Скандал вокруг учебников русского языка в Казахстане

Sep 03, 2017 09:00

Казахстанцев возмутили задания в учебниках по русскому языку за 7 класс



31 августа 2017, 18:31

Пользователь Facebook считает, что вопросы в нем затрагивают совершенно другие школьные предметы.

Свое недовольство выразила пользователь Facebook Жанетта Бегахметова, передает Zakon.kz.
Она сделала пост, в котором выразила свое возмущение заданиями из учебника по русскому языку за 7 класс. Жанетта считает, что вопросы в нем затрагивают совершенно другие школьные предметы.[Spoiler (click to open)]


«Вы знаете визитную карточку баурсака?! Никогда не думала, что у хлеба может быть своя визитная карточка, до чего дошел прогресс, как говорится, и это очень актуально в изучении русского языка» - пишет девушка.



Кроме отвлеченных заданий, казахстанку возмутил и внешний вид учебника.

«Оборотная сторона обложки у данного учебника тоже весьма впечатляющая, с названием соцсетей. Я так понимаю, у автора учебника особенные отношения с соцсетями, видимо научилась пользоваться только недавно и решила дать мастер-класс семиклассникам. Только вот не пойму, при чем тут русский язык?», - недоумевает женщина.



Фото: соцсети

Источник: http://www.zakon.kz/4875746-kazahstantsev-vozmutili-zadaniya-v.html
Скандал вокруг учебника русского языка для 7 класса: эксперты ответили на замечания родителей



2 сентября 2017, 19:21

Эксперты считают, что пора понять: современный учебник - это уже не источник информации, а навигатор.

На официальной странице МОН РК в Facebook продолжают давать разъяснения в ответ на появившуюся в Сети полемику вокруг обновлённого учебника по русскому языку для 7 классов, сообщает Zakon.kz
Составители говорят, что действительно, учебник имеет непривычную структуру, да к тому же ещё идёт в комплекте с электронным приложением.
По их словам, содержание учебника отражает исключительно современные реалии. И в любом случае, по прошествии четырёх лет пособие будет переиздано.




Школьные уроки теперь будутдлиться 40 минут - министробразования РК Е.Сагадиев
Каримова Бейбиткуль, директор Республиканского научно-практического центра "Учебник", пояснила, что такая практика существует во всех развитых странах. Например, в Австрии учебники переиздаются ежегодно. «Через четыре года этот учебник, несомненно, устареет - морально и физически.
Бейбиткуль Сарсенхановна рассказала, как происходит работа над созданием учебных пособий. В частности, над этим учебником трудился авторский коллектив, сформированный издательством. Основным автором выступила Зинаида Сабитова, которая работала и над предыдущими учебниками по русскому языку. Только на этот раз она разработала пособие в соответствии с обновленным содержанием школьного образования. Так или иначе, до 2020 года будут обновлены абсолютно все школьные учебники. Общий подход к ним, по словам Каримовой, одинаковый - это личностно-ориентированные учебные пособия.
«Похоже, что авторы решили совместить в одном учебнике все предметы, включая информатику», - иронизируют критики, публикующие своё мнение в тех же соцсетях, от которых они стремятся оградить своих детей. Эксперты парируют: грамматика, орфография и пунктуация по-прежнему являются основой программы изучения русского языка. А вот подход к изучению действительно изменился. По мнению участников брифинга, тексты пособия приносят определённую пользу, обогащают словарный запас, развивают речевые навыки. В них поднимаются темы этики и семейных ценностей, рассказывается о мире вокруг нас, о профессиях.
По мнению Уразаевой Куралай, доктора философских наук и одного из разработчиков учебных программ по русскому языку, разработка новой школьной программы - это болезненный процесс, который всегда вызывает резонанс в обществе. Новые технологии меняют всё: от организации учебного процесса до роли учителя и самого ученика в этом процессе. Например, прежде чем учить детей по учебникам с обновленным содержанием, учитель должен сам пройти обучение по так называемой кембриджской технологии обучения. Постоянная смена деятельности на уроке, взаимодействие в группах, упор на функциональность знаний - всё это должно способствовать развитию самостоятельности учеников.
Эксперты отмечают, что современный учебник - это уже не источник информации, а навигатор. Он - как и учитель - направляет, помогает формировать необходимые навыки, учит искать информацию, - таково мнение Каримовой Бейбиткуль. Поэтому сегодня постепенно уходят в прошлое задания наподобие «перепиши», «вставь пропущенную букву». Новая методика больше ориентирована на функциональную, аналитическую практику.
Немаловажно, что сейчас, когда многие из пособий ещё не утверждены, каждый житель республики может принять непосредственное участие в их создании. Бейбиткуль Сарсенхановна призвала заинтересованных лиц просмотреть и прокомментировать выставленные на сайте центра «Учебник» проекты будущих пособий и пообещала, что их пожелания обязательно примут к сведению.
ҚР Білім және ғылым министрлігі / Министерство образования и науки РК



НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ДЕТЕЙ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ОТВЕТ ЭКСПЕРТОВ НА ПОЛЕМИКУ ВОКРУГ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ЧАСТЬ 1

Накануне учебного года в средствах массовой информации и в социальной сети Facebook развернулась полемика вокруг нового учебника по русскому языку для седьмых классов. Например, несколько пользователей Facebook опубликовали на своих страницах фотографии страниц книги. Предлагаем вам выдержки из разъяснений экспертной комиссии, которая ответила на вопросы журналистов в научно-практическом центре "Учебник" в Астане. Эксперты считают претензии журналистов и родителей сильно преувеличенными.

Учебник и в самом деле выглядит необычно: минимум ожидаемой для этого предмета грамматики, задания в привычном виде отсутствуют - зато есть не самые типичные для предмета темы - «Климат и его изменение», «Генетически модифицированные продукты», «Традиции», «Социальные сети».

МАКЕТЫ КНИГ ДОСТУПНЫ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

По мнению специалистов, эмоциональная реакция журналистов и блогеров - результат недопонимания новой методики изложения. Как пояснила Каримова Бейбиткуль, директор Республиканского научно-практического центра "Учебник", пособие утверждала предметная комиссия, в которую входило свыше 130 человек, высококвалифицированных специалистов в области образования. Это учёные, учителя высшей и первой категорий, депутаты, представители неправительственных организаций и общественности». После этого учебник утверждался на заседании республиканской комиссии.
Необходимо добавить, что макет книги был размещён на официальном сайте центра «Учебник» с ноября прошлого года. Так что с её содержанием мог свободно ознакомиться любой желающий. На сайте было зафиксировано около 5 тысяч предложений и замечаний, все они были учтены в окончательной версии учебного издания.

ТРАДИЦИИ И «ВЕЧЕРНИЙ УРГАНТ»

Специалисты прокомментировали основные претензии к учебнику, подробно объяснив авторскую концепцию. В частности, Журавлева Евгения Александровна, доктор филологических наук, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, сообщила, что в материале «День столицы» намеренно был сохранён стиль первоисточника. Материал поможет детям изучить словосочетания, характерные для жанра «заметка». С другой стороны, эта небольшая новость, взятая с портала Tengrinews, имеет познавательный характер: здесь рассказывается о наших традициях.

Традициям - только уже русским - посвящён и другой материал, ставший объектом полемики. Семиклассникам предлагается узнать о масленице, посмотрев отрывок из российской телепередачи «Вечерний Ургант» на канале YouTube. Евгения Александровна считает, что именно подобным образом можно заинтриговать школьников. Если ученикам дать сухую энциклопедическую статью - они едва ли до конца её дочитают. А в передаче Ивана Урганта о праздновании масленицы рассказывают маленькие дети. Это оригинальный, остроумный подход.

ЧЕМ ПОЛЕЗНА «И-ПЫЗЯВА»

Многие из материалов учебника, вызвавших всплеск эмоций, призваны развивать воображение, вдохновлять, настраивать ребёнка на определённый лад. И не только. Например, семиклассникам предлагается послушать песню Юрия Антонова «Родные места» не просто так: после этого им предстоит описать свои ощущения, рассказать - какие ассоциации, образы вызвала композиция. Очевидно, что задание направлено на развитие творческих навыков ребёнка.

Что касается текстов Людмилы Петрушевской, то они также помогают «включить воображение». Кстати, Людмила Стефановна - признанный в России литератор, и её произведения не впервые входят в школьную программу. Сказка «И-пызява» определённо способствует развитию фантазии. К тому же, по словам экспертов, текст Петрушевской идеален с точки зрения стилистики.

УЧИТЬ НА ПРИМЕРЕ ЧУЖИХ ОШИБОК

Теперь о странице из учебника, в котором опубликован пост из социальных сетей на тему «Если бы я был всемогущим». Профессор Журавлева пояснила, что задание включено в учебник для того, чтобы школьники имели возможность развивать аналитическое мышление. Это как раз та функциональная грамотность, о которой мы в последнее время говорим.

Отметим, что у нового учебника имеется электронное приложение со всеми ссылками. Это делает навигацию по содержанию удобной и понятной. По мнению экспертов, таким и должен быть современный учебник.

УЧЕБНИК КАК НАВИГАТОР В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ: ОТВЕТ ЭКСПЕРТОВ НА ПОЛЕМИКУ ВОКРУГ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ЧАСТЬ 2

Продолжаем публиковать объяснения участников экспертной комиссии в ответ на полемику вокруг учебника русского языка для 7-го класса (первую часть можно прочитать по ссылке: https://goo.gl/h3UXCg). Действительно, учебник имеет непривычную структуру, да к тому же ещё идёт в комплекте с электронным приложением.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОСОБИЯ

Важно учитывать, что содержание учебника отражает исключительно современные реалии. И в любом случае, по прошествии четырёх лет пособие будет переиздано. Каримова Бейбиткуль, директор Республиканского научно-практического центра "Учебник", пояснила, что такая практика существует во всех развитых странах. Например, в Австрии учебники переиздаются ежегодно. «Через четыре года этот учебник, несомненно, устареет - морально и физически.

Бейбиткуль Сарсенхановна рассказала, как происходит работа над созданием учебных пособий. В частности, над этим учебником трудился авторский коллектив, сформированный издательством. Основным автором выступила Зинаида Сабитова, которая работала и над предыдущими учебниками по русскому языку. Только на этот раз она разработала пособие в соответствии с обновленным содержанием школьного образования. Так или иначе, до 2020 года будут обновлены абсолютно все школьные учебники. Общий подход к ним, по словам Каримовой, одинаковый - это личностно-ориентированные учебные пособия.

ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ - КОММУНИКАТИВНАЯ

«Похоже, что авторы решили совместить в одном учебнике все предметы, включая информатику», - иронизируют критики, публикующие своё мнение в тех же соцсетях, от которых они стремятся оградить своих детей. Эксперты парируют: грамматика, орфография и пунктуация по-прежнему являются основой программы изучения русского языка. А вот подход к изучению действительно изменился. По мнению участников брифинга, тексты пособия приносят определённую пользу, обогащают словарный запас, развивают речевые навыки. В них поднимаются темы этики и семейных ценностей, рассказывается о мире вокруг нас, о профессиях.

По мнению Уразаевой Куралай, доктора философских наук и одного из разработчиков учебных программ по русскому языку, разработка новой школьной программы - это болезненный процесс, который всегда вызывает резонанс в обществе. Новые технологии меняют всё: от организации учебного процесса до роли учителя и самого ученика в этом процессе. Например, прежде чем учить детей по учебникам с обновленным содержанием, учитель должен сам пройти обучение по так называемой кембриджской технологии обучения. Постоянная смена деятельности на уроке, взаимодействие в группах, упор на функциональность знаний - всё это должно способствовать развитию самостоятельности учеников.

ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ОСВОИТЬ ОБНОВЛЁННОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Современный учебник - это уже не источник информации, а навигатор. Он - как и учитель - направляет, помогает формировать необходимые навыки, учит искать информацию, - таково мнение Каримовой Бейбиткуль. Поэтому сегодня постепенно уходят в прошлое задания наподобие «перепиши», «вставь пропущенную букву». Новая методика больше ориентирована на функциональную, аналитическую практику.

Немаловажно, что сейчас, когда многие из пособий ещё не утверждены, каждый житель республики может принять непосредственное участие в их создании. Бейбиткуль Сарсенхановна призвала заинтересованных лиц просмотреть и прокомментировать выставленные на сайте центра «Учебник» проекты будущих пособий и пообещала, что их пожелания обязательно примут к сведению.

Источник: zakon.kz

Казахстан, скандал, учебник русского языка, русский на постсоветском пространстве

Previous post Next post
Up