Эмоционально-образная терапия и магия. В чем разница?(2)

Aug 28, 2020 00:46


Автор Линде Н.Д.Продолжение
Мой друг, солидный психотерапевт, не буду его называть, постоянно спрашивал меня: «Какой образ ты им (то есть клиентам) задаешь?» Я отвечал, что никакого образа я им не задаю, а он сам возникает. Он на время успокаивался, а потом опять: «Какой образ ты им задаешь?» Да никакого! Видимо, в крови у нас уже Павловский и гипнотический подход, теория отражения, теория интериоризации Выготского... Только типа можно извне - внутрь! На Западе, кстати, также. А мы вот придумали как изнутри - наружу, и это принесло успех!
Если клиент освободился от эмоциональной зависимости, потому что забрал свои эмоциональные инвестиции, мы ему как раз предлагаем для проверки представить образ своего любимого, и спрашиваем, что он чувствует. К удивлению самого клиента, он подтверждает, что уже не страдает, и может отпустить возлюбленного, что и делает: «Прощай, желаю счастья в личной жизни!» Образ совсем исчезает. А ведь по прежней логике, если образ любимого вновь представлен, он должен автоматически вызвать любовь снова! Но это не так! Нет автоматического соответствия между образом и чувством!!!
Вот еще свежий успех (разрешение на публикацию от клиента получено).
Пример. «Игла под юбкой»
Молодой человек на мастер классе, перед самым его концом попросился на «горячий стул» по поводу хронической болезни щитовидной железы. Узлы на его щитовидной железе были видны визуально без всякого УЗИ. Он чувствовал это примерно, как угрозу и давление. Я предложил ему представить образ этого чувства на стуле перед собой (как мы всегда и делаем). Он сказал, что это нечто темное и сдавленное. Я предложил ему пересесть на этот стул и стать «этим». В этом положении он почувствовал давление и ему захотелось поднять руки, чтобы защититься от нападения. Нападающий образ - это была круглая колючка, со многими шипами.
Колючка сообщала ему, что он плохой, причем плохой как бы «по всем параметрам и во всем». После нескольких вопросов выяснилось, что так вела себя мама клиента, которая развелась с его отцом, и постоянно критиковала сына. «Еще не успел проснуться, а она уже стоит у двери и критикует за все сразу!» После того, как по нашему предложению, молодой человек парадоксально сказал колючке, что она хорошая, та превратилась в воланчик, под юбкой которого была спрятана стальная игла. Юбка окончательно объяснила нам, что это женщина, а игла всегда символизирует критику. Таким образом, анализируя спонтанный образ мы пришли к раскрытию истинного внутреннего конфликта клиента, который интроецировал материнскую критику, несмотря на то, что был ей недоволен.
После этого стало ясно, что необходимо избавить клиента от постоянного ощущения нападения и критики, которое уже всегда было с ним, даже, если мама отсутствовала. Здесь в ЭОТ есть целый набор воздействий, которые вроде бы направлены на работу с образом, но на самом деле, ориентированы на изменение самого клиента. Чтобы освободить клиента от избыточной и необоснованной критики (проверено), можно сказать образу колючки:
«Мама, твой сын уже вырос, и у него своя голова на плечах».
«Мама, я разрешаю тебе самой соответствовать своим требованиям».
«Мама, я не несу ответственности за ваши отношения с отцом».
«Мама, я не виноват, что я у вас родился и в чем-то помешал тебе, это вы с папой делали».
«Мама, я - это я, а ты - это ты. И я пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям и требованиям».
«Мама, я возвращаю тебе всю твою критику и твои требования, они мне не нужны».
«Мама, я разрешаю тебе самой стать счастливой и одобрять саму себя».
«Мама, я не принимаю твои предписания и тот ущерб, который они мне причинили».
Воздействие подбирается вместе с клиентом, можно опробовать разные техники. Суть не в технике, а в том, что клиент может обрести внутреннюю избавление и защиту от прошлых материнских воздействий. То есть это не внушение, а избавление от материнских внушений, АНТИГИПНОЗ! АНТИМАГИЯ!
Реальной матери никто ничего не говорит! Это работа внутри психического мира самого клиента, решение его внутреннего конфликта с интроектом (т.е. принятой без критической переработки модели) матери. Понятно, что если клиент «победит» этот интроект, то и реальная мать не сможет уже его задеть, потому что он не примет и ее новую критику, он в принципе будет от нее защищен.
После того, как клиент много раз повторил одну или несколько подобных фраз он почувствовал некоторое ослабление давления в области щитовидной железы. Но чего-то не хватало. Игла не исчезала.
Тогда мы предложили еще один прием. Поскольку в игле, которой колола мама своего сына, явно содержалось много злости, мы предложили маме высвободить свои чувства, спрятанные в игле. Еще раз обращаем ваше внимание, что воланчик и игла, это образы клиента, и внутри иглы находится принятая и интроецированная мамина агрессия, но клиент может этой энергией распоряжаться, поскольку она на данный момент точно принадлежит ему.
Когда он разрешил игле высвободить свои чувства, игла растаяла и превратилась в лужицу серебристой энергии, которая бурлила и шипела. Клиент воспринимал ее как ядовитую! Тогда мы предложили еще раз повторить, что разрешаем маме отпустить эту энергию, и серебристая лужица с шипением постепенно испарилась. После этого молодой человек ощутил явное облегчение в области щитовидной железы, ему стало проще дышать, шея выпрямилась, цвет кожи посветлел, глаза стали менее выпуклыми…
Остался только воланчик, и молодой человек забеспокоился, что с ним делать. Поскольку этот воланчик явно символизировал маму (юбка), то мы предложили вернуть его маме, как уже не нужный ему интроект, что и было сделано. После этого представление образа реальной мамы не вызвало негативных переживаний. На следующий день, по телефону, молодой человек подтвердил, что ему стало значительно лучше, конечно, окончательного выздоровления не произошло, но он понимает, как ему двигаться дальше.
Чем отличаются наши действия от магии? Читатель может и сам догадаться, но все-таки скажу. Во-первых, мы не воздействовали ни на кого другого, кроме самого клиента. Во-вторых, он сам осуществлял эти действия добровольно. В-третьих, мы сначала с очевидностью выявили все «силовые линии», кто и что кому делает. В-четвертых, клиент все осознал и подтвердил воспоминаниями из прошлого. В-пятых, воздействия были гуманными, не причиняющими никому вреда. В-шестых, воздействия были психологическими, а не силовыми и не разрушительными. В-седьмых, воздействия были экологически и морально адекватными и справедливыми, защищающими естественные права личности и восстанавливающими его автономию. Они были основаны на теории и прошлом опыте, которые подтверждали, что, по крайней мере, некоторые заболевания щитовидной железы связаны с подавлением личности клиента, с блокированием его самостоятельной активности.
Это подтверждается, например, другим случаем работы с заболеванием щитовидной железы, ранее уже приводившемся нами.
Пример. «Удушающая щитовидка»
Одна моя ученица обратилась по поводу нарушений работы щитовидной железы. Нарушения начались еще в юношеском возрасте, лет в 16. Сейчас ей было около 50 лет, у нее даже образовался зоб. Ощущения стали уже невыносимыми, как будто ее что-то душит в этой области. Она уже думала об операции.
Я спросил, а не было ли чего-то такого в действительности, то есть не душил ли кто-то ее реально когда-то? Оказалось, что это было в ее жизни, и именно после этого инцидента проявилось нарушение работы «щитовидки». Дело было в том, что ее мать, властная и скандальная, развелась с отцом, который обладал мягким характером. Они стали жить раздельно, и моя клиентка, которая очень любила отца и имела напряженные, скажем так, отношения с матерью, переехала жить к отцу. В результате мать подговорила вторую дочь, то есть сестру клиентки, они подстерегли девушку в саду около школы, она училась тогда в 9-м или в 10-м классе. Они набросились на нее и стали душить за то, что она ушла к отцу. В результате девушка сдалась и вернулась жить к матери и терпела от нее постоянные притеснения и унижения. С тех пор нарушилась работа ее щитовидной железы.
Я выразил свое изумление по поводу того, что она сдалась и подчинилась насилию, но сейчас я понимаю, что молодая девушка была слишком напугана такой агрессией матери, испугалась за свою жизнь, и ее воля была раздавлена. Но я решил провести отказ от этого решения и сделать так, чтобы хоть задним числом, но клиентка отказалась принимать такое насилие со стороны матери. В настоящее время ей ничего не угрожало, она жила с мужем, у нее было двое взрослых детей.
Клиентка была потрясена тем, что она имеет право не подчиняться матери. Мне пришлось разъяснить, что с моральной стороны мать совершенно неправа, а клиентка была и осталась свободным человеком. После чего она провела процедуру вежливого отказа принимать от матери того зла и насилия, которое было матерью же причинено. Клиентка также отказалась ей подчиняться и выразила в воображении мнение, что она имеет право жить с отцом, а не с матерью, если хочет. Она увидела, что мать и сестра перестали ее душить и ушли, тут же ощущение сегодняшнего удушья полностью прошло. Работа еще продолжалась, но это уже было доработкой деталей. Весь сеанс длился один час, и в конце сеанса зоб у клиентки исчез! Что вообще было воспринято мною как чудо, и я сам спрашивал, а может быть его и не было? Показалось? Но клиентка подтвердила, что был. Операцию она делать не стала. Долгое время она почему-то все не могла сделать анализы на гормоны щитовидной железы. Но через год она их сделала, и анализы оказались совершенно нормальными. Также она прошла исследование УЗИ, и не было обнаружено никаких узелков в щитовидке или других нарушений. Зоб уже не вернулся…
О чем говорят эти случаи (есть, конечно, и другие, аналогичные)? О том, что психосоматические проблемы могут вызываться столкновением эмоциональных «потоков» внутри личности. Что для гармонизации этих «потоков» (или психодинамических сил) нет необходимости колдовать, призывать помощь высших сил, подавлять кого-то или что-то, уничтожать какой-то образ, а тем более кого-то через образ, уничтожать часть своей личности через образ. Можно через работу с образами «развести» эти силы, гармонизировать их и провести в жизнь экологически верное и позитивное решение, приводящее к выздоровлению.
Однако, некоторые психологи и психотерапевты реализуют совершенно другую стратегию, и даже считают, что используют при этом метод ЭОТ. Вот примеры. Не буду называть имена, потому что пишу не для того, чтобы дискредитировать авторов, а, чтобы объяснить принципы ЭОТ.
Например, для того, чтобы освободить девушку от эмоциональной зависимости от женатого мужчины, с которым у нее была связь. Терапевт предложил ей представить то, что зависимость создает. Она представила паука и паутину. Понятно, что паук символизировал того самого мужчину, образ паука практически всегда означает мужчину. Сначала у нее родилась идея порвать паутину, но терапевт логично заметил, что паук сможет сплести новую. Тогда девушка решила раздавить паука, что она и сделала при согласии терапевта. Почему-то она обессилела (это не объясняется автором), но он заключает, что она избавилась от зависимости. Не понятно, впрочем, на каком основании он это заключает.
Рассмотрим, что она на самом деле совершила. Она убила в облике паука своего любимого человека! Пусть это было символическое убийство, но все-таки убийство. Вместе с любимым она раздавила и свою собственную любовь! Естественно она обессилила, она «наступила на горло собственной песне». Она вместо освобождения получила депрессивное состояние, потому что подавила собственные сильнейшие чувства. Она же не вернула себе эти чувства. Она пошла против них и победила. Но какой ценой! Чувства же были отданы этому пауку, они там и остались, только «раздавленные». Плюс она должна была испытать и чувство вины за убийство любимого и своей любви. Ручаюсь, что, если она встретила бы его назавтра после такой терапии, чувства вспыхнули бы в ней снова. Мы об этом не знаем.
Но в ЭОТ мы применяем специальную проверку для того, чтобы убедиться в эффективности терапии. Мы предлагаем увидеть своего возлюбленного и сказать ему: «Прощай, желаю счастья в личной жизни!» Если клиент может это легко сказать, а образ любимого удалится и растает, а клиент почувствует полное спокойствие и освобождение, то это будет свидетельством успешной и законченной терапии. Но, главное, перед этим мы помогаем клиенту вернуть свои чувства и даже части личности, отданные возлюбленному. (Как это делать описано в других статьях). Только это дает реальное освобождение, тогда и огромные ресурсы возвращаются к клиенту, тогда ему есть, что вложить в случае создания новых отношений, иначе он испытает опустошение и безнадежность.
Другой пример из книги того же автора. Случай работы с диабетом. Девушка представляет образ, который связанный с ее болезнью. Это почему-то пчелка, которая не пускает ее к меду. Пчелку они тоже почему-то раздавили. Уж пчелку-то за что? Когда пчелку раздавили, весь мед с поляны оказался принадлежащим клиентке. А это почему? И зачем человеку, больному диабетом нужен еще мед? У него и так слишком много сахара в крови! Логика не понятна. Какая теория лежит в основе такой работы? Типа ребенку не хватает сладости в жизни, поэтому он вырабатывает сахар в крови? А кто такая пчелка? Это мама? Маму раздавили? Или кого-то еще? По смыслу образа: пчелка - женщина-трудяга, добывающая еду для семьи, но способная ужалить врага. За что ее раздавили, и как это может помочь диабетику? Возможно это образ матери, которая не давала ребенку меда (то есть любви), а вместо этого жалила ее, то есть давала предписание «не живи». Может быть… Но это не было установлено. И разве раздавить ее в воображении может помочь клиентке?
Результат не известен, нет ничего о факте выздоровления. Да очевидно, что улучшения не было, иначе это была бы мировая сенсация. У меня совершенно другие данные о психологических причинах диабета, неожиданные. Но я не могу об этом говорить, потому что в моей практике было всего два случая, и они не доказаны, хотя содержание сахара в крови уменьшилось. Во всех случаях этим автором не приводится никакого объяснения действий и никакого анализа проблемы. Где-то автор даже прямо говорит о необходимости магии в психологии. Мы прямо противоположного мнения. Это и отличает магию от психологии, магия - произвол, а психология - обоснованные анализом и теорией гуманные действия, проверка результатов.
Вот пример из книги другого авторитетного психотерапевта.
«В психотерапии психосоматических заболеваний особенно важно научить пациента переживать и выражать свои агрессивные чувства - в том числе по отношению к близким людям и психотерапевту. Так в танцевальной психотерапии этому, например, служит древний хороводный «Танец Св. Георга», в котором стоящие в хороводе пациенты «убивают» воображаемым копьем представляемого в центре круга дракона (змея, таракана, противника, болезнь). При этом, благодаря эффекту групповой динамики, снимается значительная часть груза чувства вины, который распределяется между участниками танца - танцующие идут под веселую музыку по кругу и радуются, что «убили» дракона».
Вот это что такое?! Магия племени Вуду под видом психотерапии? Может быть будем еще создавать фигурки из воска и пронзать их иголками, как в фильме «Иствикские ведьмы»? Кроме того, образ дракона - это 100% образ разгневанного внутреннего Ребенка, смотрите, выше, мой пример про зеленого дракона, но это пример не единственный. Получается, что хоровод пациентов убивает под веселую музыку своих внутренних, пусть и мятежных, детей? Браво! Один психиатр решил похвастаться моей ученице, мы тоже, дескать используем метод ЭОТ. Он рассказал, как работал с подростком, предложил тому нарисовать, что его мучает, это оказался страшный дракон! Тогда они порвали этот рисунок и вместе с парнем спустили его в унитаз! Типа это помогло клиенту. Психиатр был горд своими достижениями. Какое же у него было разочарование и тусклый вид, когда моя ученица объяснила ему, что они порвали и спустили в унитаз Внутреннего Ребенка его клиента! Как он потом будет парню это объяснять?
А змей, таракан, противник, болезнь - это что? Не знаете? А что делаете? Даже болезнь - это скорее всего часть личности клиента, зачем же убивать, да еще под веселую песенку? А если в образе болезни будет представлен другой человек, то можно будет протыкать воображаемым копьем? Вреда, конечно, ему скорее всего не будет… А польза кому, и почему она будет? Если отношения с данным человеком влияют на здоровье пациента, это не значит, что тыкание в него копьем улучшит эти отношения. Может надо разобраться? Может быть надо простить, помириться, осознать собственные ошибки, просто отпустить, или перестать воспринимать его критику, как в нашем примере про щитовидную железу?
Кроме того, откуда вот такое убеждение: «В психотерапии психосоматических заболеваний особенно важно научить пациента переживать и выражать свои агрессивные чувства - в том числе по отношению к близким людям и психотерапевту»? Я обращаю на это особое внимание, поскольку уже неоднократно сталкивался с тем, что по просторам нашей Родины катятся семинары, на которых людей учат выражать свой гнев открыто и громко! Крики и вопли обучаемых иногда просто шокируют мирно медитирующих в соседних аудиториях. И в чем польза? Один российский священник! признался мне, что стал кричать на свою жену, после того как прошел подобный семинар. А причина его агрессии коренилась в детском опыте, у него был очень вспыльчивый отец. Когда проблему с отцом решили, он перестал агрессию не только проявлять, но и испытывать. Это может быть плохо? с точки зрения западной психологии? Но разве наша цель не состоит в том, чтобы сделать людей более мирными и толерантными? Тогда необходимо не приучать их проявлять гнев без толку, а находить причину гнева и устранять ее. Смотрите мою статью про работу с гневом https://www.b17.ru/article/97578/. Лечить гнев с помощью выражения гнева, убивать дракона в себе, это все равно, что бороться со сталинизмом сталинскими методами. Все равно, что заливать пожар керосином. Отреагирование гнева возможно, но это служебная, а не основная техника, применяемая локально и адресно. Большего и более устойчивого результата можно добиться простыми и добрыми методами. Например, можно гладить дракона и говорить ему, что он хороший, а не изгонять его, и не протыкать копьем, и не рычать как зверь, не «пылкать» огнем в воображении и т.д.
Но магия в основном предполагает агрессивные действия, потому что вся теория магии состоит в том, что кто-то другой нападает на клиента, обязательно есть внешний агент, которого надо победить. Есть «зло», материализовавшееся в болезни, а болезнь и есть это зло, которое надо уничтожить. А еще есть другая теория, которая сводится к тому, что мечты сбываются. Поэтому нужно только сильно хотеть, упорно добиваться, и все сбудется. Может быть и сбудется, может вы действительно миллион долларов получите «с неба», но станете ли вы счастливы, если ваш внутренний ребенок останется несчастным, а прощание с потерей любви неосуществленным?
Еще один автор предлагает совершенно фантастическую концепцию происхождения фобий. Его клиент «видит» как откуда-то на его голову сыплется черный порошок. Когда этот порошок «по центральному каналу» просыпается до солнечного сплетения, то возникает фобия. Мысленное удаление этого порошка из тела избавляет от фобии. Такая смехотворная модель является основой «магических» действий вытеснения. Похоже он не читал психоаналитическую теорию защит. Защита может временно избавить клиента от проблемы, но не решить ее. Отсутствует интерпретация «черного порошка». Что это такое? Об этом необходимо говорить с самим клиентом, но, скорее всего, либо это может быть символом жизненных неприятностей, которые сыплются ему на голову, либо раздражения, которое он испытывает по поводу поведения окружающих людей. У автора нет понимания и того, какие чувства концентрируются в солнечном сплетении. Это показал еще Вильгельм Райх, а я убедился в его правоте десятки раз! В солнечном сплетении люди подавляют гнев, злость! Поэтому похоже, действительно накапливается раздражение. Когда злости становится очень много, человек уже может пугаться собственной злости, сдерживать ее с помощью напряжения диафрагмы. И эта подавленная злость предстает перед ним в виде фобии. Он, возможно, уже не хочет иметь дела с теми людьми или ситуациями, которые вызывают у него раздражение, и начинает их бояться по принципу создания противоположного чувства для защиты от неприемлемого. Например, женщина, которая устала сидеть с детьми дома, испытывала желание убежать, поэтому она создала страх на транспорт, чтобы подавить исходное желание. К сожалению, у автора отсутствует всякий вразумительный анализ и обоснование предлагаемых «магических» действий.Продолжение следует...

ЭОТ Линде Н.Д., методы транформации образов, магия, методы работы ЭОТ, Линде Николай Дмитриевич

Previous post Next post
Up