Оригинал взят у
lev_56 в
Отец неродной и его дети У меня нет особого впечатления от разговора нашего президента с жителями нашей страны. Никто ничего особенного не ожидал. И не обманулся в неожиданиях. Все буднично и предсказуемо. Дело в другом. В самом формате. В том, что есть такая «прямая линия», когда президенту присылают миллионы вопросов - от мала до велика, от Москвы до самых до окраин: про внешнюю политику и про разбитые дороги в том или ином городке, когда снизятся те или иные тарифы, перестанут «кошмарить бизнес», выплатят долги по зарплате и прекратят нас доставать с мельдонием. В том, как этот телемост с президентом организован. Как реагируют чиновники и спецслужбы, тут же, еще трансляция не закончилась, поощряя одних и наказывая других. Представьте такой разговор с гражданами страны Обамы или Меркель. Представьте, что они пообещают отремонтировать дороги в штате Коннектикут или в Саксонии, а также выплатить зарплату, задержанную за март рабочим Дженерал Электрик или Фольсваген. Не можете. Смешно. А у нас нормально. Потому что это разговор царя со своим народом. Традиция такая у страны. Так привычнее и понятнее.
Но о чем это говорит? О том, что большинство народа инфантильно: есть царь, а мы его дети; решаем не мы, а Он, там в Кремле - «им виднее». Виноват не Он, и не Мы, Народ, виноваты бояре. Царь их приструнит, если что - вот только бы успеть подать челобитную, «настучать» в прямом эфире.
Как заметил один историк по поводу Италии Муссолини - там не нужны были серьезные репрессии, достаточно было инфантилизировать народ. У нас же был свой Отец народов. Правда тотально репрессивный. А если есть большой Отец, то мы все его дети. Его, в первую очередь, а не своих пап и мам.
Рассказывают, что в немецких концлагерях у заключенных проверяли чистоту, требуя, как у малых детей, показывать охранникам руки ладошками вверх и вниз. Как детей малых. Это помогало парализовать волю.
Я не хочу параллелей - просто так легче иллюстрировать мысль.
Многие уже отмечали, что ежегодные встречи президента и населения страны в прямом эфире - важное успокоительное мероприятия, массовый сеанс психотерапии. То, что Путин хороший психотерапевт, давно известно. Но насколько остальные пациенты? До какой степени они так внушаемы?
В общем, неловкость какая-то берет от этих разговоров в прямом эфире президента и народа. Поэтому я все о том же - не столь важно, ЧТО сказал лидер нации, важно КАК он разговаривает с народом, важно, КАК народ разговаривает с ним, какие формы принимает этот диалог, в какой стилистике проходит.
И еще интересный вопрос: кто все же больше при этом (вольно или невольно) «обманываться рад»: президент, делая вид, что крайне серьезно относится к подобным разговорам, или народ, делая вид, что ему это чрезвычайно важно?