Эмоционально-образная терапия и магия. В чем разница?

Aug 27, 2020 00:54


Автор Линде Н.Д.
Взято с сайта b17

От автора: Беспокойство, связанное со смешиванием психотерапии и магии, допускаемое не только в бытовом, но и профессиональном мышлении побудило меня написать эту статьюДолго я собирался написать на эту тему, и с внутренним волнением начинаю статью. Как уместить такую большую тему в статью? Но выхода нет, и несмотря на то, что у нас еще много материалов по данной теме, мы постарались сказать только самое главное. Дело в том, что многие люди, поверхностно ознакомившись с ЭОТ, стремятся поскорее вставить свое представление об этом методе в прокрустово ложе уже готовых убеждений. Приходится защищать границы нашего учения от попыток поглотить его и упростить, или обесценить и свести к уже известному. Причем, оказалось, что гораздо проще отмежеваться от соседних психотерапевтических школ, таких как гештальттерапия, символдрама, психоанализ, процессуальная психотерапия, нейро-лингвистическое программирование и т.д., но довольно сложно отделить себя от магических, шаманистских или экстрасенсорных и целительских учений. Многие связывают само название магии со словом образ (image), людям представляется, что реальное или мысленное воздействие на образ предмета или человека приводит к соответствующим изменениям в реальности.
Люди «покупаются» на кажущуюся простоту метода, им кажется: представил себе образ и делай с ним, что хочешь, и это сбудется! Так многие понимают наш метод, не потрудившись не только поучиться у нас, но даже, не прочитав ни одной нашей книги. Дело в том, что магические методы тем и привлекательны, что не надо долго думать и трудиться, а есть надежда получить что-то для себя по волшебству, «по щучьему велению, но своему хотению». Работает детское убеждение, что если что-то сделаешь в своем воображении, поведении или на рисунке, то так станет и в реальности. На этом основана и магия племени вуду. Например, изготавливается из воска фигурка другого человека, потом протыкается иголками, ломается или расплавляется на огне, что сопровождается пожеланиями болезней и бед данному человеку.
Совершающий такие действия «маг» считает, что по аналогии эти разрушения произойдут и в действительности у врага. А если в воображении разрушать образ своей болезни, то она тоже разрушится, потому что человек адресовал ей свою разрушительную энергию. Это вера в решение задачи по аналогии, по подобию. Вера в перенесение мыслей в реальность изоморфным способом (то есть образ переносится в реальность точно таким, как человек захотел). Поэтому люди инстинктивно избегают некоторых действий, чтобы они не воплотились в действительность. Например, нельзя крошки со стола сметать в руку, потому что будешь нищенствовать и голодать, подбирая крошки. Нельзя ходить с руками за спиной, так ходят арестанты, и ты можешь в тюрьму попасть! Наоборот, если ты думаешь что-то хорошее, например, все время думаешь про миллион долларов, то рано или поздно, но ты его получишь! Надо только постоянно и интенсивно об этом думать, представлять его, что уже им обладаешь, как в известной системе «Секрет».
На подобных представлениях строится система самовнушения Куэ и система аффирмаций Луизы Хэй, на этом строится известная система медитаций «Секрет», система настроев Сытина, эффект плацебо и многое другое. Думаю, самовнушение, как и другие методы саморегуляции, вполне может приносить пользу. Хотя, насколько мне известно, это никем статистически не доказано. Действительно, организм человека направлен на то, чтобы выполнять его команды, иначе наше тело мы и не могли бы использовать для работы и учебы. Поэтому образ здоровья и счастья, с которым человек идентифицируется, является «командой» для усиления этих качеств человека, что может влиять на его эмоциональное, а через эмоции - на физическое состояние. Представление же своей болезни может служить противоположной по смыслу командой. Однако, люди постоянно думают «о плохом», и ничего от этого с ними не происходит. Почему? Да потому что они думают о плохом только как о возможности, а не о том, что происходит с ними здесь и теперь. Они понимают, что это просто модель, а не реальность. Это просто образ, а не состояние тела. Точно также и позитивный образ не обладает достаточной степенью влияния на тело, если не будет принят как реальность. Поэтому в ЭОТ есть специальные процедуры соматизации положительного образа, принятия его в тело (т.е. идентификации с образом), оценки изменения состояния после принятия, выражения согласия клиента с этим состоянием. Тогда образ может стать «материальной силой», командой для исполнения.
В системах самовнушения применяется техника как будто уже все свершилось. Не изменившиеся чувства ведут образ, а образ принимается для закрепления чувств (как в ЭОТ), но, считается, что образ изменит чувства.  Но почему-то возможности самовнушения все-таки ограничены. Почему? Для начала кратко скажем, что самовнушение работает с симптомами, а не с их причинами. А магия работает вообще не с проблемами, а с внешними обстоятельствами. Эти тезисы мы будем подробно раскрывать далее.
Система самовнушений породила и некоторые «ветром носимые» заблуждения. Почти все наши слушатели убеждены, что наше бессознательное не слышит частицы «нет», поэтому все формулировки, произносимые человеком для самого себя не должны содержать данной роковой частицы. Потому что когда человек говорит «я не болен», то считается, что частица «не» пропадает, и человек слышит «я болен», что является вредным самовнушением и он заболевает еще сильнее. Действительно, лучше говорить себе: «Я здоров», потому что образ здоровья начинает воплощаться автоматически в состоянии тела. Но! если есть постоянно действующая психологическая или соматическая причина болезни, то самовнушение обычно приносит только временное и небольшое облегчение, но не вылечивает (исключения как всегда бывают, но подтверждают правило)! Если же говорить себе: «Я не болен», то сначала человек неизбежно должен представить себе образ болезни, которой он и без того болен, потом отрицать ее, то есть вытеснять образ болезни, мысленно стирать его, на что должно тратиться много энергии. А при этом человек знает, что реально он болен. То есть он понимает, что должен бороться с правдой. Естественно, такой путь оказывается гораздо труднее, невыполнимей, чем при внушении: «Я здоров». Отсюда и пошло заблуждение, что бессознательное не слышит частицы «не».
Другое убеждение, породившее систему самовнушений и магию, состоит в том, что болезни всегда вызываются «злыми силами», с которыми необходимо сражаться. Не буду спорить, часто это так, и болезнетворные бактерии вполне можно признать злыми силами. Только вот именно против них не помогает ни самовнушение, ни магия. Работая с образом болезни, человек представляет себе болезнь, (естественно) как нечто злое, непременно черное, ядовитое, противное и т.д. Человек, опять же естественно, старается от этого плохого образа отделаться, то есть убить его, изгнать, в космос отправить, в землю закопать, на огне сжечь, как сжигали ведьм на кострах инквизиции. Надо ли говорить, что эти методы практически неэффективны. Приведу лучше примеры.
Пример. «Черная змеюка»
Однажды я проводил семинар по коррекции веса. Одна из участниц говорит: «А я уже работала вашим методом с этой проблемой. Я представила ту часть своей личности, которая заставляет меня есть больше, чем нужно. Это получилась такая черная змеюка,
и рот ее располагается там же, где мой, туловище зигзагом спускается мне в желудок. А еще у нее есть две огромных лапы по бокам, и этими лапами она все в рот и закидывает. Как я только с ней не боролась! И лопатой ее…, и в землю закапывала, и на огне сжигала, и топором рубила… ничего не помогает!»
- Зачем ты это делала?! - в ужасе закричал я, - может быть она хорошая? Откуда ты знаешь? Кроме того, такое насилие не решает проблем, не убирает мотивов, но как это по-нашему! Бей, круши, а толку-то нет!
- Спроси-ка ее, зачем она забрасывает скорее еду в рот?
- Чтобы не отняли…
- А кто у нее может отнять?
- Мама… Когда мне было шесть лет, я взяла конфетки, а мама отняла у меня и сказала: «Ты уже большая, конфеты надо оставить сестре, она маленькая!» Мне было так обидно! И я поняла, что надо скорее в рот забрасывать, чтобы не успели отнять. Я даже на работе в запас ем. Нам бесплатные обеды дают большие. Я уже наелась, а все равно ем, потому что потом не будет.
- Так получается, что змеюка - это твой обиженный Внутренний Ребенок! А ты его лопатой! Как можно! Давай мы наоборот скажем ей, что она хорошая девочка и дадим ей побольше конфет, пирожных, торт ей большой дадим… Как она реагирует на это, ест все это?
- Нет, так она не хочет. Ничего не берет. Но ей так нравится.
- Конечно, она ела избыточно из протеста, а когда дают, ей не надо, хотя и приятно. Сядь на ее место, будет ли теперь она заставлять тебя есть избыточно?
- Нет, не будет… Но она боится, что мама снова придет и отнимет, тогда будет снова делать тоже самое.
- Давай тогда с мамой поговорим. Только не со всей мамой, а с этим ее качеством отнимания. Как это выглядит, придумай?
- Как труба такая, которая все засасывает в себя, как огромный пылесос. С ней невозможно бороться.
- А мы и не будем с ней бороться. Скажи ей: «Мама, а я не буду у тебя ничего отнимать». (Это прием парадоксального разрешения). Что происходит?
- Труба слабее засасывает.
- Повторяй ей то же самое, пока она совсем не перестанет засасывать.
- (Через некоторое время). Все, теперь труба совсем исчезла, и никто ничего не отнимает.
- Как теперь выглядит «змеюка»?
- Ой, она белая стала, и лапы у нее уменьшились, и рот. Она симпатичная такая.
- Она заставляет тебя есть? Закидывает в рот?
- Нет, что Вы, она совершенно спокойная. Мне вообще-то есть пора, а я не хочу. И с утра я почти не ела, но и сейчас не хочу.
- Ты согласна принять ее как часть своей личности?
- Да, конечно.
Через три месяца я встретил ее на другом семинаре. У нее появилась талия… Я не спросил сколько килограммов она сбросила, но эффект был очевиден. Она подтвердила, что ест, когда хочет и сколько хочет, и не ест избыточно.
Комментарий. Первое: из этого примера наглядно видно, что механические и деструктивные приемы работы с образами не дают эффекта. Второе: доброе отношение к «плохой» части личности, наоборот приносит результат. Третье: за нашими приемами стоит подлинное знание психологии детей. Если тебе дают есть, сколько угодно, то зачем злиться и запихивать в рот побольше? Четвертое: парадоксальный прием - «Я не буду у тебя отнимать, мама», - тоже точно рассчитан. Если девочка борется с образом мамы за конфеты, то чем больше она отнимает у мамы, тем сильнее «мама» отнимает (сила действия равна силе противодействия). Пятое: использованы два приема - простое разрешение ребенку есть, сколько он хочет, что снимает проблему упрямства ребенка, и парадоксальное разрешение по отношению к образу матери: «Я не буду у тебя отнимать», что убирает влияние материнского интроекта, который до сих пор «отнимал».
Понимаете? «Черная змеюка» - это образ ребенка, Внутреннего Ребенка! А она его еще топором рубила и на огне сжигала!!! Какой ужас! Разве от этого может стать лучше? Эти методы являются подавлением и вытеснением с точки зрения психоанализа, то есть самообманом. Таковы методы магии, перенесенные на почву психотерапии.

Пример. «Зеленый дракон»
Ко мне пришел на консультацию мужчина примерно 40-а лет. Он считал, что страдает от порчи, лечился у многих экстрасенсов и истратил на это огромное количество денег.
        Я спросил его, а как он чувствует свою порчу?
Клиент: Да она меня всего истерзала, всю грудь мне изнутри разорвала… (Этап изучения психосоматического выражения основной негативной эмоции уже завершен. Понятно, что клиент страдает от собственной аутоагрессии).
Терапевт: На что Ваша порча похожа?
Клиент: Это ужасный дракон, со страшными зубами и когтями, он терзает меня и мучает… Убил бы его просто, выгнал. Но нет сил справиться. Помогите!
(Опять же понятно, что дракон - часть личности клиента, с которой он и сражается. Поэтому следует подтолкнуть его к примирению с самим собой).
Т.: Послушайтесь меня, я потом Вам объясню. Положите мысленно руку на голову этому дракону, погладьте его и ласково скажите ему: «Я знаю, ты хороший!» Это эксперимент.
К.: (С удивлением) Ой, дракон почему-то заплакал! (Эта реакция образа показывает, что на самом деле «дракон» нуждается в любви!)
Т.: Мы на верном пути! Продолжайте его гладить и говорить ему, что он хороший! Сообщайте мне обо всех изменениях образа! (Мониторинг динамики образа). Это эксперимент, я потом Вам объясню. (Если бы я в данный момент стал ему объяснять, что дракон действительно хороший, что он зря с ним сражался, то был риск, что он будет спорить или сочтет дальнейшие результаты эффектом внушения).
К.: (Сосредоточенно работает). Дракон постепенно растаял и превратился почему-то в плачущего мальчика.
Т.: Теперь осталось узнать, почему мальчик плачет?.. (На этом этапе прояснилось, что «дракон» - это несчастный Внутренний Ребенок, чьи страдания и надрывали сердце клиента! Он еще этого не осознает).
К.: Да что ж тут узнавать…Я и так знаю. Потому что мама его не любит.
Я даже спросил ее недавно: «Мама, почему ты меня никогда не любила?» А она ответила: «Прости сынок, меня тоже в детстве не любили, у меня образовалось ледяное сердце, я не могу тебя любить». С тем я и ушел… (Теперь все стало окончательно ясно, и клиенту с очевидностью было показано, что «дракон» - это его Внутренний Ребенок. Теперь можно и нужно интерпретировать эти результаты для клиента).
Т.: Теперь Вы понимаете, что Драконом были Вы сами, точнее Ваш Внутренний Ребенок, так это называется в психологии. У каждого человека имеется Внутренний Ребенок, сохраняющий в себе те проблемы, которые были в его реальном детстве. Если он счастлив, то и человек счастлив. Если ребенка в детстве любили, то это состояние он сохраняет «по умолчанию», и человек «по умолчанию» чувствует себя хорошо. Поэтому Ваша задача - сделать этого Ребенка счастливым. (Диагностика закончена. Последующая реакция клиента показывает, что он все понял. Теперь можно приступать к коррекции).
К.: А почему я?! (Начинается сопротивление! Клиент не хочет брать на себя ответственность.)
Т.: Потому что больше некому…Или Вы надеетесь, что Ваша мама изменится?
К.: Нееет…Мама не изменится, это точно!
Т.: Тогда надежда только на Вас…
К.: Но я не знаю, как это сделать? Как это я его буду любить? (Сопротивление!)
Т.: Хорошо. Посмотрите на этого парня, он Вам нравится?
К.: Ну да, хороший парень…
Т.: Тогда повторяйте мысленно за мной: «Ты хороший, я тебя люблю, я никогда тебя не брошу, ты мне очень нужен, ты всегда будешь в моем сердце…»
К.: А он мне не верит… (Сопротивление)
Т.: А Вы что, собираетесь его обмануть?
К.: Нет, конечно…
Т.: Скажите ему: «Я никак не могу тебя обмануть, потому что Ты - это Я, а Я - это Ты. Это все равно, что обмануть самого себя. А зачем?»
К.: Да, тогда он начинает верить… (Сопротивление тает.)
Т.: Тогда снова повторяйте за мной: «Ты - это я, а я - это ты. Я не могу тебя обмануть и не буду тебя обманывать, потому что ты нужен мне. Я тебя люблю, и ты всегда будешь в моем сердце, я тебя никогда не брошу и не предам. Ты - это я, а я - это ты, мы - одно…»
К.: Он стал улыбаться…(Начинается принятие.)
Т.: Продолжайте: «Ты - это я, а я - это ты. Мы с тобой - одно. Я никогда тебя не брошу, я тебя люблю, и ты всегда будешь в моем сердце! Ты - это я, а я - это ты».
К.: Тогда он бросился мне на шею… (Глаза выдают чувства клиента…)
Т.: Очень хорошо, но все равно продолжайте: «Ты - это я, а я - это ты! Мы с тобой - одно. Я никогда тебя не брошу. Я позабочусь о тебе. Я тебя люблю, и ты об этом знаешь. Ты всегда будешь в моем сердце».
К.: Он сам как-то вошел в меня и растворился во мне…(Признак окончательного принятия.)
Т.: А как Вы теперь себя чувствуете?
К.: Как-то непривычно…А я с ума не сойду от счастья? (Сопротивление к принятию своего здоровья.)
Т.: Нет, от счастья с ума не сходят. Просто это очень сильный переход…
Т.: Но хорошо или плохо? Порча есть или нет?
К.: (Растерянно) Нет… Порчи нет… Мне очень хорошо, просто летать хочется от счастья.  (Сопротивление и страх от резкой перемены состояния.)
Т.: Нет, не волнуйтесь. Все потом «устаканится». Просто в первый момент освобождения это «ошарашивает», очень много свободы и энергии. Привыкайте к хорошему состоянию.
К.: Спасибо Вам огромное! (Клиент так взволнован, что губы трясутся.)Я как будто на крыльях улетаю!
Я постарался его успокоить, хотя понимал, что ему трудно принять такой переворот мировосприятия. Он ведь столько лет заблуждался и лечился от мнимой порчи!
Он приходил еще один раз через два месяца, и мы снова проработали ту же проблему, но немножко другими приемами. Думаю, что ему следовало еще походить на занятия, но это его решение…
В этом примере четко видны основные этапы принятия Внутреннего Ребенка через работу с его образом. Во всех дальнейших случаях применения этого метода встречаются те же пять основных этапов принятия:
1.    Фаза признания ценности Ребенка.
2.    Фаза недоверия.
3.    Фаза радости.
4.    Фаза контакта.
5.    Фаза слияния с Ребенком.
Эти фазы проходит практически любая работа по принятию внутреннего ребенка.
На этом примере еще раз видно, что так называемая магия абсолютно бесполезна, сколько лет! лечился этот человек от несуществующей порчи! Кроме того, борьба со «злыми силами» опять оборачивается борьбой с самим собой! Оказывается, для того, чтобы применить правильный метод работы, необходимо проанализировать суть внутреннего конфликта и предложить метод для его решения. В прошлом примере это было разрешение ребенку есть сколько она хочет, во втором случае проявление любви к ребенку. В обоих случаях было полное принятие ребенка как части личности буквально в свое тело, соматизация. При внушении или магии не проводится никакого анализа внутреннего конфликта, не используются никакие психологические теории. Ведется борьба с некоторым «врагом» или получение помощи от добрых сил, что все-таки получше. В первом случае мы использовали простую теорию, что авторитарное родительское воздействие на ребенка порождает в нем упрямство и стремление действовать наоборот. Доброе разрешение со стороны самого клиента приводит к прекращению сопротивления ребенка. Во втором случае, теория состоит в том, что ребенок страдает от отсутствия родительской любви, становится гневным ребенком (драконом), и это гнев и страдания и порождают явления «порчи». Когда клиент становится любящим родителем самому себе и принимает ребенка, его страдания прекращаются.
Я так подробно все разжевываю, потому что некоторые даже профессора от психологии убеждены, что в ЭОТ мы просто внушаем человеку несуществующую эмоцию с помощью аутистического мышления. На самом деле мы помогаем человеку отказаться от саморазрушительных действий, осознать причины своего неадекватного поведения и самочувствия, принять и опробовать правильное самоотношение и закрепить его в виде постоянного позитивного эмоционального состояния.
Наивная вера в изоморфизм между образами и внутренним миром человека свойственна и очень модному направлению НЛП. Вот цитата:
«Одно из важнейших направлений в НЛП - работа с образами.
Каждый образ можно рассматривать как сочетание визуальных, аудиальных и кинестетических составляющих.
Сочетание образов и формирует эмоции, которые мы испытываем по отношению к объекту.
Неоднократно испытано на практике, что изменяя образ Другого, мы тем самым меняем отношение к нему.
Обычно встречаются следующие ключевые параметры:
1. расстояние (если очень близко - отодвинуть, если чувствуешь, что как будто человек находится в тебе, слит - выделить его из себя в отдельную персону, а оставшуюся пустоту заполнить чем-то хорошим.
2. Яркость. Обычно образ очень ярок, можно приглушить.
3. Четкость - это индивидуально. Если образ влюбленности четкий - то размыть, если размытый, то сделать его более четким. Ориентироваться можно только на изменения в собственных эмоциях.
4. Цветность. Обычно образ влюбленности - цветной. Можно сделать черно-белое изображение, можно - сепию.
5. Голос объекта влюбленности часто как будто находится внутри. Стоит его мысленно отдать этому человеку, как будто он доносится от него. Можно поиграться с громкостью, интонациями.
Обычно этих шагов достаточно, чтобы очень ослабить зависимость от Другого, и увидеть, что есть мир и без него. И часто этот мир оказывается гораздо лучше, чем с ним».
Еще иногда в НЛП предлагается представить связующую нить, протянутую между клиентом и любимым человеком, разрезать ее…(Чем это не магия?) И они верят, что так и произойдет в жизни клиента.
В противовес этим методам ЭОТ начинает работу не с образа, а самого чувства. Чувство воплощается в спонтанный образ, образ анализируется, выявляется основной конфликт, а потом с помощью правильно подобранного и согласованного с клиентом действия, самим же клиентом проводится нейтрализация конфликта и изменение чувства, в результате чего образ меняется сам!!! Его изменения отражают изменения во внутреннем мире клиента, а не наоборот! Нет никакого магического перевода образа в реальное состояние клиента! Потом уже измененный образ принимается в тело, для закрепления результата (как уже говорилось выше).
В предыдущих примерах достаточно ясно показано, что мы не меняем образ «черной змеюки» на образ беленькой девочки, а образ САМ меняется, потому что клиентка перестает бороться со «змеюкой», а предлагает ей конфет. Зеленый дракон превращается в плачущего мальчика, когда клиент его гладит, то есть проявляет к нему любовь, а не потому, что мы искусственно изменили этого дракона. Мы и не знаем заранее как именно образ изменится, мы просто понимаем, что часть личности находится в борьбе с клиентом, и мы находим к нему правильный подход! Механистические и искусственные изменения образа - не наш метод. ЭОТ делает то, что не делал до нас никто, и даже не догадывался.
продолжение следует...

ЭОТ Линде Н.Д., методы транформации образов, магия, методы работы ЭОТ, Линде Николай Дмитриевич

Previous post Next post
Up