Линде Н.Д"Гнев и его коррекция в эмоционально-образной терапии"(продолжение).

Jun 02, 2012 02:23

  1. Модель гнева как компенсации чувства неполноценности. 
    Из теории А.Адлера следует, что агрессия может пробуждаться в результате комплекса неполноценности, когда человек не




находит других способов достижения чувства престижа. Реально, или в своем воображении, униженные люди могут очень злиться, только гнев и агрессия, как они думают, могут помочь им исправить положение. Например, бедные люди могут ненавидеть богатых и их гнев питает бунты и революции, а женщина, считающая себя некрасивой, может злиться на всех, кто красивее ее, как она считает и т.д. Гнев, ощущающего неполноценность человека, может направляться и «не по адресу», а на весь мир или на тех, кто, как ему кажется, стоит на его пути к достижению престижа и т.д. Например, мужчина, чувствующий себя неполноценным в данном качестве, может злиться на всех женщин и оскорбляться по поводу малейшей критики от них в свой адрес, одновременно он может злиться на самого себя до такой степени, что это приводит к тем или иным сексуальным расстройствам.

Пример. Молодая девушка проявляла сильнейший гнев по отношению к мужу, ненавидела преподавателей в медицинском училище, в котором училась. Она производила странное впечатление: была плохо одета,  небрежно причесана, сутулилась, лицо невыразительное, серое, с трудом шла на контакт, можно было подумать, что у нее низкий культурный уровень. На второй сеанс она не пришла, вместо нее появилась ее мама. Контраст между мамой и дочкой был просто поразителен: мама была ничуть не скована в общении, говорила легко, выразительно и даже остроумно, она была, как говориться, интересной женщиной, сидела прямо, нога на ногу, со вкусом одета, с хорошей прической и т.д. Трудно было представить, что вчера на приеме была ее дочь.

Из ее рассказа стало понятно, что дочь с малых лет, чувствовала себя хуже своей мамы. Она завидовала маме, что та нравится многим мужчинам, сама же не умела общаться с мальчиками и злилась на них. Как мама не старалась приучить ее одеваться, причесываться, следить за собой - результат был прямо противоположный. «Оденет, мне на зло, нелепый свитер, причесываться не хочет...» - сетовала она, - «Я довела ее до 6 класса музыкальной школы. А потом случайно подсмотрела как та занимается музыкой: играет, играет Чайковского, потом остановится и как плюнет на ноты! И т.д. Поэтому я прекратила эти занятия».

Поучилось, что комплекс неполноценности перед мамой как красивой женщиной (этому были еще многие доказательства) породил в девочке протест и озлобленность, которая выливалась, прежде всего, на мужчин и других персонажей (преподавателей), которые не могли дать ей удовлетворения ее поврежденного чувства престижа.

6. Гнев как средство подавления нежелательных влечений

Гнев может использоваться для того, чтобы преодолеть свои собственные влечения, которые представляются опасными или недопустимыми. Например, мужчина может злиться на хорошеньких девушек именно потому, что они ему нравятся, он может приписывать им различные порочные качества, и придираться к ним по мелким поводам. Имплозивный гнев может использоваться для подавления собственных сексуальных желаний или неприемлемых чувств. Также он может использоваться, если человек считает, что он не соответствует своим собственным амбициям и другим требованиям к самому себе. Поэтому чувство вины можно интерпретировать как разновидность имплозивного гнева, а обиды и обвинения как разновидность эксплозивного гнева.

Пример. Девушка считала, что никто ее никогда не полюбит, потому что она некрасива. Ей рассказали, что когда она родилась, то отец сказал, что «такое некрасивое и толстоногое существо нельзя назвать его любимым именем...», ее назвали иначе. Отец и позже не проявлял к ней ласки и внимания. В юности ее постигла неудача в любви, после чего она впала в депрессию.

В ней было много гнева, который она приписывала всему миру, всем людям, которые как она считала, плохо к ней относились. Образ ее гнева был похож либо на рой  гудящих пчел, либо на множество хирургических инструментов, готовых ее разрезать. Чтобы проявить истинный смысл этих представлений, я предложил ей для эксперимента подумать о чем-то сексуальном. Она заявила, что даже подумать об этом не может. Тогда я предложил, чтобы ее мысли хотя бы «подплыли» к этой теме, при этом надо было проследить, что произойдет с воображаемыми пчелами. Она ответила, что тогда пчелы гудят сильнее и вот-вот набросятся на нее. Я спросил:
  • Как ты думаешь, какой отсюда следует вывод?
  • (С выражением упрямства). Не знаю.
  • А если подумать?
  • ... Не знаю.

Тот же результат повторился с образом хирургических инструментов. Я снова спросил, какой отсюда следует вывод? Опять упрямое молчание.
  • Но если, агрессия к тебе усиливается при приближении к теме сексуальности, то как ты это объяснишь? Ты же весьма умная девушка...
  • (С трудом). Ну, значит, я использую свою агрессию против себя, чтобы подавить свою сексуальность.
  • Поздравляю! Ты проявила большое мужество и сделала верный вывод. Можно я пожму твою руку?

Она протянула мне руку, которая оказалась совершенно мокрой от стресса, пережитого при таком признании. Это была только маленькая победа на пути длительной терапии. Сейчас она замужем.

7. Гнев как протест против опасных родительских предписаний.

Родители иногда дают своим детям сильные негативные предписания (или директивы), принятие которых для ребенка смертельно опасно. К ним относится предписание «не живи». Например: «Как только ты родился, начались сплошные неприятности», «Лучше один раз отплакать над твоей могилкой, чем всю жизнь с тобой мучаться», «Просто убила бы тебя!», «Завтра сдам тебя в детский дом. Вчера не сдала, а завтра сдам, и буду жить весело» и т.д.

Также очень опасно предписание «не будь самим собой»: «Ты полный идиот», «По тебе же тюрьма плачет», «Ты никуда не годишься и ничего из тебя не получится», «Не знаю, в кого ты такой урод уродился» и т.д. Подобные указания, если ребенок получает их достаточно часто и с соответствующим эмоциональным подкреплением, могут привести его к самоубийству или в сумасшедший дом.

Чтобы не принять их, ребенок часто приходит к решению протестовать против них с помощью гнева. Гнев таких детей может быть направлен как на родителей, так и на учителей, на весь мир или на самих себя. Вырастая, они все равно продолжают злиться, и это имеет много последствий для их жизни и для окружающих людей. Эту тему мы затрагивали в главе, посвященной депрессии (см. выше), мятежное решение может сочетаться со скрытым суицидальным решением, приводящим к депрессии. Мятежники хотят опровергнуть всех на свете родителей, хотят привести своих родителей к раскаянию, но при этом парадоксально стремятся к ранней смерти.

В работе с подобными случаями, прежде всего, следует помочь клиенту осознать истинный источник его озлобленности и, преодолев негативное родительское предписание, создать новый, позитивный, сценарий своей жизни. Мятежнику следует помочь отказаться от пренебрежения своей собственной жизнью и желания привести своего родителя к раскаянию, ему надо стать родителем самому себе.
8. Гнев как результат ранней травмы

В ряде случаев первоисточник гнева может быть скрыт в самых ранних переживаниях ребенка, связанных с историей его рождения. Он мог пережить очень сильную психологическую травму, ответственность за которую он бессознательно возложил на свою мать. Поэтому он может испытывать гнев или обиду по отношению к матери (маловероятно, чтобы по отношению к другим людям). Этот гнев в силу законов переноса и проекции может влиять на взаимоотношения и с другими людьми.

Пример. На одном из занятий моего кружка, женщина, обычно весьма активная, явно была не в состоянии включиться в работу. Я спросил ее, что с ней происходит.

- Не обращайте внимания. У меня это всегда перед днем рождения. - сказала она. - А в день рождения мне обычно скорую вызывают. Вот смотрите, - она закатала рукав, - я вся в таких больших розовых пятнах. Это происходит каждый раз, и никакие врачи и экстрасенсы не могли мне помочь.

Я попросил ее сесть в центр круга и описать свое состояние.

- У меня такое чувство, что сейчас я потеряю сознание. Мне трудно дышать и такое ощущение, что кости черепа зашли друг за друга, голова сдавлена.

Нам стало очевидно, что это типичная картина застревания ребенка в родовом канале.
  • Что тебе в данный момент хочется? - спросил я.
  • Чтобы кто-то потянул меня за голову...

Все совсем стало понятно, поэтому так мы и поступили, несколько раз подряд, очень аккуратно и медленно то один член кружка, то другой тянул ее за голову, помогая пройти воображаемый родовой канал. Она двигалась, согнувшись, за тянущим ее, пока не наступало ощущение выхода, освобождения. После каждого прохода ей становилось лучше, но кульминация произошла только на пятый раз, когда, пройдя примерно 5 метров за ведущим, она неожиданно глубоко, и с явным облегчением, вздохнула, руки ее свободно повисли и, блаженно закрыв глаза, она легла головой на плечо ведущей.

Мы, конечно, накрыли ее одеялом, и ждали того момента, когда она откроет глаза, чтобы посмотреть ей в глаза с нежностью и любовью. Минуты через две она открыла глаза - они сияли счастьем и покоем. Головная боль и удушье полностью прошли. Все члены группы подошли к ней, ласково посмотрели ей в глаза, и прикоснулись к ее телу, чтобы она ощутила, что ее принимают в этом мире.

Прошла неделя... На следующем занятии (признаюсь, я с нетерпением ждал результатов прошлой работы) эта женщина сияла «как новенькая». Она сказала, что день рождения прошел без всяких эксцессов, и она чувствует себя прекрасно, даже пятна на теле почти исчезли. Но самое интересное, что улучшились отношения с ее мамой. Как она сказала, раньше она просто ненавидела ее, а теперь стала относиться к ней совершенно спокойно: человек как человек...

Таким образом, оказывается, ребенок мог помнить травму своего рождения и ненавидеть за это свою мать.

После этого случая я сталкивался неоднократно с похожими историями. Например, встречаю в своем институте молодого сотрудника, с которым мы общались по-дружески. Вижу, что его голова явно сдавлена мышечным спазмом.
  • Как, - спрашиваю, - проходили твои роды?
  • Мама говорила - ужасно.
  • А день рождения?...
  • Самый ужасный день в году!
  • А отношения с мамой?
  • Очень сложные... И вообще всю жизнь как будто продираюсь сквозь тайгу, другие вот как-то легко...
  • Есть такая теория: как рождался, так и жить будешь! Но можно помочь...
  • Спасибо, я уж как ни будь сам...


Мы не можем утверждать однозначно, что травма рождения всегда вызывает нарушения отношений с матерью, но она может послужить причиной этого. Поэтому пока не установлена и не скорректирована истинная причина, другие методы, скажем, поведенческие будут неэффективны.

Пример 2. Студентка обсуждала со мной проблему своей обиды на мать, она считала, что мама постоянно давит на нее. Психолог предложил ей представить, на что похожа ее обида.  Она представилась студентке в образе маленького коричневого ребенка с большой головой. Последняя была в недоумении по этому поводу, но почувствовала, что ей стало просто физически плохо. Этот ребенок сам был глубоко обижен, причем на нее. Я предложил представить, на что похожа обида ребенка. Ответ был очень неожиданным: обида ребенка выглядела как прекрасный молочно-сияющий замок, который затем превратился в бутылочку с молоком. Выяснилось, что мама родила ее семимесячной, и у мамы не было молока!..

Я предложил студентке кормить этого ребенка молоком из бутылочки и в ходе этого кормления образ ребенка постепенно рос, пока не превратился в нее саму. После чего психолог предложил студентке принять этот образ как часть своей личности. В результате вся обида студентки на мать прошла,  ее эмоциональное состояние, вначале подавленное, стало таким, что ей захотелось просто плясать от радости.

Понятно, что в случаях такого рода следует проводить работу, символически снимающую первичную фрустрацию. Это может быть реальное, как в первом примере, или воображаемое действие, как во втором. При этом клиент оказывается глубоко погруженным в первичную проблемную ситуацию, поэтому символическое решение становится завершением старого незаконченного гештальта, который отныне перестает существовать и влиять на жизнь индивида.

9. Гнев как средство защиты слабой части личности.

Гнев, как указывалось выше, служит, прежде всего, защитным функциям. Он помогает в тех ситуациях, когда личность испытывает трудности в обычном, спокойном и рациональном решении проблемы. Мы уже говорили, что если это ситуации экстраординарные, когда гнев является, по сути, единственным способом преодоления фрустрации, то он необходим и оправдан. Хотя, оговоримся, что практически в любых ситуациях, если подумать, может быть найден альтернативный выход. Однако, в тех случаях, когда человек проявляет гнев, когда в нем нет необходимости, возникает подозрение, что у него отсутствуют навыки нормального и уверенного решения проблем. Следовательно, какая-то часть его личности ощущает свою беспомощность при столкновении с определенными трудностями, она недостаточно развита и продуцирует гнев для компенсации своей недостаточности. Как писал еще Ф.Перлз [12] ярость является оборотной стороной беспомощности, он считал, что все убийства происходят от беспомощности.

Значит, если изначально слабая часть личности будет достаточно развита, чтобы решать проблемы без привлечения гнева, то необходимость в гневе отпадет сама собой. Беда состоит в том, что индивид обычно убежден, что иных способов решения его проблем не существует. Поэтому одним из способов устранения гнева является выработка навыков уверенного поведения [12], которые успешно развиваются в рамках бихевиористски ориентированной психотерапии.

Другой способ, позволяющий порой быстро и радикально решать такие проблемы, развивается в рамках эмоционально-образной терапии [7]. Клиенту предлагается представить как образ своей гневной части, так и той слабой части, которую он защищает с помощью гнева. После чего ему предлагается перебросить всю энергию (или акции) гнева на рост и развитие слабой части. Обычно гневная часть представляется какими-то большим, черным и колючим объектом, а слабая - маленьким, светлым и нежным. В результате такой конверсии энергии (обговаривается, что энергия возвращается слабой части в позитивной форме), слабая часть растет и усиливается, не теряя своего качества доброты, а гневная часть исчезает или также становится доброй. Бывшая слабая часть становится способной решать те задачи, которые ранее были для нее недоступны, гнев более не нужен.

Пример. Молодому человеку изменила девушка, он любил ее и был очень оскорблен, тем более, что это стало известно всем в его родном дворе. Он был полон злости, которая была готова в любой момент взорваться и разнести все вокруг. Он сумел простить свою девушку, но избил своего соперника. Тем не менее, все еще не мог справиться с ненавистью, которая переполняла его, и была направлена как бы против всех: «Не трогайте меня!» Эта ненависть была похожа на тяжелое черное ядро, которое несло в себе заряд невероятной мощности. Я попросил его представить ту часть своей личности, которую он защищал с помощью этой ненависти. Это было маленькое растение, очень нежное и доброе, как будто из белого мела. Я предложил ему отдать всю энергию ненависти (конечно, вернув ей позитивную форму) этому растению на его рост и развитие. Он сосредоточился, несколько минут мысленно работал, и у него получилось. Маленький росток превратился в могучий куст, а энергия ненависти полностью исчезла. Я предложил молодому человеку соединиться в одно целое с этим кустом, он сделал это и ощутил необыкновенный прилив сил, какую-то ментоловую прохладу во всем теле. Теперь он взглянул на свою жизненную ситуацию совершенно иначе, он снисходительно относился к своему врагу, даже жалел его, ведь тот был примитивным и злым человеком. Свою девушку он просто любил и не был зол на нее, он чувствовал способность общаться с людьми и его внутренний конфликт исчез, в нем больше не было взрывного материала.

Позднее он говорил мне, что его жизнь поделилась как бы на две половины: до этого сеанса, и после, то есть этот результат способствовал его личностному росту.

Методы работы с гневом

Суммируем некоторые приемы для работы с проблемой гнева.
  1. Работа на осознание основных источников и целей гнева. То есть это: фамильный гнев, гнев для достижения цели, гнев как спусковой крючок, гнев как перенос и т.д.
  2. Отделение себя от семейного гнева, безопасное выражение гнева (отреагирование), получение удовольствия от гнева.
  3. Решение первичной проблемы, чаще всего идущей из детства. Это в случае переноса, комплекса неполноценности, подавления чувств или родительских предписаний.
  4. Обучение клиента методам релаксации и принципам и навыкам уверенного поведения. Эти методы применяются в рамках бихевиористской терапии, для более подробного знакомства следует обратиться к дополнительной литературе.
  5. Конверсия (или перевод) энергии гнева в энергию роста и развития слабой части личности, которая нуждается в защите
  6. Методы когнитивной терапии, которые состоят в том, чтобы проанализировать те мысли, которые приводят к реакциям гнева и заменить их на адекватные и адаптивные мысли .


эмоционально - образная терапия, условия для роста, бессознательное, родительские предписания, сценарные решения, гнев, Линде Н.Д.

Previous post Next post
Up