ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВАХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Aug 08, 2012 13:20

 Л.В.Бородкина, Тверь, Центр ЭОТ Линде Н.Д.
(Продолжение...)
В конце первой диагностической встречи с больным было заключено соглашение на дополнительное исследование сферы межличностных отношений и особенностей когнитивного восприятия и обработки информации. В дополнительном исследовании использовались две группы экспериментально-психологических методик. Первая группа была направлена на изучение таких когнитивных стилей как: импульсивность - рефлексивность (методика «Сравнение похожих рисунков» Дж. Когана), ригидность - гибкость познавательного контроля (методика словесно-цифровой интерференции Струпа), аналитичность - синтетичность (методика «Свободная сортировка объектов» Гарднера) [2]. Вторая группа методик, была направлена на определение особенностей самовосприятия, восприятия в паре и в группе в ситуациях межличностного взаимодействия, посредством моделирующего эксперимента (разработан и апробирован Д. Н. Хломовым [1]).                 
     В результате дополнительных диагностических процедур у больного были выявлены следующие особенности когнитивно-стилевой переработки информации: медленный темп сопоставления невербальных стимулов с многочисленными перепроверками и внутренним (ложным) ощущением, что сделал множество ошибок («Мне не нравится, что я медленно соображаю, мне кажется, что я сделал много ошибок!»); очень длительный предварительный этап ориентировки в любом новом задании в сочетании с хаотичностью критериев для последовательной обработки информации («чем дольше смотрю - тем хуже делаю, интуитивно отбираю»); интегрированностью словесно-речевой и сенсорно-перцептивной форм опыта со спутанностью опоры на них при принятии решений в условиях дефицита времени и непроизвольного интеллектуалного замедляющего ответ контроля. Иными словами, для больного характерно устойчивое сочетание таких когнитивных стилей как: рефлексивность (медленная и точная стратегия перебора альтернатив зрительного поиска), узкий диапазон эквивалентности по типу детализации (тенденция выделять большое количество групп на основе ситуативных или субъективно-значимых критериев) и жесткость (ригидность) познавательного контроля (чрезмерная фиксированность поведения в условиях жесткого контроля своих реакций).

При исследовании особенностей восприятия межличностных взаимодействий был выявлен высокий уровень неопределенности ответов: от отсутствия вариантов до многовариативности, от детального воспроизведения диалога в паре воспринимаемых субъектов до формальных ответов и эмоционально окрашенных реакций («Даже стыдно говорить это!»). Больной сам отмечает: «Есть желание, быть каким-то определенным, а не получается!». Можно отметить много ошибок восприятия пола, возраста и социального статуса изображенных людей («С этим беседовать не стал бы - не могу возраст сказать» - на картинке было изображено лицо маленькой девочки). При восприятии межличностных взаимодействий отсутствуют темы семейного или дружеского общения. Воспринимаемые больным межличностные контакты происходят в основном в рамках формально-ролевого взаимодействия («Разговор двух пролетариев» или «Разговор двух интеллигентных людей»). Восприятие межличностного взаимодействия в группе людей вызывает у больного «ступор» («Смотрю на них - голова пустая, там, где велик риск ошибиться - лучше буду избегать таких ситуаций»). При восприятии ситуаций с обозначенными социальными ролями участников взаимодействия, больной испытывает облегчение и дает достаточно быстрые и конкретные ответы («Есть за что зацепиться…»).

Таким образом, для больного характерны стойкие индивидуально своеобразные способы организации информации как на когнитивно-перцептивном уровне, так и на уровне восприятия межличностных взаимодействий разного характера.

По результатам дополнительного обследования с больным было проведено две индивидуальные психокоррекционные встречи, направленные на обсуждение и «нормализацию» его особенностей переработки информации, а также мотивацию к участию в группе по развитию социально-перцептивной компетентности.

К участию в тренинге социально-перцептивных навыков допускаются мужчины и женщины, страдающие депрессивными расстройствами разного генеза, находящиеся на стационарном лечение в Тверском областном психоневрологическом диспансере. Наличие депрессивной симптоматики устанавливается лечащим врачом психиатром.

Программа тренинга включает несколько этапов:

1 этап - диагностический. Задачей данного этапа является установление уровня социально-перцептивных способностей пациента и выявление особенностей восприятия экспрессивных признаков эмоциональности другого человека, выявление уровня депрессии пациента.

2 этап - ставит своей задачей тренинг навыков восприятия экспрессивных признаков отдельных эмоциональных состояний.

3 этап - посвящен развитию у больных навыков распознавания эмоциональных состояний в контексте ситуации межличностного взаимодействия.

4 этап - ставит своей задачей развитие у пациентов способностей выражения эмоций.

После посещения 10 групповых занятий уровень депрессии больного снизился с первичного выраженного до нормального эмоционального реагирования (шкалы Бека и Зунга), «появилось желание что-то делать, раньше все делал для «галочки», а теперь для себя хочу!».

Реализация данной программы социально-перцептивного тренинга  оказывает существенное влияние на  развитие социально- перцептивных навыков больных депрессией, способствует снижению уровня депрессии, развитию социальной компетентности больных и возвращению к учебной и трудовой деятельности.

Список литературы:
  1. Хломов Д.Н. Особенности восприятия межличностных взаимодействий больными шизофренией. Дисс. …канд. психол. наук. - М., 1984.
  2. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - М., 2004

депрессия, Бородкина Людмила

Previous post Next post
Up