3. Принцип свободы вместо навязчивого контроля
Вопрос об искреннем изменении упирается в проблему стремления индивида во всем контролировать свое поведение. Это стремление базируется на тотальном недоверии к собственной природе, поэтому индивид избегает внутреннего, которое не может про-верить, и предпочитает опираться на внешнее, доступное объективному наблюдению. Он хотел бы действовать по заранее отработанным правилам, а не реагировать непо-средственно на сложившуюся ситуацию. Поэтому он ограничивает свои возможности и старается жить стереотипным образом. Но именно открытые возможности, имею-щие непредсказуемые последствия, которые могут обернуться как неудачей, так и ус-пехом, являются мерилом свободы.
Поэтому психотерапия ставит своей целью не ограничить поведение человека узкими рамками, создав стереотипы, которые индивид будет реализовывать в каждодневной практике. Жизненные ситуации все время меняются, поэтому контроль только блоки-рует нормальную творческую приспособляемость. Наоборот, психотерапия стремится расширить репертуар поведения, снять ограничения, которые и приводят к исходной проблематике. Однако, освобождение от ограничений пугает некоторых индивидов, они не уверены, что будут вести себя правильно, если предоставят себе возможности выбора.
Доходит до смешного. Один молодой человек в ходе работы обнаружил, что его руки скованы кандалами, естественно это был образ, который, конечно, символически от-ражал его постоянный контроль за собственными действиями. Естественно я предло-жил снять кандалы. Он испугался и спросил:
- А как же я жить буду без своих кандалов?!
- Вообще-то без кандалов все люди живут лучше, чем в кандалах…
- Но я не готов так сразу…
- Понимаешь, кандалы снимаются или сразу, или носятся вечно…
- Нет, я не понимаю, как это возможно.
- Ну, ничего я объясню, с помощью какого приема можно от них избавиться.
- Нет, я должен подумать. Может быть в следующий раз…
Сеанс уже подходил к концу, он воспользовался этим и чуть ли не побежал к дверям. На самом деле он очень опасался своей агрессивности, поэтому и не хотел избавиться от кандалов. Задачей психолога, конечно, является избавление от агрессии, которая уменьшается, когда индивид перестает бороться с самим собой и обретает свободу и ответственность. Мое провоцирующее предложение предполагало стимулирование осознания клиентом тех действий, которые он хочет совершить, но подавляет, для дальнейшей проработки его агрессивности.
Это не единственный пример, когда клиент избегает свободы, опасаясь собственной непредсказуемости или сильных аффектов, спрятанных в глубинах собственной души. Но индивид может опасаться даже своих добрых чувств, доверия, расслабления, сек-суальности, нежности, откровенности, сдавливая себя в тисках контроля и нелепых запретов.
Психотерапевт учит клиента быть свободным, а также достаточно хорошим для свободы.
4. Принцип спонтанности и творчества против стереотипности
Предыдущий принцип логически связан с понятиями спонтанности и творчества. Спонтанность предполагает моментальность и отсутствие предварительной подготов-ки при ответе. Спонтанность поэтому соответствует искренности, любые задержки с ответом показывают нежелание клиента говорить некоторую правду. Спонтанность использовал З.Фрейд в свободных ассоциациях, Я.Морено в психодраматической ра-боте, К.Юнг при направленных ассоциациях и т.д. Мы также используем спонтанно возникающие образы, выражающие исходное эмоциональное состояние. Мы специ-ально инструктируем клиента, чтобы он не думал долго и говорил первое, что прихо-дит в голову, самое странное и неожиданное, потому что неважно какой будет образ. На самом деле важно, чтобы он был спонтанным, потому что этот образ и содержит всю ценную информацию. Это всегда поражает, когда мы убеждаемся, что наша пси-хика так быстро и точно рассказывает в образах всю правду о наших проблемах. Надо только уметь извлекать эти знания из, казалось бы, странных и даже нелепых образов.
Но дело не только в спонтанном порождении образов, дело в том, что спонтанные дей-ствия, мысли, образы показывают то, что происходит с человеком на самом деле. По-этому, если клиент мысленно делает что-то по отношению к образу, например, гово-рит ему какие-то важные слова, то образ спонтанно меняется, и по его изменениям мы можем судить о том, в какую сторону движется эмоциональное состояние клиента. Если образ не меняется, значит, метод подобран неверно или клиент выполняет его неправильно или неискренне.
Но это тоже еще не все. Дело в том, что некоторые клиенты исповедуют принцип недо-верия к спонтанным реакциям, они как раз принципиально не хотят вести себя так. Они все должны перепроверить, и хотят заранее знать результат применения предла-гаемого терапевтом метода воздействия. Клиент может подозрительно относиться к вашим предложениям, типа: «а вдруг да не так получится?» Но иногда нельзя рас-крыть карты, поскольку сам результат даст ответ на поставленный вопрос о причинах проблемы, если заранее рассказать об ожидаемом результате, сознание клиента может его заблокировать или исказить, можно будет списать его на внушение терапевта. На-пример, я могу предложить клиенту проявить добрые чувства к некоторому неприят-ному образу, который у него возник, например, к злому дракону. В результате дракон может превратиться в плачущего мальчика, тогда клиент может сам убедиться, что это образ его самого в детстве, но он не злой, а несчастный, потому что чувствует, что мама его не любит. Эти преобразования происходят сами собой, спонтанно, их невоз-можно в точности предсказать и тем самым они становятся убедительной основой для интерпретации. Да клиент сам убеждается мгновенно, но недоверие к терапевту и страх перед непредсказуемым результатом часто мешает продуктивной работе.
Мы сталкиваемся и с тем, что вся жизнь клиента протекает как движение трамвая по одному и тому же кольцевому маршруту. Какие-либо изменения его пугают, какие-либо эксперименты кажутся ему недопустимыми, поэтому он не хочет принять изме-нения, тем более спонтанные. Трудно убедить человека, что необходимо позволить себе жить по более многомерному плану, научится реагировать на неожиданные си-туации. Такие люди боятся проявления чувств, поскольку чувства спонтанны, они всегда «здесь и теперь», их нельзя поместить на полочки и доставать при необходи-мости.
Психотерапевт обучает клиента духовному принципу спонтанности, что приводит последнего к выздоровлению и успеху в жизни.