Народные прозвища автомобилей

Mar 05, 2017 19:35

Весёлая викторина

Острые на язык автовладельцы раздали немало прозвищ тем или иным моделям машин. Каким-то достаются смешные клички, другим - милые, третьим - обидные

Как правило, «погоняло» получает или популярная модель, или наделённая удобным для этого именем. Весь этот сленг можно в изобилии найти на автомобильных форумах и в соцсетях, а также встретить в повседневной речи людей, хотя бы немного интересующихся автомобильной тематикой. В нашей викторине мы предлагаем проверить своё знание народных названий для популярных и не очень машин.

Викторина здесь

Имена и прозвища

Название автомобиля складывается из нескольких элементов. Во-первых, название фирмы или завода. Иногда завод, выпускающий автомобили нескольких видов, присваивает каждому собственную марку: либо в дополнение к фирменной, либо взамен ее. Если новая марка завоевывает популярность, то она вытесняет фирменную в разговорной речи, а иногда и в официальных документах. Так случилось с маркой «мерседес» фирмы «Даймлер» - слово «даймлер» осталось лишь в адресе предприятия.

Во-вторых - название модели. Нередко оно, снискав благосклонность публики, затмевало марку. Вспомните наши «Волгу» и «Чайку», гораздо более популярные, чем не слишком благозвучное сочетание знаков ГАЗ-24 и ГАЗ-13.

И наконец, самым популярным автомобилям прозвища присваивает народ.

Такова популярность «Форда-Т», прозванного «Лиззи». Столь же известен «жук» - «фольксваген», «гадкий утенок» Ситроена, а в прежние времена - «бебе» («пежо») и «бебикар» («остин»), фиатовский «тополино» и «маленькое чудо» «ДКВ», «пюппхен» («куколка»), «вандерер» и «бычок» («моррис»), марнское такси («рено») и татровская «четверка», «козлики» (ГАЗ-67 и «виллис»). Прозвища носят даже некоторые распространенные грузовые автомобили, например «трехтонка» (ЗИС-5). Они уже знакомы нашим читателям (см. «ТМ» № 12, 1971, № 1, 2, 10 и 12, 1972, № 3, 4 и 10, 1973).

Но есть еще автомобильные прозвища иного рода. Это присвоенные машинам людские имена (не фамилии!) и клички, пришедшие в разговорный обиход из литературы и кино. В свое время мы знакомили вас только с двумя такими именами - «Мерседес» и «Антилопа-гну». Вот и другие, также знаменитые.

В пятидесятых годах Генри Форд-первый назвал очередную модель автомобиля именем своего рано умершего сына - «Этзель» и даже придал этой модели значение новой марки, рассчитывая, что ее оригинальная внешность привлечет покупателей, и марка укоренится. Расчет не оправдался, автомобиль не завоевал популярности. Более благоприятна судьба машины «Дино» фирмы «Феррари», названного самим коммендаторе (шефом) фирмы также по имени сына. Марка существует и по сей день. Были и другие модели, носившие имена сыновей и дочерей автостроителей.

Необычна история «Саши» фирмы «Аустро-Даймлер». Эту гоночную машину, задуманную в качестве основы для будущего массового, «народного» автомобиля, назвали в честь фирменного гонщика-испытателя, чеха Александра Коловрата. «Аустро-Даймлер» не сумел наладить производство серийного образца, и дело ограничилось постройкой нескольких экземпляров, которые удачно участвовали в гонках. Но прогрессивная конструкция «Саши», его верхнеклапанный двигатель с верхним же кулачковым валом, получила дальнейшее развитие в ряде автомобилей.

Немало и литературно-автомобильных имен. Назовем те, что наиболее близки советским читателям. Кроме «Антилопы», прежде всего «мышиный кар» - «Форд-V8», на котором И. Ильф и Е. Петров совершили путешествие по «одноэтажной Америке». Свой «рено» В. Маяковский назвал «сис-шво» («шесть лошадей» - по числу так называемых налоговых сил). Это о нем говорится в «Ответе на будущие сплетни», стихотворении, напечатанном в 1928 году в журнале «За рулем» в связи с нападками на поэта за его «буржуазные» замашки.

Из автомобилей, описанных зарубежными писателями, у нас широко известен «Карл» («Три товарища» Э. М. Ремарка). Его марка в книге не названа, но мы попробуем определить ее. То, что Ремарк не называет настоящую марку «Карла», наводит на мысль: она - немецкая. Автор вообще избегает упоминания отечественных фирм - в книге названы лишь иностранные «кадиллак», «эссекс», «форд», «ситроен», «лянча». О германском происхождении машины говорит и многое другое. Читаешь книгу, и становится ясным, что «Карл» - это скорей всего «мерседес-бенц». Ибо только этот автомобиль оснащали «свистящим» компрессором, который включался при резком нажиме на педаль газа, и только этот автомобиль развивал скорость до 200 км/ч. Да и белый цвет кузова типичен именно для спортивных «мерседесов». Именно они в числе немногих немецких марок допускались к участию в гонках, как это происходит в книге, на единственном в то время в Германии берлинском треке «Афус» с наклонным виражом. О его принадлежности к классу спортивных (а не чисто гоночных) автомобилей свидетельствуют задние сиденья в кузове (каковых никогда не бывало у гоночных машин), крылья, подножки, прожектор-искатель. Так, при внимательном чтении обрисовывается вся машина - ее солидные размеры («ситроен» казался ее «рахитичным братцем»), брезентовый верх, большие задние колеса, дающие автору основание сравнивать «Карла» с поджарым волком и страусом. Сопоставляя эти все штрихи с замечаниями героев книги (пожалуй, несколько утрированными) о старомодности кузова и о верхе, прослужившем «не меньше десятка лет», можно установить и год выпуска машины: действие романа происходит в первой половине тридцатых годов. Взяв фотографию компрессорного спортивного «мерседес-бенца», модели 110/160S выпуска 1926 года, убеждаешься, что именно он в точности соответствует описанию «Карла». Кое о чем говорит и само прозвище. Карлом звали конструктора Бенца. Но марка «Карла» - не «бенц», а именно «мерседес-бенц», так как у первого не было компрессора. Слияние же двух фирм произошло в 1926 году. Так что,javascript:void(0); вот вам, будущие иллюстраторы Ремарка, достоверный материал для работы! Автомобили ярко описаны и в других книгах писателя - он был страстным автомобилистом.

Зарубежные читатели и зрители кино знают еще целый ряд автомобилей - героев книг и фильмов, начиная от «Серебряного аиста» («испано-сюизы») из «Зеленой шляпы» М. Арлена или гоночной «читти-читти» из одноименного фильма и кончая машинами Фантомаса.



Скан соответствующей страницы...
На странице в журнале перепутаны местами №№  2 и 3...
Ниже дала изображения в правильном порядке



1. «Саша»-«аустро-даймлер», модель АДС (Австрия, 1922). Двигатель 4-цилиндровый, 40 - 42 л.с.
Скорость 100 км/ч. Показана спортивная модель, принимавшая участие в гонке Тарга-Флорио в 1922 году.



2. «Карл» - «мерседес-бенц», модель 110/160S (Германия, 1926).
Двигатель 6 цилиндровый, 110 л.с. (с компрессором - 160 л.с.). Скорость до 200 км/ч.
Автомобиль "Карл" из романа "Три товарища" Э. М. Ремарка.
Ю. А. Долматовский по описанию машины в романе определил,
что это "Мерседес-бенц" модели 110/160S выпуска 1926 года.



3. «Сис-шво» - «рено» (Франция, 1927).
Двигатель 4-цилиндровый, 20 л.с. Скорость 70 км/ч.

"Рено" В. В. Маяковского, который называл его "сис-шво"("шесть лошадей" - по числу так называемых налоговых сил).




«Щен»  на авто, рисунок Маяковского

Источники:
Легенда: Владимир Маяковский. Поэт и автомобиль

Рено Маяковского

Даешь автомобиль! Симпатичный!



4. «Мышиный кар» - «Форд-V8» (США, 1935).
Двигатель 8-цилиндровый, 75 л.с. Скорость 110 км/ч.



Ford V8 - "Мышиный кар" стал воплощением давней навязчивой мечты Генри Форда о производстве автомобиля с 8-цилиндровым двигателем. Окончательное решение о его создании было принято, когда необходимость замены Ford-A стала очевидной. Зимой с 1930 на 1931 год в тайне построили 20 опытных моделей с 8-цилиндровым V-образным двигателем. Когда разразился экономический кризис, эту идею пришлось временно прекратить.
Под новый двигатель пришлось разрабатывать усиленную трансмиссию, более прочную раму и мощные тормоза. В 1932 году Ford Eight, или просто V8, был готов и поступил на рынок. С ежегодными незначительными конструктивными модификациями его выпускали до 1949 года. Двигатель V8 продержался в производстве еще дольше - вплоть до середины 60-х годов.
Несмотря на многочисленные трудности, с которыми было связано конструирование нового двигателя в массовом производстве, он оказался удачным, а семейство Ford V8 внесло огромный вклад в формировании американского автомобилестроения.
На фото модель Ford V8 Pilot (1949) в масштабе 1/43 производства фирмы DINKY.



5. «Дино» - «феррари» (Италия, 1974).
Двигатель 8-цилиндровый, 255 л.с. Скорость 250 км/ч.

Из рубрики "Наш автомобильный музей" Ю. А. Долматовского, представленной в "Технике-молодежи" в 1971-1974 годах.
Источник: Техника молодёжи, №8 за 1974 год, статья "Имена и прозвища" из серии "Наш автомобильный музей", №35.

На основе "Наш автомобильный музей" Ю. А. Долматовского была изготовлена серия значков.















Источник картинок

В. В. Маяковский, сленг, названия, бренд

Previous post Next post
Up