18 декабря 2015
Гипотеза о врождённой универсальной грамматике, похоже, получила нейробиологическое подтверждение.
Выдающийся современный лингвист Ноам Хомский в конце 50-х годов прошлого века предположил, что способность говорить на каком-либо языке является у нас врождённой. Согласно этой гипотезе, последовательности слов в грамматически верных фразах соответствуют неким абстрактным структурам, существующим в нашем сознании, так что мы можем распознать языковое выражение, даже если оно будет совершенно бессмысленным по содержанию, например: «Бесцветные зелёные мысли яростно спят». Но есть и противоположное объяснение, состоящее в том, что язык формируется из постоянного сравнения звучащих слов с их местом во фразе - так осознаются грамматические структуры. Предполагается, что в таком случае наши представления о том, как строить фразу, берутся из опыта.
По одной из гипотез, в нашем сознании существуют
изначально заложенные грамматические ячейки для языка.
(На фото - учитель английского в индийской школе.)
(Фото Philippe Lissac / Photononstop / Corbis.)
По одной из гипотез, в нашем сознании существуют изначально заложенные грамматические ячейки для языка. (На фото - учитель английского в индийской школе.) (Фото Philippe Lissac / Photononstop / Corbis.)
Нейробиологи из
Нью-Йоркского университета, Пекинского университета и Общества Макса Планка решили опытным путём выяснить, что происходит в мозге при усвоении лингвистических единиц. Участники эксперимента слушали предложения на английском и севернокитайском языках (то есть знающие английский слушали английский, а знающие китайский - китайский), причём слова, словосочетания и предложения им произносили без интонационных подсказок (без повышения и понижения тона и т. д.) и в произвольном порядке. То есть, например, человек вразброс слушал обычные фразы, вроде «Кофе прогоняет сон», какие-нибудь странные высказывания, вроде «Розовая кукла обижает девочку», и просто набор слов, как бы организованный в предложение, например «яйца желе розовый будить». Кроме того, в каждом случае слова произносил через равные промежутки времени.
Целью исследователей было увидеть, как мозг различает разные уровни организации языка (то есть как он отличает последовательности слов от словосочетаний, а то и другое - от предложения) без интонационных и прочих подсказок. За активностью мозга наблюдали с помощью магнитной энцефалографии, когда регистрируются изменения в магнитных полях, генерируемых нейронными структурами, и электрокортикографии, когда электрическая активность фиксируется прямо на коре полушарий (такая процедура, разумеется, возможна только с пациентами, которым и так предстоит операция на мозге). В статье в
Nature Neuroscience авторы пишут, что им удалось выделить активности, связанные со словами, их сочетаниями и предложениями, причём все три уровня языковой организации нервная система анализировала одновременно. И всё это происходило, подчеркнём ещё раз, без подсказок в виде интонации или неравномерного произнесения слов во времени, что могло бы выдать между ними некую связь.
Полученные результаты подтверждают гипотезу Хомского - язык, который мы слышим, укладывается в предуготовленные для него грамматические ячейки, что в равной степени верно для таких далёких друг от друга языков, как китайский и английский. (Заметим, что речь идёт не о смысле слов, не о том, что какое-то конкретное сочетание звуков соответствует какому-то предмету или явлению, а о грамматической составляющей языка.) Хотя, скорее всего, новые данные будут ещё не раз проверять и перепроверять - гипотеза «врождённой грамматики», несмотря на свою известность, до сих пор многими считается «слишком оригинальной».
Автор: Кирилл Стасевич
Источник:
nkj.ru - Наука и жизнь, Как мозг понимает грамматику