Наш мозг отличается исключительной лингвистической гибкостью, которую мы, увы, утрачиваем с годами. Тем не менее учить иностранный язык никогда не поздно, если для этого есть жизненно важные причины. Камила Ахмеджанова
Язык является одной из главных биологических характеристик, отличающих человека от животных, считают многие антропологи и лингвисты, в том числе Ноам Хомский (1). Конечно, шимпанзе, пчелы и дельфины также могут общаться друг с другом, но список «тем», которые они затрагивают, строго ограничен и обусловлен их природными потребностями. К примеру, пчела, используя свой «язык» движений во время танца, может указать остальным пчелам, где находится источник нектара, но в ее «словарном запасе» просто нет движений, которые могли бы описать внешний вид этого источника, тогда как человек волен говорить о чем захочет и когда захочет (2). Теория Хомского за полторы минуты
Все дело в том, что в нас с самого рождения (или даже раньше) заложена некая система языка, причем не какого-то определенного (русского, английского, французского или китайского), а именно языка как абстрактной универсальной системы (3). Именно по этой причине ребенок очень рано начинает понимать, что предложение может состоять лишь из целого количества слов - трех, четырех, пяти или больше, но не из трех с половиной. Ребенка никогда не учат этому, но тем не менее он это знает. По мере того как он растет и развивается, эта система допустимых языковых конструкций «сужается» под влиянием языка, на котором говорят вокруг. Чем раньше, тем лучше
Психолингвисты склонны считать, что существует биологически заложенный возрастной предел, после которого способность ребенка к изучению новых языков резко снижается. Например, в ходе эксперимента было доказано, что и английские, и итальянские дети на ранних этапах развития употребляют конструкции без подлежащего, в роли которого выступает местоимение «я» (хотя грамматически они разрешены лишь в итальянском), но по прошествии времени они начинают привыкать к правилам своего собственного языка (4). Все это свидетельствует об изначальной лингвистической гибкости нашего мозга - новорожденный ребенок способен выучить любой язык мира. Более того, чем младше ребенок, тем ближе его мозг к изначальному состоянию гибкости, а значит, и второй язык в этом возрасте детям дается гораздо легче. Чем раньше, тем лучше
Психолингвисты склонны считать, что существует биологически заложенный возрастной предел, после которого способность ребенка к изучению новых языков резко снижается. Например, в ходе эксперимента было доказано, что и английские, и итальянские дети на ранних этапах развития употребляют конструкции без подлежащего, в роли которого выступает местоимение «я» (хотя грамматически они разрешены лишь в итальянском), но по прошествии времени они начинают привыкать к правилам своего собственного языка (4). Все это свидетельствует об изначальной лингвистической гибкости нашего мозга - новорожденный ребенок способен выучить любой язык мира. Более того, чем младше ребенок, тем ближе его мозг к изначальному состоянию гибкости, а значит, и второй язык в этом возрасте детям дается гораздо легче. Плюсы осознанности и мотивации
Что же делать тем, кому жизненно необходимо выучить новый язык в зрелом возрасте, причем выучить именно для свободного общения, а не просто для себя? Следует иметь в виду, что нам мешают не только возрастные изменения, но и стереотипы: многие взрослые думают, что «их время уже прошло». Многие из нас в детстве не проявляют тяги к изучению запретов и закономерностей своего собственного (а тем более иностранного) языка, но как только появляется мотивация к учебе в связи с професссиональной необходимостью или изменением личных планов, то даже в зрелом возрасте процесс обучения становится гораздо более продуктивным. В позднем освоении нового языка есть свои плюсы: взрослый человек имеет более внушительный культурный багаж, сознательно подходит к процессу обучения и ясно осознает, зачем ему это нужно.
1. N. Chomsky «New Horizons in the Study of Language and Mind» (Cambridge University Press, 2000).
2. J. Aitchison «The Articulate Mammal: an Introduction to Psycholinguistics» (Hutchinson, 1976).
3. M. Tallerman «Understanding Syntax» (Routledge, 2000).
4. М. Bowerman «Early syntactic development: a cross-linguistic study with special reference to Finnish» (Cambridge University Press, 1973).