2. Принцип искренней внутренней работы, а не внешней.
Предыдущий принцип логически приводит к тому, что измениться необходимо самому обращающемуся за помощью, но измениться искренне, по-настоящему. Это означает, что измениться надо не только во внешних проявлениях, но и по сути. Надо изменить свои эмоции, характер и убеждения, а поведение изменится в соответствии с этими глубинными преобразованиями.
Те люди, которые согласны меняться только «с поверхности» всегда убеждаются в том, что результаты почему-то неустойчивы. Им всегда приходится себя контролировать, чтобы получать нужный результат в критической для них ситуации. Но контролиро-вать себя все время невозможно, да и опять же приходится себя сдерживать и долго вспоминать, о том, что же надо делать сейчас. Если же человек поменялся искренне, то нужные реакции сами возникают в нужный момент. Но это может шокировать кли-ента, который привык действовать только сознательно и по плану.
Например, молодой человек, который ходил ко мне на консультации, был очень удив-лен результатами и предъявил ко мне совершенно непонятные претензии. Он заявил, что в ситуации, которая была ранее для него проблемной, он повел себя неожиданным образом и это его напугало. Я спросил, являлась ли его реакция хорошей, понравилась ли она ему? Он ответил, что да, понравилась, но ведь он не планировал вести себя именно так (как он не рассказал). Тогда я сообщил ему, что это означает, что он пра-вильно изменился в плане своих эмоций, поэтому реакция была искренней и правиль-ной. К моему удивлению, он остался недоволен: «Но я же не собирался так реагиро-вать!?» Я повторил свои объяснения, но не смог его переубедить, видимо, он не хотел быть искренним и спонтанным, а хотел все заранее рассчитывать и выдавать «целесо-образную» реакцию по его плану. Но мы исповедуем принципиально другой подход, который утверждает, что лучше искренне реагировать правильно, чем реагировать не-искренне и неверно. Мы считаем, что неискренние реакции всегда будут неверными, если только не человек не является шпионом во вражеском лагере. В конце концов, если вы хотите быть шпионом в этом мире, то это тоже можно делать искренне. А то, те же клиенты, которые не согласны быть открытыми и искренними жалуются на то, что их никто не понимает и не любит. Как говорится в детском стишке: «Выбирай се-бе дружок, один какой-нибудь кружок!»
Мы объясняем, что каков человек внутри, с таким миром он и сталкивается на практи-ке, если он рискнет измениться по-настоящему, то получит и настоящие изменения в своем внешнем мире. Но, как говорил Михаил Жванецкий: «Очень трудно менять, ничего не меняя. Но мы будем!» Приведу пример того, как эта идея подтверждается в психотерапевтической практике.
Одна моя ученица, посещавшая мой мастер-класс, женщина уже замужняя и имевшая своего ребенка, все еще эмоционально зависела от своей матери, которая была «не-официальной главой» всей семьи, хотя отец был «великим ученым». Эта зависимость явно себя обнаружила, когда мы обсуждали психологические причины ее аллергии на укусы ос. Аллергическая реакция на укус осы была у нее такая же как у Пьера Ришара в известном фильме «Невезучие», она буквально вся распухала «как шар» и ее срочно отвозили на «скорой» в больницу. Оказалось, что эта аллергия была основана на на-вязчивом контроле мамы над дочкой, поэтому чтобы избавить ее от этой проблемы я предложил ей научиться быть автономным в психологическом смысле человеком, а для этого отказаться от материнского контроля. Работа шла успешно, она представля-ла образ материнского контроля (это было что-то черное), отпускала этот контроль все больше и больше. Но, почему-то она не захотела доводить эту работу до конца. Она говорила, что устала, что осталось всего процентов десять, что она доработает потом… Я не стал настаивать, хотя понимал, что это сопротивление, и мы договори-лись, что потом вернемся к этой теме, но, как оно и бывает, так и не доделали эту ра-боту.
Осенью мы встретились в буфете института, и она сразу решила поделиться: «Николай Дмитриевич, знаете, летом я убедилась в том, что вы все-таки правы!»
- Да? Очень интересно! Как же это случилось?
- Ну, мы как всегда были на даче, и, конечно, меня как обычно ужалила оса. Но я со-вершенно не опухла, все было в порядке. Прошло два часа, обычно я опухаю сразу. Я очень обрадовалась и решила поделиться этой радостью с мамой. Я пошла в дом, ма-ма сидела на террасе, как только я ее увидела, я моментально опухла! И меня опять отправили в больницу.
- Вот, что значит не дорабатывать проблему до конца! Если зависимость осталась, хоть в 10 процентах, все равно она осталась. Как говорится, нельзя быть слегка беременной…
Поэтому психотерапевт учит искреннему и полному избавлению от проблемы, а не ее решению для «правильного» имиджа и социальной адаптации.