Посмотрел фильм "Шпион".
Почему-то считается, что Акунина нельзя снимать просто так - обязательно надо с финтифлюшечками и гыгыкалками, свистелками и перделками. Потому что Акунин - это постмодернизм, и снимать его надо непременно с подковыркой. Заодно и режиссёр проявит себя и докажет, что он на одной ноге с Тарантиной.
Вот взять "Турецкий гамбит". Оказалось, вполне себе увлекательной и сильной истории, что содержится в книге, недостаточно. Да и не нужна она, история эта. Нужны подсолнухи, воздушные шары и компьютерные навороты. При этом сюжет можно и нужно упростить, чтобы не напрячь у зрителя даже самые рудиментарные извилины.
"Шпион" - родной брат "Турецкого гамбита" (в смысле, фильма)...
Сама книжка "Шпионский роман" - добротная стилизация под советские детективы. Всего-то и надо было водить пальчиком по страничке и дословно всё воспроизводить - вышло бы отличное кино.
Можно было не делать фантазийную Москву с Дворцом Советов и увеличенной в десять раз Библиотекой им. Ленина (о высотке на Красной Пресне, построенной на самом деле после войны, и говорить нечего), а дотошно воспроизвести реальную Москву 1941 года. Уверяю, это было бы не менее эффектно.
Нет, мы лёгких путей не ищем. Ну, скучно нам снимать по книжке. Мы железно помним, что Акунин - это несерьёзно, постмодерново. От этой печки и будем плясать. Телевизоров и видеокамер насуём в 1941 год, звёзд гигантских повсюду налепим, как в старых американских антисоветских боевиках.
Если в книжке прописана сцена приглашения на танец, так мы слижем фрагмент из "Правдивой лжи", покадрово. И тётка будет выглядеть не как тётки из 40-х, а как минимум из 60-х.
Егора Дорина оттащат не в заброшенный дом, как в книжке, а в метрополитеновские тоннели, - эффектней же! Там, правда, под землёй, рация не должна работать - а в фильме вовсю работает...
А вот одну из потенциально самых зрелищных сцен фильма - крушение троллейбуса - дадим пятисекундным компьютерным роликом впотьмах, ибо бюджет опять-таки не резиновый, да не очень-то и хотелось.
А Сталин будет встречать Вассера не в своём кабинете, а на крыше фантазийного Дворца Советов. Вассер из ручки как стрельнет - и пуля не в кресло Сталина попадает, а рикошетит от звезды на кремлёвской башне. Круто, чё.
В результате неясно, зачем и ради чего всё это снято. Привет Тарантино, привет Заку Снайдеру, привет ещё кому-то... Только книжка Акунина потерялась.
Есть, конечно, и светлые проблески.
Надя, возлюбленная Дорина, - такая обаятельная еврейская девушка.
На роль её папы пригласили целого Назарова и дали ему целую минуту. А ведь в книжке он много чего интересного говорил. Но это ж будет долго и не прикольно, поэтому не нужно.
Главгероев играют Бондарчук и Козловский - ну ничего так, играли бы в нормальном фильме те же роли, никто бы не возразил.
6/10