Автор Виноградова Ольга.
1.
Собрать необходимые
диагностические
и биографические
данные.
2.
Получить представление о характере психологических проблем пациента.
3.
Составить представление
о текущей жизненной ситуации пациента,
о стрессогенных факторах
и системе социальных связей.
4.
Оценить
степень устойчивости пациента к стрессу,
его механизмы совладания со стрессом,
способность к
интроспекции
и объективной самооценке.
5.
Перевести смутные, неопределенные жалобы на язык
конкретных,
дискретных проблем.
6.
Инициировать процесс принятия решения
путем обсуждения альтернативных подходов к проблеме.
7.
Помочь пациенту сделать выбор.
Один из способов
- взвесить все
"за"
и "против"
каждой альтернативы
и затем последовательно исключить наименее предпочтительные.
8.
Побудить пациента рассмотреть последствия его дезадаптивного поведения:
например, спросить: "Что вы выигрываете, проводя целый день в постели?"
9.
Оценить
плюсы
и минусы
более адаптивных форм поведения.
Возможные вопросы:
"Что вы потеряете, если поступите таким образом?",
"Что вы приобретете, если рискнете проявить больше настойчивости?"
10.
Выяснить, с какими
мыслями,
идеями,
представлениями и т. п.
ассоциированы
неприятные эмоции
или дисфункциональное поведение?
11.
Уточнить, какое значение придает пациент тем или иным
событиям
и ситуациям.
12.
Побудить пациента рассмотреть критерии его негативных самооценок (например, если он считает себя никудышным, слабым, некомпетентным).
С этой целью можно задать пациенту следующие вопросы:
что такое, по вашему, быть никудышным?
какие качества должен продемонстрировать человек или что он должен сделать, чтобы я мог счесть его никудышным?
какие из этих качеств и поступков вы отмечаете за собой?
на каком основании бы могли бы счесть кого-нибудь никудышным?
может ли быть так, что вы предъявляете одни требования, весьма строгие, к себе и более мягкие к другим?
Можно также попросить пациента перечислить критерии "никудышности" и затем спросить, отвечает ли он каким-либо из перечисленных критериев.
В результате такого рода расспросов многие пациенты начинают осознавать предвзятость и иррациональность своих самооценок.
13.
Продемонстрировать пациенту, что его выводы основаны на
избирательном восприятии негативных событий.
Источник: Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери. Когнитивная терапия депрессии.