Поединок Печорина

Apr 29, 2017 18:43

Оригинал взят у lenarudenko в Поединок Печорина
Давно хотела взяться за тему лермонтовского героя Печорина. Надеюсь, мой текст не похож на нудное школьное сочинение. Отмечу сразу, мой взгляд на этот персонаж сильно отличается от официальной позиции преподавателей литературы. Повести о приключениях Печорина, к счастью, я прочла раньше школьной программы. Неприязни этот герой у меня не вызвал, он мне показался обычным живым человеком.

Именно так говорит о себе сам Печорин «И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно…» Настоящего Печорина смог воплотить на экране актер Олег Даль, говорили - будто сам Лермонтов незримо благословил его на эту роль.



Грустно, что Лермонтов погиб молодым и так мало написал о приключениях своего героя. Потом меня удивило, почему преподаватели называют Печорина отрицательным персонажем и "лишним человеком"? Конечно, он не похож на ванильного рыцаря, но вреда от Печорина поменьше, чем от «положительных героев плаща и шпаги» вроде д’Артаньяна и пил Печорин гораздо меньше чем хваленый граф де Ла Фер. Радует, что в наши дни есть учителя с другим мнением.



Отрицательным и неприятным персонажем мне как раз показался Грушницкий, которого почему-то все жалели. Именно Грушницкий хотел отомстить княжне Мэри за то что она его отвергла. А Печорин, напротив, заступился за княжну.

- Разумеется... Я должен был этого ожидать от девчонки... от кокетки... Уж я отомщу!
- Пеняй на свою шинель или на свои эполеты, а зачем же обвинять ее? Чем она виновата, что ты ей больше не нравишься?..
- Зачем же подавать надежды?
- Зачем же ты надеялся? Желать и добиваться чего-нибудь - понимаю, а кто ж надеется?



Месть Грушницкого - опозорить княжну, он распускает сплетни, будто Печорин приходил к ней ночью.

Вот видите ли, - продолжал Грушницкий, - мы и отправились, взявши с собой ружье, заряженное холостым патроном, только так, чтобы попугать. До двух часов ждали в саду. Наконец - уж бог знает откуда он явился, только не из окна, потому что оно не отворялось, а должно быть, он вышел в стеклянную дверь, что за колонной, - наконец, говорю я, видим мы, сходит кто-то с
балкона... Какова княжна? а? Ну, уж признаюсь, московские барышни! После этого чему же можно верить? Мы хотели его схватить, только он вырвался и, как заяц, бросился в кусты; тут я по нем выстрелил.

Печорин выглядит благороднее противника, почему-то эти моменты упускают:
- Прошу вас, - продолжал я тем же тоном, - прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтобы равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью.

По правилам эпохи дуэль была неизбежна - чтобы защитить свое доброе имя и имя княжны.



Особую неприязнь Грушницкий вызывает, когда он соглашается с идеей сообщников - подсунуть Печорину незаряженный пистолет на дуэли. По тем временам, да еще и на Кавказе, подобный поступок - вершина подлости и трусости.

"Ни за что не соглашусь! - говорил Грушницкий, - он меня оскорбил публично; тогда было совсем другое..." - "Какое тебе дело? - отвечал капитан, - я все беру на себя. Я был секундантом на пяти дуэлях и уж знаю, как это устроить. Я все придумал. Пожалуйста, только мне не мешай. Постращать не худо. А зачем подвергать себя опасности, если можно
избавиться?.."



Печорин (Олег Даль) и Грушницкий (Андрей Миронов)

Доктор Вернер, приятель Печорина подслушал разговор сообщников Грушницкого:
«Теперь вот какие у меня подозрения: они, то есть секунданты, должно быть, несколько переменили свой прежний план и хотят зарядить пулею один пистолет Грушницкого. Это немножко похоже на убийство, но в военное время, и особенно в азиатской войне, хитрости
позволяются; только Грушницкий, кажется, поблагороднее своих товарищей…»

Печорин проявил похвальную выдержку, тяжелый психологический момент. В этот момент он вызывает уважение, Печорин дает шанс своему противнику... «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать...»
Кстати, Печорин верил в честность соперника, что тот «я был уверен, что он выстрелит на воздух», чтобы «не сделаться убийцей безоружного».



Дальнейшую историю все помнят. Даже обман не помог Грушницкому, который стрелял первым. Печорин остался жив… Он не сразу перезарядил свой пистолет боевой пулей, он ждал раскаяния Грушницкого.
«Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого роду чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что
этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса.
Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь заметить хоть легкий след раскаяния. Но мне показалось, что он удерживал улыбку».



Тогда Печорин перезарядил пистолет… и Грушницкий понял, что проиграл. Не только в дуэльном поединке, но и поединке психологическом. Печорин оказался сильнее его.

Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, смущенный и мрачный.
- Оставь их! - сказал он наконец капитану, который хотел вырвать пистолет мой из рук доктора... - Ведь ты сам знаешь, что они правы.
Напрасно капитан делал ему разные знаки, - Грушницкий не хотел и смотреть.
Между тем доктор зарядил пистолет и подал мне. Увидев это, капитан плюнул и топнул ногой.
- Дурак же ты, братец, - сказал он, - пошлый дурак!.. Уж положился на меня, так слушайся во всем... Поделом же тебе! околевай себе, как муха... - Он отвернулся и, отходя, пробормотал: - А все-таки это совершенно против правил.
- Грушницкий! - сказал я, - еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; - вспомни - мы были когда-то друзьями...
Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.
- Стреляйте! - отвечал он, - я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...
Я выстрелил...

Сцена дуэли Печорина особенно сильно сыграна Олегом Далем, его противника играет Андрей Миронов.

image Click to view



Печорин актера Олега Даля

Наверно, наиболее точно понять характер Печорина смог актер Олег Даль, сыгравший в постановке Анатолия Эфроса. Олег Даль мечтал о роли Печорина с юных лет.

Елизавета Даль, жена актера, вспоминала: "Насколько я могу судить, все началось очень давно, потому что Лермонтова Олег любил всю жизнь, начиная еще со школьных лет, когда бредил Печориным. Уже поняв, что будет артистом, он долго мечтал его сыграть. Так же необыкновенно, с детских лет, любил он и поэму «Мцыри».

В процессе работы над ролью Печорина в телеспектакле у Анатолия Эфроса Олег на свой старенький магнитофон записал ее. И всю роль Печорина - он так лучше запоминал текст: слыша себя. Олег любил так готовиться к съемке. А потом у него просто не было такой возможности - магнитофон «сдох»..."

Печорин в исполнении Даля выглядит живым и человечным, симпатии зрителя на стороне его героя.



Режиссер склонялся к распространенному мнению о Печорине - человеке озлобившимся на весь мир. Даль придерживался противоположных взглядов и настоял на своем видение персонажа.

Есть версия, что по просьбе Даля хранители музея в Тарханах, вскрыли склеп Лермонтова, и актер оставался наедине с прахом писателя. Удивительно, как Далю удалось добиться такой возможности. Он будто получил благословение Лермонтова на исполнение сложной роли Печорина.



Говорили, что когда Даль читал стихи Лермонтова, казалось, что в его облике говорит сам погибший поэт.
«Я не просто услышал голос Лермонтова - передо мной открылась огромная личность» - говорил сотрудник музея.

Сам Даль говорил: «Я не чтец, я актер, играющий стихи».



По воспоминаниям Елизаветы Даль: "А любовь к Лермонтову так и продолжалась. Не то чтобы она была всепоглощающей, но просто было ясно, что это блажийший из поэтов. Что касается исполнительства, то публично речь всегда шла о том, что Олег стихов не читает. И когда ему предлагали, в частности, почитать Пушкина у Доброхотовой, он к этому отнесся как к некоторому эксперименту: «Ну что ж, попробуем... Хотя я этого и не делаю - не умею». Точнее, он считал, что не умеет".

Даль очень беспокоился за результат работы над ролью: «Скоро закончу изображать Печорина у Эфроса. Об этом мечтал (о Печорине), а получилось ли, сбылось ли? Пока - неудовлетворение...»

Зрителю философский образ Печорина в исполнении Даля понравился. Конечно, были принципиальные критики, которые желали воплощения привычного стереотипа «лишнего человека», который всех ненавидит.
Печорин Даля схож с шекспировким Гамлетом, озадаченным извечным вопросом «быть или не быть».



Анатолий Эфрос описывал радость актера после премьеры: «Замечательно было, когда Даль - добрый. Или когда он счастлив. Это были редкие, но очень теплые моменты. Когда окончился просмотр, Ираклий Андроников Олега очень хвалил, и Даль был счастлив. Он буквально искрился, стал говорить что-то ласковое мне и другим, глаза светились...»

Олег Даль остался доволен своей игрой: "Смотрел своего Печорина… Хорошо!! Иду правильно… Заполнена каждая секунда существования в обстоятельствах. Существую правильно. Многопланово, напряженно, не заигрывая со зрителем"

«Артист - это тайна. Он должен делать своё тёмное дело и исчезать. В него не должны тыкать пальцем на улицах. Он должен только подчёркивать своё лицо в работе, как Вертинский свою белую маску, что-то проделывать, а потом снимать эту маску, чтобы его не узнавали» - говорил Даль о своем ремесле.

Подобно Лермонтову актер Олег Даль предвидел свою смерть. В 1980 году он сказал «Сначала уйдёт Володя (Высоцкий), потом - я». Его слова оказались пророческими.

«Актёр постоянно оставлял после себя ощущение недоговорённости, недосказанности. Так и ушёл молча, унеся с собой свою тайну» - Н.Галаджева.

В следующем посте подробнее о дамах Печорина. Надеюсь, не утомила воспоминаниями школьной программы.

Оглавление блога

Мой паблик вконтакте

Мой facebook,
Мой instagram

Моя группа в Одноклассниках


И еще - Мои мистико-приключенческие детективы

М. Ю. Лермонтов, книжный мир, театр

Previous post Next post
Up