"СУТРА О ДУХОВНОСТИ В ПСИХОТЕРАПИИ" (2) Линде Н.Д.

Nov 03, 2018 00:09


Продолжение3. Принцип свободы вместо навязчивого контроля

Вопрос об искреннем изменении упирается в проблему стремления индивида во всем контролировать свое поведение. Это стремление базируется на тотальном недоверии к собственной природе, поэтому индивид избегает внутреннего, которое не может проверить, и предпочитает опираться на внешнее, доступное объективному наблюдению. Он хотел бы действовать по заранее отработанным правилам, а не реагировать непосредственно на сложившуюся ситуацию. Поэтому он ограничивает свои возможности и старается жить стереотипным образом. Но именно открытые возможности, имеющие непредсказуемые последствия, которые могут обернуться как неудачей, так и успехом, являются мерилом свободы.
Поэтому психотерапия ставит своей целью не ограничить поведение человека узкими рамками, создав стереотипы, которые индивид будет реализовывать в каждодневной практике. Жизненные ситуации все время меняются, поэтому контроль только блокирует нормальную творческую приспособляемость. Наоборот, психотерапия стремится расширить репертуар поведения, снять ограничения, которые и приводят к исходной проблематике. Однако, освобождение от ограничений пугает некоторых индивидов, они не уверены, что будут вести себя правильно, если предоставят себе возможности выбора.
Доходит до смешного. Один молодой человек в ходе работы обнаружил, что его руки скованны кандалами, естественно это был образ, который, конечно, символически отражал его постоянный контроль за собственными действиями. Естественно я предложил снять кандалы. Он испугался и спросил:
- А как же я жить буду без своих кандалов?!
- Вообще-то без кандалов все люди живут лучше, чем в кандалах…
- Но я не готов так сразу…
- Понимаешь, кандалы снимаются или сразу, или носятся вечно…
- Нет, я не понимаю, как это возможно.
- Ну, ничего я объясню, с помощью какого приема можно от них избавиться.
- Нет, я должен подумать. Может быть в следующий раз…
Сеанс уже подходил к концу, он воспользовался этим и чуть ли не побежал к дверям. На самом деле он очень опасался своей агрессивности, поэтому и не хотел избавиться от кандалов. Задачей психолога, конечно, является избавление от агрессии, которая уменьшается, когда индивид перестает бороться с самим собой и обретает свободу и ответственность. Мое провоцирующее предложение предполагало стимулирование осознания клиентом тех действий, которые он хочет совершить, но подавляет, для дальнейшей проработки его агрессивности.
Это не единственный пример, когда клиент избегает свободы, опасаясь собственной непредсказуемости или сильных аффектов, спрятанных в глубинах собственной души. Но индивид может опасаться даже своих добрых чувств, доверия, расслабления, сексуальности, нежности, откровенности, сдавливая себя в тисках контроля и нелепых запретов.
Психотерапевт учит клиента быть свободным, а также достаточно хорошим для свободы.

4. Принцип спонтанности и творчества против стереотипности

Предыдущий принцип логически связан с понятиями спонтанности и творчества. Спонтанность предполагает моментальность и отсутствие предварительной подготовки при ответе. Спонтанность поэтому соответствует искренности, любые задержки с ответом показывают нежелание клиента говорить некоторую правду. Спонтанность использовал З.Фрейд в свободных ассоциациях, Я.Морено в психодраматической работе, К.Юнг при направленных ассоциациях и т.д. Мы также используем спонтанно возникающие образы, выражающие исходное эмоциональное состояние. Мы специально инструктируем клиента, чтобы он не думал долго и говорил первое, что приходит в голову, самое странное и неожиданное, потому что неважно какой будет образ. На самом деле важно, чтобы он был спонтанным, потому что этот образ и содержит всю ценную информацию. Это всегда поражает, когда мы убеждаемся, что наша психика так быстро и точно рассказывает в образах всю правду о наших проблемах. Надо только уметь извлекать эти знания из, казалось бы, странных и даже нелепых образов.
Но дело не только в спонтанном порождении образов, дело в том, что спонтанные действия, мысли, образы показывают то, что происходит с человеком на самом деле. Поэтому, если клиент мысленно делает что-то по отношению к образу, например, говорит ему какие-то важные слова, то образ спонтанно меняется, и по его изменениям мы можем судить о том, в какую сторону движется эмоциональное состояние клиента. Если образ не меняется, значит, метод подобран неверно или клиент выполняет его неправильно или неискренне.
Но это тоже еще не все. Дело в том, что некоторые клиенты исповедуют принцип недоверия к спонтанным реакциям, они как раз принципиально не хотят вести себя так. Они все должны перепроверить, и хотят заранее знать результат применения, предлагаемого терапевтом метода воздействия. Клиент может подозрительно относиться к вашим предложениям, типа: «а вдруг да не так получится?» Но иногда нельзя раскрыть карты, поскольку сам результат даст ответ на поставленный вопрос о причинах проблемы, если заранее рассказать об ожидаемом результате, сознание клиента может его заблокировать или исказить, можно будет списать его на внушение терапевта. Например, я могу предложить клиенту проявить добрые чувства к некоторому неприятному образу, который у него возник, например, к злому дракону. В результате дракон может превратиться в плачущего мальчика, тогда клиент может сам убедиться, что это образ его самого в детстве, но он не злой, а несчастный, потому что чувствует, что мама его не любит. Эти преобразования происходят сами собой, спонтанно, их невозможно в точности предсказать и тем самым они становятся убедительной основой для интерпретации. Да клиент сам убеждается мгновенно, но недоверие к терапевту и страх перед непредсказуемым результатом часто мешает продуктивной работе.
Мы сталкиваемся и с тем, что вся жизнь клиента протекает как движение трамвая по одному и тому же кольцевому маршруту. Какие-либо изменения его пугают, какие-либо эксперименты кажутся ему недопустимыми, поэтому он не хочет принять изменения, тем более спонтанные. Трудно убедить человека, что необходимо позволить себе жить по более многомерному плану, научится реагировать на неожиданные ситуации. Такие люди боятся проявления чувств, поскольку чувства спонтанны, они всегда «здесь и теперь», их нельзя поместить на полочки и доставать при необходимости.
Психотерапевт обучает клиента духовному принципу спонтанности, что приводит последнего к выздоровлению и успеху в жизни.

5. Принцип доверия бессознательному, а не сознанию

Принцип спонтанности приводит нас к обсуждению принципа доверия бессознательному, поскольку спонтанность опирается только на бессознательную область психического, которую невозможно контролировать.  Для убедительности мы используем одну историю, случившуюся с преданным учеником М.Эриксона. Один из учеников, теперь маститый психотерапевт, который учился у М.Эриксона три года и все уже понял и разложил по полочкам, все-таки никак не мог делать то, что легко получалось у его гуру. И он спросил об этом у гениального учителя.
Дальше рассказывает ученик. Очень внимательно глядя мне в глаза, М.Эриксон произнес: «У вас слишком сильная тенденция все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться вашему бессознательному», - и на этом закончил разговор. Я очень расстроился. Нет, чтобы объяснить, как следует! Через несколько месяцев, я снова задал ему тот же вопрос, и точно также, внимательно глядя мне в глаза он сказал: «У вас слишком сильная тенденция все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться вашему бессознательному». Я еще больше огорчился, стареет видимо, даже не помнит, что уже говорил мне то же самое… Но через несколько месяцев я снова задал ему тот же вопрос. И точно так же, внимательно глядя мне в глаза, Эриксон произнес: «У вас слишком сильная тенденция все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться вашему бессознательному». И тут я понял (!!!): «У меня слишком сильная тенденция, все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться моему бессознательному!» Я взглянул на Эриксона, глаза его сверкали, и очень тихо и проникновенно он сказал: «Правильно!»
Тут наблюдательный читатель может удивиться, почему я три раза повторил притчу о Милтоне Эриксону в разных сутрах? Но я ведь поступил, так же как и Эриксон…
Но все равно клиенты опасаются доверять бессознательному, они хотят все проверять, все контролировать. Даже ощущая себя хорошо, они сами себе не верят и спрашивают терапевта: «А откуда взялась эта энергия? Вот я сейчас уйду от вас, и все это кончится? Ну, сейчас мне хорошо, но почему это должно продолжаться и в остальной жизни?» К сожалению, для того, чтобы использовать бессознательное, ему следует доверять.
Вся практика психотерапии, начиная с З.Фрейда, основана на спонтанности (например, свободные ассоциации), потому что именно в спонтанности проявляются истинные бессознательные тенденции. Эти реакции не следует подавлять и фильтровать, а обсуждать именно в таком виде, как они были проявлены.
Контроль и стремление все заранее разложить по полочкам мешает нам пользоваться возможностями нашей гениальной бессознательной части личности. Потому что для этого нужно пойти «туда не знаю, куда и найти то, не знаю, что».
Психотерапевт учит пациента использовать творческий потенциал своего бессознательного, доверять ему, исследовать еще неизведанные области своей психики.

6. Принцип счастья и успеха вместо жалости и уныния

В бытовом сознании распространен принцип сочувствия, сострадания и поддержки несчастных людей. Этот принцип вроде бы проповедуется во всех религиях мира. Действительно, социальная помощь, доброта к переживающим горе, работа по спасению потерпевших в любых катаклизмах, не вызывают не малейших сомнений в своей необходимости и моральной оправданности.
Но в психотерапии сострадание может приводить и приводит к обратным эффектам. Клиент часто ожидает поддержки и сочувствия, а не решения проблемы, он охотно принимает на себя роль невинной жертвы окружающей действительности, а терапевта он молча призывает оправдать себя и разделить вместе с ним часть страданий. Но, если терапевт «ловится на удочку» сострадания, то он тем самым как бы одобряет действия и чувства клиента, признает его жертвой и жалеет его. В результате чего вместо одного страдающего становится два, терапевт страдает не только из сочувствия, но еще и потому, что чувствует свое бессилие решить проблему клиента. Жалость к клиенту побуждает последнего снять с себя всю ответственность за решение проблемы и возложить ее на терапевта. У клиента усиливается самосознание как бессильной жертвы. Безысходность усиливает страдание клиента, но он получает скрытое удовольствие от жалости к самому себе и оправдания своего бездействия.
Депрессия и страхи очень часто поддерживаются скрытой жалостью к самому себе, которая является суррогатом истинной любви и сладким ядом, которого клиент, конечно же, лишится, как только сможет решить свою проблему. Жалея самого себя, человек сообщает себе же, что он бессильная жертва, поглаживает себя «по головке» как ребенка, который ничего не может сделать для исправления ситуации, и ни в чем не виноват.  Такая «ласка» стимулирует клиента только еще больше культивировать свои проблемы и состояние бессилия.
Пример «Раненая птица»
Женщина рассказывает о своих страданиях в связи с изменами мужа и его же алкоголизмом. Образ ее чувств - прекрасная птица, из раны на груди у нее течет кровь. Клиентка испытывает жалость к этой птице. Я предложил ей выразить эти чувства к птице. Чем больше она жалела птицу, тем сильнее текла кровь из ее груди, тем тяжелее она волочила свои крылья по земле. По мере выражения этих чувств и сама клиентка все больше сникала, явно погружаясь в депрессивное состояние.
Тогда я предложил ей сказать этой птице, что она больше не будет ее жалеть, а разрешает ей быть сильной, здоровой и летать. Рана на груди птицы стала заживать, она уже более твердо могла идти по земле, а после нескольких мысленных повторений этой фразы, птица вдруг взлетела, оторвавшись от края пропасти.

«Как это прекрасно! - с восхищением произнесла клиентка, - Как мне стало хорошо!» Она почувствовала себя гораздо лучше, ее депрессия куда-то исчезла. Она поняла, что может быть свободной и хорошо себя чувствовать, несмотря на поведение мужа. История эта продолжалась еще долго, но в итоге муж вернулся к жене.
На этом примере можно ясно увидеть, как культивирование жалости приводит к депрессии, а переход к опоре на собственные силы позволяет достичь успеха. Разрешение достигать успеха и быть счастливым - это и есть проявление настоящей любви вместо жалости.
Беда состоит еще и в том, что люди стыдятся своего счастья, они боятся, что за это им придется отвечать, что другие люди позавидуют или им самим будет стыдно перед другими, которые живут хуже и несчастнее. Они считают, что если они будут хорошими и счастливыми, то это можно потерять, а тогда будет особенно больно и обидно, поэтому лучше жить прямо сейчас плохо или плоховато, но иметь перспективу к улучшению в будущем, но это когда-нибудь…
Терапевт учит клиента духовному принципу разрешения самому себе счастья и успеха вместо жалости и уныния. Подробнее на эту тему см. сутру «О жалости к себе».

7. Принятие вместо отбрасывания и трансформация вместо уничтожения

Проблемы часто связаны с тем, что клиент отвергает какую-то часть своей личности, считая ее плохой или нежелательной. Встречаясь с неприятностями, индивид предпочитает выкидывать их куда подальше, но при этом он всегда выкидывает собственные чувства или части своей личности. Он борется с самим собой, ослабляя свой собственный потенциал и ограничивая свое здоровье и возможности, это называется - вытеснение. Поэтому в его душе возникает ощущение пустоты и нехватки чего-то важного. Отвержение самого себя порождает новые проблемы.
Например, женщина может отказываться от своей женственности по ряду причин, образ женственности представляется ей как обрюзглое и толстое существо с маленькой головой, бессмысленное и инертное. По моему предложению, она сказала этому образу, что не будет его отвергать, принимает его таким, какой она есть. В результате образ стал быстро меняться: она похудела, стал стройной, молодой и красивой, голова стала нормального размера и т.д. Оказалось, что ее представление о женственности было исковеркано ее собственным отторжением. Когда она повторила много раз, что более не отвергает ее, то образ женственности вошел в ее собственную грудь и растворился в ее теле, в результате она почувствовала себя значительно лучше, ощутила восстановленную целостность.
Также мы часто обнаруживаем, что клиент ненавидит что-то в себе и борется с чем-то в себе, стремится это истребить, сжечь, закопать и т.д. Чем больше он сражается с чем-то в себе, тем сильнее проявляется его проблема. Когда индивид обнаруживает, что его болезненные чувства обретают образ какой-то злой силы, особенно черной по цвету, то он старается победить и уничтожить эту сущность, не понимая, что образ выражает искаженный образ его части личности, очень часто внутреннего ребенка, которая ему же и нужна и которую нужно «вылечить», а не уничтожить.
Пример. «Порча»
Ко мне пришел на консультацию мужчина примерно 40 лет. Он считал, что страдает от порчи, лечился у многих экстрасенсов и истратил на это огромное количество денег. Я спросил его, а как он чувствует свою порчу? «Да она меня всего истерзала, всю грудь мне изнутри разорвала…» «На что она похожа?»
«Это ужасный дракон, со страшными зубами и когтями, он терзает меня и мучает…» «Послушайтесь меня, я потом Вам объясню. Положите мысленно руку на голову этому дракону, погладьте его и скажите ему: «Я знаю, ты хороший!»
Мужчина сделал это и с удивлением сказал, что дракон заплакал! Я рекомендовал ему продолжать гладить дракона и повторять ему, что он хороший. Через некоторое время дракон превратился в маленького мальчика… Как выяснилось, мужчина всегда чувствовал, что мама его не любила. Он даже спросил ее несколько лет назад: «Мама, почему ты меня никогда не любила?» Она ответила: «Прости сынок, меня тоже в детстве не любили, у меня образовалось ледяное сердце, я не могу тебя любить». С тем он и ушел…
Я объяснил ему, что драконом был его Внутренний Ребенок, который сам страдал и тем самым мучил его. Он должен был полюбить этого ребенка, взять на себя заботу о нем, стать ему настоящим родителем. Когда он сделал это, то от его «порчи» не осталось и следа, более того, у него закружилась голова от счастья и он, фигурально выражаясь, «улетел на крыльях». Однако, конечно, на этом история не закончилась, он приходил еще, и повторилась по сути та же работа.
Психотерапевт учит клиента, что не следует отвергать части собственной личности, что для решения проблемы следует принять самого себя, таким, какой ты есть, что принятие себя приводит к трансформации искаженной части личности.
Продолжение следует...

сутры, философские принципы психотерапии, Линде Н.Д.

Previous post Next post
Up