Лингвистический эксперимент

Aug 09, 2016 09:05

Originally posted by sumka_mumi_mamy at Лингвистический эксперимент
Шестнадцатилетнему юноше, который по-русски свободно говорит, изредка читает, но при этом не пишет ничего длиннее смс и никогда не изучал формальной грамматики и орфографии, было предложено в качестве диктанта стихотворение Игоря Иртеньева «Автобус». Перед диктантом юноше были даны следующие наводки:
1) жи-ши, ча-ща, чу-щу;
2) безударные гласные можно проверить однокоренным словом;
3) заимствованные слова часто можно проверить французскими;
4) сомневаешься в написании - разбей слово на части.
Результаты эксперимента - 1-2 ошибки на строфу.
В частности, строфа
А рядом - футболист известный
С богиней Никою в руках.
Под иберийским жарким небом
Ее он в честном взял бою.
была написана без единой ошибки.
Основную сложность вызвали шипящие: выбор между Ш и Щ и суффикс ИЦ.
Эксперимент нельзя считать чистым, потому что юноша 1) часть слов мог помнить визуально, 2) грамотно пишет на трех языках; тем не менее, он подтверждает мою гипотезу: при наличии словарного запаса и здорового интереса к языку обучить взрослого человека грамоте можно очень быстро. Ежедневные диктанты в течение месяца в 16-летнем возрасте заменят годы русской школы. Будем продолжать.

***
Старшего сына потрясло, что в русском языке у глаголов есть либо настоящее время, либо будущее.
- Я обнаружил эту закономерность. Я обнаружу эту закономерность. Я вот прямо сейчас обнаруживаю эту закономерность. Вот тебе три времени одного глагола, - парирует он.
- Обнаружить и обнаруживать - два разных глагола. А теперь представь себе, что тебе нужно донести эту мысль до людей, которые по-русски не говорят, учат его с нуля!
Клиент пришел в восторг.

***
Продиктовала младшим детям стихотворение Вадима Левина «Обыкновенная история». Десятилетний перфекционист, привыкший учиться на А+, каждую ошибку воспринимает как личную драму. Сказал, что больше не напишет ни единого диктанта, пока я ему не расскажу абсолютно все правила русской грамматики и орфографии. Веселая шестилетняя девица, которая на других языках пока не пишет, но твердо знает, что согласные должны перемежаться гласными, диктант восприняла с оптимизмом. Она каждый раз прикидывает, какую бы гласную вставить после согласной, и часто угадывает.

Канада, правописание, русский язык как иностранный, пунктуация, образование, русскоязычные, эксперимент, русский язык за рубежом

Previous post Next post
Up