Журналюга

Dec 28, 2012 14:15

Оригинал взят у toyahara в Журналюга
В отличие от многих других историй моих рассказок, Журналюгу я видел самолично - единожды, ну и много раз на телеэкране. Я даже ухитрился обменяться с ним визитками… Познакомились мы случайно. Оно не должно было случиться, пойди всё, как планировалось…


Студенты попросили меня как-то помочь организовать симпозиум для членов международного студенческого общества AIESEC. Неисправимые оптимисты, тему они выбрали вот такое: «Делая бизнес в России». На дворе поздний Ельцын, в фойе раздают журнальчики на английском с сытой и довольной мордочкой первого вице-премьера Бори. Лепота нереальная (вот, правильное слово: нереальным оно всё и оказалось, но это потом стало ясно). Пригласили парочку бизнесменов, имевших опыт работы с Россией. Как тогда эта работа велась - вопрос отдельный, если на предмет коррупции, то голландцы, при необходимости, кого угодно поучат. Я вам (только вы мне напомните) расскажу, как компания «Международные Консультанты по Картофелеводству» консультировала некий завод Минобщемаша в Коломне на предмет перепрофилирования на выпуск другой продукции, картофелеуборочных комбайнов. Вы знаете, ИШТО тот завод выпускает?... Я знаю, и я рыдал от смеха… Полмиллиона гульденов отвалили консультантам… Тут слёзы мои высохли… Впрочем, мы сейчас не об этом говорим…

Так вот… Бизнесменов, МИД-овцев из Гааги, представителей Аэрофлота - эти даже спонсорами стали, мужичка из Торгпредства и унылого КГБ-шника Корниенко, атташе по культуре (на этого парня у меня всё время аллергия была ))). Вести симпозиум должен был паренёк из экономического отдела голландского посольства в Москве, но что-то не сложилось. Поэтому вместо него пригласили собственного корреспондента Первого голландского канала в Москве (и по совместительству - соб. корра одной из двух главных газетёнок «для масс», Алгемейн Дагблад) - Петера д’Амкура.

Из фамилии видно, что месье происходили из гугенотов, которые много веков назад воспользовались голландской гостеприимностью, не желая разделить участь адмирала де Колиньи. Петер начал работать собственным корреспондентом ещё в СССР. Он был на посту с 1989 года. Освоил русский язык, женился на русской барышне, которую пристроил в корр-пункт в районе Останкинской телебашни… Писал традиционные статейки - поначалу со страшилками про миллионы голодающих жителей СССР, готовых ринуться на Запад, подобно новым армиям Аттилы, съедая на своём пути супермаркеты Алди, крыс и добропорядочных бюргеров… Потом писал про победу капитализма в одной, отдельно взятой стране. Про мафию - про неё все писали. Про Чечню писал. Про коррупцию… Мало что хорошего и писал, и говорил нам Петер д’Амкур.

Вот его-то и взяли ведущим. д’Амкур с ролью своей справлялся блестяще. Представлял докладчиков, потом ехидно комментировал их розовые сопли на предмет «нового Эльдорадо в России». Делился своим опытом. Рассказал, как летал по стране на эти «летающих гробах Ту-154», и как это вообще стрёмно и жутковато… Во время этого рассказа студент из оргкомитета вдруг быстренько подошёл к Петеру и что-то быстро шепнул ему на ушко. Тот переменился в лице и хорошо выдержанным голосом голландского Левитана начал опровергать сам себя. Посыпая свою, уже седую к тому времени, голову пеплом и вулканической пемзой.

Оказалось, что он ошибался и заблуждался. Что Аэрофлот на самом деле - первоклассная компания, и по уровню безопасности находится на уровне лучших мировых лидеров, а если поделить на полетное время и длину их трасс, так и вообще впереди планеты всей. Я присмотрелся к президиуму: на участке с меткой «для спонсоров отчётливо виднелась поставленная перед мужичком средних лет табличка с надписью «Аэрофлот». Надо же Петя, как ты подставился…

Потом объявили перерыв. Я, как один из немногих «чужих среди своих», получил доступ к д‘Амкуру, всучил ему свою карточку - и, после некоего колебания с его стороны, получил назад его визитку. В кулуарах журналист стал помягче - рассказывал, какая у них с женой прекрасная дача под Москвой, насколько в России всё проще: надо прирезать несколько соток - ящик виски председателю решает проблему на много лет вперёд. И про просторы русские хорошо пел. Видно было, что жизнь в Москве явно не казалось ему столь каторжной, как можно было бы судить по телерепортажам…

Мы расстались, забыв друг о друге. д‘Амкуру периодически появлялся на телеэкране. Говорил про вторую Чеченскую, про подлодку, которая утонула, про ЮКОС и про Ходора, и тон его мурлыканья ничем не выделялся из привычного хора западной прессы, «хорошо аккредитованной» в Москве. Как говорится, «колебался вместе с линией партии». «Права человека», «бедные чечи», «бедный Ходор» (ничего смешнее словосочетания «бедный Ходорковксий» я не слышал…), «украинский газ» - стандартный продовольственный набор начинающего демократа.

Поэтому, когда я в очередной раз включи новости - было это четыре года назад, я не ожидал от Журналюги никаких подвохов. Но уже первые слова насторожили…

Петер д‘Амкур стоял на высоком, красивом морском берегу. Как обычно, проникновенным, низким голосом он объявил тему передачи: «Сегодня я хочу поговорить с вами о русском языке». И потом… Из динамиков полилась настоящая поэма… Он всё понимал, Петер… Рассказал о литературе… О носителях языка, о его красоте. И о том, что язык - материя тонкая. И что его надо защищать. После чего подозвал ждавших рядом двух молодых парней. Оказалось, что вся сцена снималась в Крыму, поблизости от Севастополя - города русской славы, как с удовольствием подчеркнул д‘Амкур. А парни были из Общества, которое занималось поддержкой и сохранением русского языка в Крыму… Петер проинтервьюировал ребят на хорошем русском - субтитры шли снизу - и стал говорить, что русский в Крыму находится под угрозой, и надо защищать его…

Я не мог поверить в то, что это - не сон… Журналюга, что с тобой случилось??? И тут Петер, словно почувствовав мой вопрос, сказал: «А теперь, дорогие мои слушатели, я хотел бы попрощаться с вами. Это - моя последняя передача. Я ухожу на пенсию - но иногда я, возможно, буду появляться на экранах ваших телевизоров - потому что я останусь на пенсии здесь, в России…»
Всё стало ясно… Столько лет говорить то, что от тебя ожидает публика и работодатели - и наконец сказать-таки что-то от себя, от души… Я понимаю, что эта реальная история несопоставима с кино - но мне вспомнился, в который раз, старый итальянский неореалистский фильм «Генерал делла Ровере»… Конечно, Журналюга не пошел после той передачи под расстрел, но всё же, всё же…

Удачи и счастья тебе, Петер д‘Амкур!!!

образ России, русский язык, журналистика, Россия

Previous post Next post
Up