Тема СУТРЫ Н.Д.Линде. " О духовности в психотерапии"

Feb 16, 2012 20:52




Сутра о духовности в психотерапии

Эта статья является философским эссе на тему взаимосвязи между духовностью человека и его психотерапевтическими проблемами. В статье рассматривается 12 часто встречаемых в практике нарушений важных духовных принципов. Объясняется, каких принципов необходимо придерживаться для решения стоящих перед личностью и психотерапевтом задач.  Приводятся примеры из практики автора.


Духовность не нуждается в оправдании, она сама утверждает себя в жизни, порождая силу, ведущую человека к победе над трудностями и болезнями, утверждающую торжество счастья и здоровья. Духовность касается вопросов, выходящих за пределы отдельной личности, она   касается отношений человека с миром и людьми, нравственных правил, которым он следует. Духовность определяет такие понятия как смысл жизни, справедливость, совесть, вина, долг, ответственность, вера в высшие силы и бессмертие, доброту и т.д. Для многих духовность означает что-то запредельное, связывающее человека с высшей реальностью. Но духовность это не только религия или мистика, духовность вещь      весьма реальная и практическая. Духовностью мы будем называть внутреннюю жизненную философию, принципы подхода к миру, которые реально исповедует данный человек. Он может называть себя приверженцем той или иной религии или атеистом, но нас интересуют те подлинные обобщенные убеждения, которыми он руководствуется в повседневной жизни. Он может считать себя добрым и гуманным человеком, но если он убежден, что за грехи должно обязательно последовать наказание, то его реальная философия, его реальная духовность, включает в себя принцип мести и уверенность, что мучения грешника искупают совершенное им зло.

Мы убеждены, и практика подтверждает это, что духовные принципы могут предопределять возникновение или исчезновение тех или иных психологических проблем, для разрешения которых индивид приходит за помощью к психологу или врачу. Часто индивид не осознает, что следовал совершенно разрушительным или неадекватным идеям, что и предопределило его страдание и не позволяет и теперь избавиться от него, при всей очевидной бессмысленности и вредности этого состояния. Мы позволяем себе утверждать, что некоторая духовная идея ошибочна, потому что загоняет индивида в психологическую ловушку и препятствует его счастливой жизни и решению проблем. А другая идея правильна, потому что способствует экологически адекватному решению проблем, успешной жизнедеятельности и счастью. Мы считаем, что психотерапия является реальной духовной практикой, полигоном идей, который позволяет экспериментально убедиться в адекватности или ложности некоторых принципов действительной жизненной философии индивида и научить его жить лучше.

Рассмотрим некоторые духовные принципы, с нарушением которых приходится сталкиваться на практике, и которые приходится разъяснять пациенту.
  1. Принцип примирения с миром против борьбы с ним.


Самый первый ошибочный духовный принцип, с которым сталкивается психотерапевт на практике, состоит в том, что клиент хочет изменить не себя, а внешний мир. Он глубоко убежден, что его счастье и благополучие определяется не его личными качествами и действиями, но качествами и действиями других людей и свойствами окружающей его действительности. Сама его «болезнь» зачастую имеет в качестве скрытого мотива цель преобразования мира или других людей. Он ждет, что другие изменятся и придут его уговаривать выздороветь и принять их любовь и раскаяние. Он и от терапевта ждет того, что он посоветует каким способом можно эффективно воздействовать на других людей или хочет, чтобы терапевт сам стал заботиться о нем, взял на себя ответственность за его благополучие.

С глубокой убежденностью такой клиент будет утверждать, что он не может быть счастлив и здоров, имея такого мужа или сына, таких родителей, такую страну или такое человечество. Терапевт чувствует себя дураком, поскольку предполагается, что это он лично должен изменить всех на свете в желательную для клиента сторону. Одна клиентка чуть ли не с яростью утверждала, что для того, чтобы она вышла из депрессии, все должны ее полюбить. «Именно, абсолютно все?» - уточнил я. «Да, именно все, абсолютно!» - не колеблясь, заявила она. Некоторые женщины утверждают, что невозможно позволить себе быть женственной, когда вокруг такие мужчины, а мужчины считают, что они не могут в полной мере быть мужчинами, когда вокруг такие женщины.

Философия, которую исповедуют профессиональные психологи, утверждает, что то, каков человек по своему характеру или поведению, предопределяет то, какой, так сказать, стороной обращается к нему мир. Достаточно понятно, что человек переполненный злостью, всегда найдет с кем подраться в этом мире, а человек обиженный, всегда найдет, кто его обидит.

Психология придерживается принципа примирения с миром, а в тупик ведет ошибочный принцип борьбы с миром, предъявления требований к нему. Как говорится в известной притче про буддийского монаха, который, как считалось, достиг просветления. Ученики прибегали к нему и спрашивали: «Что же такое просветление? Объясни нам!» А он отвечал: «Горы остались горами, а реки остались реками. Когда я хочу есть, я ем, а когда хочу спать, то сплю». Кажется, что он издевался над учениками, но на самом деле, он говорил о том, что примирился с этим миром и он больше не собирается его переделывать, он счастлив, хотя имеет естественные потребности, которые легко удовлетворить.

В отличие от этого монаха, известная нам мораль прошлого времени требовала покорять горы и поворачивать вспять реки. Известный тезис о том, что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача, до сих пор жив в душе многих людей. Естественно эти люди страдают от того, что мир не поддается на их усилия и остается не таким, как они бы хотели. Они страдают от того, что не могут изменить своих мужей или жен, детей или родителей.

Мы объясняем такому клиенту, что даже самого себя изменить довольно сложно, но изменить других людей, да еще против их воли, нельзя никак. Но вот, если он сам изменится по-настоящему, то есть шанс, что их близкие изменятся комплиментарным (т.е. соответствующим) образом, поскольку они взаимосвязаны с клиентом. И это происходит в действительности! Мы наблюдаем, что в тех случаях, когда родители меняются правильным образом, их дети выздоравливают, когда меняются жены, то улучшаются их мужья и т.д.

Если клиент считает, что измениться должен этот мир, а не он, то к терапии он относится исключительно потребительски, желая, чтобы терапевт сделал все за него. Но терапевт не может за клиента, например, перестать злиться и стать добрым. Он может только показать клиенту его злость, показать, как она портит его же жизнь и предложить методы избавления от злости. Но делать это все необходимо самому клиенту. Иначе получается как в том самом стишке Корнея Чуковского: «Ох, нелегкая эта работа, из болота тащить бегемота!» В детстве я думал, что тащить бегемота трудно, потому что он тяжелый и скользкий, но как терапевт я понял, что бегемота тащить трудно, потому что он живет в болоте и не хочет из него вылезать!

Психотерапевт учит клиента принятию этого мира и изменению самого себя.

  1.   Принцип искренней внутренней работы, а не внешней.


Предыдущий принцип логически приводит к тому, что измениться необходимо самому обращающемуся за помощью, но измениться искренне, по-настоящему. Это означает, что измениться надо не только во внешних проявлениях, но и по сути. Надо изменить свои эмоции, характер и убеждения, а поведение изменится в соответствии с этими глубинными преобразованиями.

Те люди, которые согласны меняться только «с поверхности» всегда убеждаются в том, что результаты почему-то неустойчивы. Им всегда приходится себя контролировать, чтобы получать нужный результат в критической для них ситуации. Но контролировать себя все время невозможно, да и опять же приходится себя сдерживать и долго вспоминать, о том, что же надо делать сейчас. Если же человек поменялся искренне, то нужные реакции сами возникают в нужный момент. Но это может шокировать клиента, который привык действовать только сознательно и по плану.

Например, молодой человек, который ходил ко мне на консультации, был очень удивлен результатами ипредъявил ко мне совершенно непонятные претензии. Он заявил, что в ситуации, которая была ранее для него проблемной, он повел себя неожиданным образом и это его напугало. Я спросил, являлась ли его реакция хорошей, понравилась ли она ему? Он ответил, что да, понравилась, но ведь он не планировал вести себя именно так (как он не рассказал). Тогда я сообщил ему, что это означает, что он правильно изменился в плане своих эмоций, поэтому реакция была искренней и правильной. К моему удивлению, он остался недоволен: «Но я же не собирался так реагировать!?» Я повторил свои объяснения, но не смог его переубедить, видимо, он не хотел быть искренним и спонтанным, а хотел все заранее рассчитывать и выдавать «целесообразную» реакцию по его плану. Но мы исповедуем принципиально другой подход, который утверждает, что лучше искренне реагировать правильно, чем реагировать неискренне и неверно. Мы считаем, что неискренние реакции всегда будут неверными, если только не человек не является шпионом во вражеском лагере. В конце концов, если вы хотите быть шпионом в этом мире, то это тоже можно делать искренне. А то, те же клиенты, которые не согласны быть открытыми и искренними жалуются на то, что их никто не понимает и не любит. Как говорится в детском стишке: «Выбирай себе дружок, один какой-нибудь кружок!»

Мы объясняем, что каков человек внутри, с таким миром он и сталкивается на практике, если он рискнет измениться по-настоящему, то получит и настоящие изменения в своем внешнем мире. Но, как говорил Михаил Жванецкий: «Очень трудно менять, ничего не меняя. Но мы будем!» Приведу пример того, как эта идея подтверждается в психотерапевтической практике.

Одна моя ученица, посещавшая мой мастер-класс, женщина уже замужняя и имевшая своего ребенка, все еще эмоционально зависела от своей матери, которая была «неофициальной главой» всей семьи, хотя отец был «великим ученым». Эта зависимость явно себя обнаружила, когда мы обсуждали психологические причины ее аллергии на укусы ос. Аллергическая реакция на укус осы была у нее такая же как у Пьера Ришара в известном фильме «Невезучие», она буквально вся распухала «как шар» и ее срочно отвозили на «скорой» в больницу. Оказалось, что эта аллергия была основана на навязчивом контроле мамы над дочкой, поэтому чтобы избавить ее от этой проблемы я предложил ей научиться быть автономным в психологическом смысле человеком, а для этого отказаться от материнского контроля. Работа шла успешно, она представляла образ материнского контроля (это было что-то черное), отпускала этот контроль все больше и больше. Но, почему-то она не захотела доводить эту работу до конца. Она говорила, что устала, что осталось всего процентов десять, что она доработает потом… Я не стал настаивать, хотя понимал, что это сопротивление, и мы договорились, что потом вернемся к этой теме, но, как оно и бывает, так и не доделали эту работу.

Осенью мы встретились в буфете института, и она сразу решила поделиться: «Николай Дмитриевич, знаете, летом я убедилась в том, что вы все-таки правы!»

- Да? Очень интересно! Как же это случилось?

- Ну, мы как всегда были на даче, и, конечно, меня как обычно ужалила оса. Но я совершенно не опухла, все было в порядке. Прошло два часа, обычно я опухаю сразу. Я очень обрадовалась и решила поделиться этой радостью с мамой. Я пошла в дом, мама сидела на террасе, как только я ее увидела, я моментально опухла! И меня опять отправили в больницу.

- Вот, что значит не дорабатывать проблему до конца! Если зависимость осталась, хоть в 10 процентах, все равно она осталась. Как говорится, нельзя быть слегка беременной…

Поэтому психотерапевт учит искреннему и полному избавлению от проблемы, а не ее решению для «правильного» имиджа и социальной адаптации.

  1. Принцип свободы вместо навязчивого контроля


Вопрос об искреннем изменении упирается в проблему стремления индивида во всем контролировать свое поведение. Это стремление базируется на тотальном недоверии к собственной природе, поэтому индивид избегает внутреннего, которое не может проверить, и предпочитает опираться на внешнее, доступное объективному наблюдению. Он хотел бы действовать по заранее отработанным правилам, а не реагировать непосредственно на сложившуюся ситуацию. Поэтому он ограничивает свои возможности и старается жить стереотипным образом. Но именно открытые возможности, имеющие непредсказуемые последствия, которые могут обернуться как неудачей, так и успехом, являются мерилом свободы.

Поэтому психотерапия ставит своей целью не ограничить поведение человека узкими рамками, создав стереотипы, которые индивид будет реализовывать в каждодневной практике. Жизненные ситуации все время меняются, поэтому контроль только блокирует нормальную творческую приспособляемость. Наоборот, психотерапия стремится расширить репертуар поведения, снять ограничения, которые и приводят к исходной проблематике. Однако, освобождение от ограничений пугает некоторых индивидов, они не уверены, что будут вести себя правильно, если предоставят себе возможности выбора.

Доходит до смешного. Один молодой человек в ходе работы обнаружил, что его руки скованы кандалами, естественно это был образ, который, конечно, символически отражал его постоянный контроль за собственными действиями. Естественно я предложил снять кандалы. Он испугался и спросил:

- А как же я жить буду без своих кандалов?!

- Вообще-то без кандалов все люди живут лучше, чем в кандалах…

- Но я не готов так сразу…

- Понимаешь, кандалы снимаются или сразу, или носятся вечно…

- Нет, я не понимаю, как это возможно.

- Ну, ничего я объясню, с помощью какого приема можно от них избавиться.

- Нет, я должен подумать. Может быть в следующий раз…

Сеанс уже подходил к концу, он воспользовался этим и чуть ли не побежал к дверям. На самом деле он очень опасался своей агрессивности, поэтому и не хотел избавиться от кандалов. Задачей психолога, конечно, является избавление от агрессии, которая уменьшается, когда индивид перестает бороться с самим собой и обретает свободу и ответственность. Мое провоцирующее предложение предполагало стимулирование осознания клиентом тех действий, которые он хочет совершить, но подавляет, для дальнейшей проработки его агрессивности.

Это не единственный пример, когда клиент избегает свободы, опасаясь собственной непредсказуемости или сильных аффектов, спрятанных в глубинах собственной души. Но индивид может опасаться даже своих добрых чувств, доверия, расслабления, сексуальности, нежности, откровенности, сдавливая себя в тисках контроля и нелепых запретов.

Психотерапевт учит клиента быть свободным, а также достаточно хорошим для свободы.

  1. Принцип спонтанности и творчества против стереотипности


Предыдущий принцип логически связан с понятиями спонтанности и творчества. Спонтанность предполагает моментальность и отсутствие предварительной подготовки при ответе. Спонтанность поэтому соответствует искренности, любые задержки с ответом показывают нежелание клиента говорить некоторую правду. Спонтанность использовал З.Фрейд в свободных ассоциациях, Я.Морено в психодраматической работе, К.Юнг при направленных ассоциациях и т.д. Мы также используем спонтанно возникающие образы, выражающие исходное эмоциональное состояние. Мы специально инструктируем клиента, чтобы он не думал долго и говорил первое, что приходит в голову, самое странное и неожиданное, потому что неважно какой будет образ. На самом деле важно, чтобы он был спонтанным, потому что этот образ и содержит всю ценную информацию. Это всегда поражает, когда мы убеждаемся, что наша психика так быстро и точно рассказывает в образах всю правду о наших проблемах. Надо только уметь извлекать эти знания из, казалось бы, странных и даже нелепых образов.

Но дело не только в спонтанном порождении образов, дело в том, что спонтанные действия, мысли, образы показывают то, что происходит с человеком на самом деле. Поэтому, если клиент мысленно делает что-то по отношению к образу, например, говорит ему какие-то важные слова, то образ спонтанно меняется, и по его изменениям мы можем судить о том, в какую сторону движется эмоциональное состояние клиента. Если образ не меняется, значит, метод подобран неверно или клиент выполняет его неправильно или неискренне.

Но это тоже еще не все. Дело в том, что некоторые клиенты исповедуют принцип недоверия к спонтанным реакциям, они как раз принципиально не хотят вести себя так. Они все должны перепроверить, и хотят заранее знать результат применения предлагаемого терапевтом метода воздействия. Клиент может подозрительно относиться к вашим предложениям, типа: «а вдруг да не так получится?» Но иногда нельзя раскрыть карты, поскольку сам результат даст ответ на поставленный вопрос о причинах проблемы, если заранее рассказать об ожидаемом результате, сознание клиента может его заблокировать или исказить, можно будет списать его на внушение терапевта. Например, я могу предложить клиенту проявить добрые чувства к некоторому неприятному образу, который у него возник, например, к злому дракону. В результате дракон может превратиться в плачущего мальчика, тогда клиент может сам убедиться, что это образ его самого в детстве, но он не злой, а несчастный, потому что чувствует, что мама его не любит. Эти преобразования происходят сами собой, спонтанно, их невозможно в точности предсказать и тем самым они становятся убедительной основой для интерпретации. Да клиент сам убеждается мгновенно, но недоверие к терапевту и страх перед непредсказуемым результатом часто мешает продуктивной работе.

Мы сталкиваемся и с тем, что вся жизнь клиента протекает как движение трамвая по одному и тому же кольцевому маршруту. Какие-либо изменения его пугают, какие-либо эксперименты кажутся ему недопустимыми, поэтому он не хочет принять изменения, тем более спонтанные. Трудно убедить человека, что необходимо позволить себе жить по более многомерному плану, научится реагировать на неожиданные ситуации. Такие люди боятся проявления чувств, поскольку чувства спонтанны, они всегда «здесь и теперь», их нельзя поместить на полочки и доставать при необходимости.

Психотерапевт обучает клиента духовному принципу спонтанности, что приводит последнего к выздоровлению и успеху в жизни.

  1. Принцип доверия бессознательному, а не сознанию


Принцип спонтанности приводит нас к обсуждению принципа доверия бессознательному, поскольку спонтанность опирается только на бессознательную область психического, которую невозможно контролировать.Для убедительности мы используем одну историю, случившуюся с преданным учеником М.Эриксона. Один из учеников, теперь маститый психотерапевт, который учился у М.Эриксона три года и все уже понял и разложил по полочкам, все-таки никак не мог делать то, что легко получалось у его гуру. И он спросил об этом у гениального учителя.

Дальше рассказывает ученик. Очень внимательно глядя мне в глаза, М.Эриксон произнес: «У вас слишком сильная тенденция все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться вашему бессознательному», - и на этом закончил разговор. Я очень расстроился. Нет, чтобы объяснить, как следует! Через несколько месяцев, я снова задал ему тот же вопрос, и точно также, внимательно глядя мне в глаза он сказал: «У вас  слишком сильная тенденция все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться вашему бессознательному». Я еще больше огорчился, стареет видимо, даже не помнит, что уже говорил мне то же самое… Но через несколько месяцев я снова задал ему тот же вопрос. И точно так же, внимательно глядя мне в глаза, Эриксон произнес: «У вас слишком сильная тенденция все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться вашему бессознательному». И тут я понял (!!!): «У меня слишком сильная тенденция, все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться моему бессознательному!» Я взглянул на Эриксона, глаза его сверкали, и очень тихо и проникновенно он сказал: «Правильно!»

Однако клиенты очень часто опасаются доверять бессознательному, они хотят все проверить, все контролировать. Даже ощущая себя хорошо, они сами себе не верят и спрашивают терапевта: «А откуда взялась эта энергия? Вот я сейчас уйду от вас, и все это кончится? Ну, сейчас мне хорошо, но почему это должно продолжаться и в остальной жизни?» К сожалению, для того, чтобы использовать бессознательное, ему следует доверять.

Вся практика психотерапии, начиная с З.Фрейда, основана на спонтанности (например, свободные ассоциации), потому что именно в спонтанности проявляются истинные бессознательные тенденцию. Эти реакции не следует подавлять и фильтровать, а обсуждать именно в таком виде, как они были проявлены.

Контроль и стремление все заранее разложить по полочкам мешает нам пользоваться возможностями нашей гениальной бессознательной части личности. Потому что для этого нужно пойти «туда не знаю, куда и найти то, не знаю что».

Психотерапевт учит пациента использовать творческий потенциал своего бессознательного, доверять ему, исследовать еще неизведанные области своей психики.

  1. Принцип счастья и успеха вместо жалости и уныния.


В бытовом сознании распространен принцип сочувствия, сострадания и поддержки несчастных людей. Этот принцип вроде бы проповедуется во всех религиях мира. Действительно, социальная помощь, доброта к переживающим горе, работа по спасению потерпевших в любых катаклизмах, не вызывают не малейших сомнений в своей необходимости и моральной оправданности.

Но в психотерапии сострадание может приводить и приводит к обратным эффектам. Клиент часто ожидает поддержки и сочувствия, а не решения проблемы, он охотно принимает на себя роль невинной жертвы окружающей действительности, а терапевта он молча призывает оправдать себя и разделить вместе с ним часть страданий. Но, если терапевт «ловится на удочку» сострадания, то он тем самым как бы одобряет действия и чувства клиента, признает его жертвой и жалеет его. В результате чего вместо одного страдающего становится два, терапевт страдает не только из сочувствия, но еще и потому, что чувствует свое бессилие решить проблему клиента. Жалость к клиенту побуждает последнего снять с себя всю ответственность за решение проблемы и возложить ее на терапевта и усиливает его самосознание как бессильной жертвы. Безысходность усиливает страдание клиента, но он получает скрытое удовольствие от жалости к самому себе и оправдания своего бездействия.

Депрессия и страхи очень часто поддерживаются скрытой жалостью к самому себе, которая является суррогатом истинной любви и сладким ядом, которого клиент, конечно же, лишится, как только сможет решить свою проблему. Жалея самого себя, человек сообщает себе же, что он бессильная жертва, поглаживает себя «по головке» как ребенка, который ничего не может сделать для исправления ситуации и ни в чем не виноват.Такая ласка стимулирует у клиента тенденцию к еще большему культивированию своих проблем.

Пример «Раненая птица».

Женщина рассказывает о своих страданиях в связи с изменами мужа и его же алкоголизмом. Образ ее чувств - прекрасная птица, из раны на груди у нее течет кровь. Клиентка испытывает жалость к этой птице. Я предложил ей выразить эти чувства к птице. Чем больше она жалела птицу, тем сильнее текла кровь из ее груди, тем тяжелее она волочила свои крылья по земле. По мере выражения этих чувств и сама клиентка все больше сникала, явно погружаясь в депрессивное состояние.

Тогда я предложил ей сказать этой птице, что она больше не будет ее жалеть, а разрешает ей быть сильной, здоровой и летать. Рана на груди птицы стала заживать, она уже более твердо могла идти по земле, а после нескольких мысленных повторений этой фразы, птица вдруг взлетела, оторвавшись от края пропасти.

«Как это прекрасно! - с восхищением произнесла клиентка, - Как мне стало хорошо!» Она почувствовала себя гораздо лучше, ее депрессия куда-то исчезла. Она поняла, что может быть свободной и хорошо себя чувствовать, несмотря на поведение мужа. История эта продолжалась еще долго, но в итоге муж вернулся к жене.

На этом примере можно ясно увидеть, как культивирование жалости приводит к депрессии, а переход к опоре на собственные силы позволяет достичь успеха. Разрешение достигать успеха и быть счастливым - это и есть проявление настоящей любви вместо жалости.

Беда состоит еще и в том, что люди стыдятся своего счастья, они боятся, что за это им придется отвечать, что другие люди позавидуют или им самим будет стыдно перед другими, которые живут хуже и несчастнее. Они считают, что если они будут хорошими и счастливыми, то это можно потерять, а тогда будет особенно больно и обидно, поэтому лучше жить прямо сейчас плохо или плоховато, но иметь перспективу к улучшению в будущем, но это когда-нибудь…

Терапевт учит клиента духовному принципу разрешения самому себе счастья и успеха вместо жалости и уныния.

психосоматика, образы, психика, аналитически-действенная терапия, эмоции, Линде Н.Д., энергия, бессознательное, психологическая проблема

Previous post Next post
Up