ЯЗЫКОВОЙ ИМПЕРИАЛИЗМ и капитуляция мовы

Oct 19, 2015 14:47

Оригинал взят у fontyler в ЯЗЫКОВОЙ ИМПЕРИАЛИЗМ и капитуляция мовы
Термин языковой империализм я впервые услышала из передачи, которую вёл Марк Туллий. Да, Марк Туллий, но не Марк Туллий Цицерон, а Mark Tully ([`tʌlɪ] = [`тали]), британский журналист, который долгие годы (с начала шестидесятых и в течение лет 30) работал на радиостанции Би-Би-Си в Индии. Его передачи были одними из самых интересных и познавательных, и я всегда с нетерпением ждала, когда же вновь зазвучит его голос.



И вот однажды Марк Туллий завёл речь о том, что языки Индии несправедливо подвергаются гонению в угоду языку английскому, который насаждается англичанами всеми правдами и неправдами как lingua franca и подминает под себя остальные, включая и хинди, а заодно как бульдозер сравнивает с землёй и богатейшее культурное наследие этой великой страны.

В настоящее время английский является вторым государственным языком Индии (после языка хинди), и этот свой высокий статус он обрёл лишь потому, что Индия была превращена англичанами в их колониальную вотчину.

[Spoiler (click to open)]
Не забудем, конечно, и про национально-освободительное движение Индии, и про усилия по восстановлению, поддержанию и развитию многочисленных национальных языков и культур этой древнейшей земли…
НО!
Но следует ещё раз подчеркнуть, что индусы не сами дошли до жизни такой, а так жизнь повернулась.

До недавнего времени даже невозможно было себе представить, что кто-то может решить добровольно насадить иностранный язык у себя в государстве в качестве основного или одного из основных.
Но жизнь так повернулась, и вот этот вопрос вдруг встал на Украине:  и без того одиозный Порошенко заявил, что он намерен ввести на Украине английский в качестве второго рабочего языка.

Уже кажется, ничему не удивляешься, как вдруг…
Так и хочется повторить мем: - Да вы хотя бы понимаете, что хотите натворить?!
Ведь это капитуляция, добровольная капитуляция духа, не говоря уже о предательстве по отношению к вашей столь усердно насаждаемой среди русскоязычного населения мовы.

В настоящее время рабочими языками на Украине являются украинский и русский, который, несмотря на все гонения и притеснения, продолжает оставаться в значительной степени рабочим языком, причём языком по факту государственным.

Утомлять читателя перечислением аргументов не имеет смысла - они общеизвестны. Главное же заключается в том, что задача поголовного и окончательного перехода с русского на украинский (а это язык близкородственный, на него перейти легче, чем на язык иной группы) на сегодняшний день на Украине не решена. И вряд ли удастся её осуществить в ближайшие время, кстати сказать.

А как же переход на английский?
Чем чёрт не шутит? Возьмут, вдруг, украинцы и все как один примутся балакать на английской мове. А что? А вдруг!

Нет, такого в реальной жизни  'вдруг' не бывает, а посему было бы весьма любопытно узнать, какие планируются методики скоростного обучения больших масс людей различных возрастов и способностей новому иностранному языку.

Представьте себе, какое количество учебников и учебных пособий нужно разработать, какое количество учителей и преподавателей, воспитателей детских садов подготовить, какое количество переводчиков нанять… А это - ещё только вершина айсберга.

Но может быть Украина просто закупит какие-нибудь Хедвэи?
А что, хорошая мысль - закупать книжки вместо снарядов.
Но вот тут есть одна заковыка. Изучить по этим учебникам английский язык так, чтобы тебя причислили к золотому миллиарду, увы, не удастся. Эти учебники так построены и на то рассчитаны, чтобы вы могли научиться понимать команды и распоряжения - какое блюдо принести, с какого стола смести крошки, которую машину помыть на бензоколонке, а также как улыбнуться и сказать хеллоу или хай. Но стать юристом или каким-нибудь другим белым воротничком в мире капитала с теми знаниями, умениями и навыками, которые вы может быть, обретёте, не удастся. Очень жаль, но это так.

Из практики следует, что курсы английского языка, изданные на западе, могут хорошо работать тогда, когда они попадают в руки хорошо подготовленного учителя, причём личности творческой. И вот тут-то кроется самая главная трудность. Сначала нужно вырастить этих самых учителей, подготовить учебные заведения, оснастить их современной компьютерной техникой, наконец, создать условия для освоения нового языка, а это прежде всего время. У человека должно быть время, чтобы учиться, ну, и силы, конечно. А это - элемент благосостояния народа.

Так что задачи перед нашей соседней страной стоят колоссальные.
Ну что же, пожелаем их успешного осуществления.
И это будет нам только не руку:

Во-первых, благосостоятельные и грамотные люди, приобщившись к западным демократическим ценностям, не станут притеснять язык русский… будем надеяться.

Во-вторых, будет создан новый опыт внедрения знаний в массы. Да что там знаний! Это ведь не то, что расклеить на всех стендах таблицу умножения или спряжения глаголов - нужно привить не только знания, но умения и навыки. А это - дело непростое.

В-третьих, это стимулирует изучение английского языка и в нашей стране, в России-матушке. Судите сами. Благосостоятельные граждане Украины уже не поедут сюда строить и подметать коттеджи. Они приедут к нам на экскурсии, чтобы полюбоваться выкопанным украми Чёрным морем, чтобы плюнуть на какой-нибудь пропахший машинным маслом ватник, чтобы приобщить нас, наконец, к культуре. А на каком языке будем с ними общаться мы? Вряд ли по своей природной лености успеем столь же быстро  научиться размовлять. Так что выход один - учится, учиться и учиться! Но не коммунизму, как призывал великий гений, а английскому.

За работу, товарищи!


PS: термин языковой империализм (linguistic imperialism) введён в обиход Робертом Филлипсоном в одноимённой книге, желающие легко найдут все необходимые справки по этому вопросу.

учебник, английский язык, язык межнационального общения, украинский язык, Украина, социолингвистика, образовательная политика, русский на постсоветском пространстве, региональный язык, государственный язык, политическая лингвистика, Россия, понятие

Previous post Next post
Up