хочу целоваться». А поскольку в руках у женщины был веер, движения которого также получали особый смысл (например, резкое закрывание веера означало: «Вы мне не интересны!».), то комбинации мушек и игры веера создавали своеобразный язык кокетства. Дамы кокетничали, дамы вели в основном вечерний образ жизни. А вечером, при свечах, требовался яркий макияж, потому что при свечах лица бледнеют (тем более - в Петербурге с его зловредным климатом!). Из-за этого у дам уходило очень много (за год, наверное, с полпуда!) румян, белил и разной другой косметики. Красились очень густо».
Из комментариев:
Георгий Юришан
Современный язык общения - смайлы, используются в качестве коммуникативного взаимодействия в сети интернет на сетевых ресурсах, где не требуется глубокого анализа информации, а просто эмоциональное к ней отношение. Конечно это не учит составлению умозаключений и художественного или научного составления предложений и формирования мыслей в тексты. Но большинство людей не видят в таком навыке для себя удовольствия. Не уверен что смайлы полезны для умственного развития, но удобны в обиходе. Плохо, что дети обучаются владению смайлами раньше, чем составлению предложений, но они и потребляют очень большой объём коммуникативного и информативного продукта. В сотни раз больше, чем поколения до сетевого общения. Им уже не нужны емэйлы для писем - они общаются в сети или в мессенжерах.
Возможно, что в дальнейшем эта фаза перерастёт в дополнительное сознание, когда вместо нас будет навроде тамагочи, чить собственной жизнью, в соответствии с хозяином и общаться с другими томагочами.
Павел Костылев
А в Китае был язык вееров. Веер налево - то-то, веер направо - се-то.
Дмитрий Волков
а у олбрайт были брошки
Георгий Юришан
А на зоне - наколки.
Лев Любимов
Ах, бедные!!!
Марина Кедрова
и язык цветов, кстати)
Владимир Миронов
Ну конечно. Всё это известно, если задуматься. В средние века католическая церковь была приютом передачи любовной информации с помощью вееров, цвета платья, места цветка прикреплённого к одежде. Это было одним из главных мест встреч, особенно "высокого" общества. Хейзинга всё это блестяще исследовал, в той же "Осени средневековья". Церковь давила выражение индивидуального чувства, а человек всё равно находил возможности их выразить. Причем выражали такое чувства и эмоции, которые даже трудно представить, в том числе и за счёт идеализации самого образа любимой или любимого (Данте, Петрарка...)
Дмитрий Волков
от наколок и пр это сильно отличается. тату - статусный месседж, на который носитель опирается стратегически (и несет ответственность за свое соответствие роли). мушка/брошка и пр - это сиюминутное высказывание. мушка - это подмигивание, а три купола на плече - судьба
Елена Шакирова
Одной фразой - невербальный язык...
Алексей Кыласов
Надо сказать, дамы значительно усовершенствовали средства косметики и туалета, а вот мужчины с тех пор почти не эволюционировали и продолжают вешать на груди побрякушки - ордена и медали, сообщающие об их атлонах с проявлением силы, воли к победе или служебном рвении. Считается, что обладатели медалей - герои и чемпионы весьма привлекательны для дам.
Владимир Миронов
О.М. Фрейденберг тягу к орденам и медалям интерпретировала с позиции близости сознания к первобытному состоянию, когда таким образом, одно племя отличало себя от другого - чтобы не перепутать. Иногда, когда смотришь на некоторых современных орденоносцев, которые и в войнах-то не участвовали, эта мысль кажется вполне верной
Павел Костылев
Как медалист все подтверждаю)
Anton Karpov
эволюция мужского костюма мне кажется не менее значительной. гульфики, жабо, панталоны и прочая сейчас выглядят довольно странно
Владимир Миронов
Anton Karpov Пока или опять странно. Всегда есть тенденции возврата. У меня, например, в этом году при вручении студенческих билетов пять человек были в бабочках. Такого давно не было. Мода социальное явление и рулит по кругу
Anton Karpov
Владимир Миронов ну если всерьез, мода была циклична до конца 20 века, а потом запуталась в клубок одновременно-все-возможно-но-при-этом-есть-лидеры
Алексей Кыласов
Просто наряду с умением одеваться появилась профессия с умением одевать - стилист. А циклы остались, причём разной глубины реверберации - от этники (вышиванки, афро, инди) до классики модерна (смокинг, футур, френч). Есть интересная монография Anna Koneva
Владимир Миронов
Алексей Кыласов Технологии таковы, что скоро будут просто тело облачать в одежду, да и все, а далее цвет и вид
Алексей Кыласов
Владимир Васильевич, всё равно останется дихотомия тело-для-себя и тело-для-других, так что и сами сохраним навык одеваться)))
Георгий Юришан
Но разве язык знаков (в данном ключе) не шифр? К смайлам это не имеет отношения. Прибегая к тайным знакам, человек позволяет себе общаться только с теми кто "в теме". И это обычно происходит на фоне определённого общепринятого языка скорее в результате определённых общественных каконов.
Язык смайлов и эмодзи не попадает в данную тему. Он скорее язык интернет общения (эмоционального отклика на определённую информацию). Язык так сказать клипового мышления.