Ореховый Будда в петровском ГУЛАГе

Jun 16, 2018 13:26


Прочел новую повесть Бориса Акунина «Ореховый Будда» - очередной текст из цикла художественных приложений к его «Истории государства Российского», на этот раз к тому о петровской эпохе, вышедшему в прошлом году.

Чем дальше, тем больше автор превращает свои произведения в трактаты о воспитании совершенного человека, «гармонично развитой личности» по забытому советскому определению. Сначала он просто показывал такого человека в лице прежде всего Эраста Фандорина, потом стал описывать, как им стать.

Началось все, пожалуй, с книги «Времена года», написанной под псевдонимом Анна Борисова, где появляется и мудрый азиатский старец-долгожитель, и преданная ученица с трагической судьбой. Потом была «Алмазная колесница», где гуру-ниндзя обучает самого Фандорина и есть рассуждения о направлениях буддизма. Ну и, конечно, первый «официально серьезный» роман «Аристономия», где, правда, нет фигуры Учителя, герой - Антон Клобуков - учится у самой жизни и сам пишет трактат о совершенном человеке, для которого придуман термин «аристоном».

Вот, собственно, три исходника «Орехового Будды» - нового трактата подобного рода, построенного на классическом диалоге между Учителем и Учеником (т.е. Ученицей, ибо умный современный писатель ориентируется на женскую аудиторию - ведь это примерно 85% читателей художественной лит-ры в принципе).



Действие происходит в петровскую эпоху. Акунин, кажется, впервые в отечественной лит-ре делает упор на ее изнанке, и это сильно покоробит людей, воспитанных на книгах и фильмах советской поры, вроде «В начале славных дел», «Россия молодая», «Петр Первый» и т.д.

В книге вовсю свирепствует петровское «НКВД», а для строительства основных «игрушек» Петра - военного флота и Санкт-Петербурга - создан настоящий ГУЛАГ. Связанные с этим тяготы и лишения, через которые проходят Учитель и - в первую очередь - его Ученица, чтобы вырасти в духовном плане, и составляют суть книги. Придется им и от «чекистов» побегать, и в ГУЛАГе посидеть, и в восстании против вертухаев поучаствовать. А Петра в книжке не будет, кроме ироничного описания, данного проходной героиней-проституткой, - ну, типа, и поделом ему.

Видимо, на официальном уровне решено тексты Акунина игнорировать от слова «совсем», иначе бы Интернет уже взорвался очередными обвинениями автора в русофобии и фальсификации истории. Может, эта волна еще впереди.

рецензия, борис акунин, книга, ореховый будда, отзыв

Previous post Next post
Up