Эмпирическое исследование с помощью метода ЭОТ.Случаи из практики.(3)

Oct 22, 2015 00:51


© Антонова Наталья

психолог-консультант, Москва, antnatalya@mail.ruСлучай 9. Работа с запросом: ощущение тяжести и жесткости в спине и плечах. Приемы ЭОТ: диалог с образом, разрешение образу проявить свой потенциал , проявление неосознанных чувств и другие.

Клиентка П.Н. (жен., 39 лет) обратилась с ощущением «тяжести и жесткости в спине и плечах, нечувствительности в области лопаток». Образ этого ощущения выглядел как жесткая пластина, разместившаяся между лопаток. Когда П.Н. вступила в диалог с образом для прояснения цели его присутствия в ней, то образ пластины, «высаженной на стул», неожиданно превратился в большого, сильного мужчину, который хотел защищать клиентку, но не знал, как и куда приложить свои силы. Это был образ, по её словам , мужской части внутри неё.
Тогда на другой стул мы «поместили» образ её женской части, который выглядел как худенькая девушка с большими испуганными глазами, неуверенная в себе. Между мужской и женской частями клиентки произошёл диалог, в ходе которого девушка согласилась принять поддержку и помощь мужчины, а он, ранее обижавшийся, что она его не замечала, радостно подарил ей цветок . Произошло примирение, они взялись за руки, и пошли вместе. При этом ощущение жесткости и тяжести исчезло из спины и плеч, но в области лопаток осталась зона «нечувствительности». Это был образ упругой черной резины в виде комка, выполняющего функцию амортизатора. Он оказался нужен для смягчения ударов в спину. Удары (не физические, а моральные) в спину были от родителей.
Клиентка боялась повернуться к ним лицом, чтобы не разочаровываться в родителях, которые её предавали (по словам П.Н.). Теперь она может повернуться лицом и смотреть, откуда идут удары, они её больше не пугают. Это клиентка высказала « комку черной резины», и он посветлел: сначала стал бежевым, потом превратился в желтого плюшевого мишку, любимую игрушку в детстве П.Н. (он защищал её от всех невзгод в детстве, по её словам). Затем мишка « ожил» в руках П.Н.Она дала ему конфетку, он стал живым коричневым медвежонком, и убежал в лес, но сказал, что он теперь− верный друг П.Н., и она всегда, в любой момент может его позвать к себе ( они дарят друг другу душевную теплоту, заботу и любовь). « Теперь я нашла в себе потерянного друга»−сказала П.Н.
При этом в спине, плечах, между лопаток она ощутила приятное тепло и сказала, что лопатки защищают её сердце. А в области сердца появилось ощущение, которое имело образ большого разноцветного фонтана. Этот образ сказал П.Н., чтобы она позволила ему бить через край, свободно пропуская и нигде не перекрывая краны. Она ему это разрешила, но захотела найти место, где она перекрывает фонтан. Этим местом оказалась область лба: образ пластиковой конструкции из твердой пластмассы. Он представлял из себя план будущей научной работы, но в нем не хватало какой-то детали… П.Н. посетил инсайт: надо объединить планы проекта с интуицией, чувствами ( соединить конструкцию с фонтаном, т.е . мысли с чувствами, логику с интуицией). На 1 стуле «поместили» пластиковую конструкцию, на 2-м− фонтан. Образ конструкции: « Я вообще ничего не знала о существовании фонтана».
Образ фонтана: « Я открыт, делюсь всем, подходите и берите». Но конструкция не находила точек соприкосновения с фонтаном, пока П.Н. не села на место конструкции, и та превратилась в систему гибких пластиковых трубочек, которые протянулись к фонтану, и тогда по ним потекла вода из фонтана − контакт был установлен. Конструкция стала живым мозгом, в котором циркулировала жидкость фонтана. П.Н. ощутила сильное, приятное тепло в области лопаток, спины, плеч, даже шея стала мягче и гибче, по её словам (как будто какой-то мешок со спины свалился). По шкале от 0 до 10 симптом был до сеанса ЭОТ на 10 баллов, а после ЭОТ− на 0 баллов (см. Протокол №9).
Здесь мы имели дело с психологической проблемой 2 типа: чувства клиентки были направлены на защиту от нежелательного воздействия среды ( в детстве - от «предательства» родителей). На этапе закрепления результата П.Н. составила «ресурсную картину» из карточек ТАС : колодец, очаг, меч, сундук, зеркало, солнце. Интерпретация клиентки: колодец− живительный источник, из которого можно напиться (чувства, сама жизнь) ; очаг (камин)−внутреннее тепло, согревающее тело; меч −это не оружие, а инструмент для прокладывания пути (расчищение зарослей, препятствий на дороге и т.п.); сундук -мамино наследство, из которого знаю , что мне нужно а что -нет, что не мое, а только мамино; зеркало− помогает увидеть свой внутренний мир; солнце - свет, внешнее тепло для жизни всему окружающему.
Проведен 1 сеанс длительностью около 2 часов.
Случай 10. Работа с запросом: «напряжение в области шеи и плеч». Приемы ЭОТ: диалог с образом, контрпредписание, принятие своего Внутреннего Ребенка.
Клиентка Х.М.( жен., 26 лет) обратилась с запросом по поводу неприятных ощущений напряжения в области шеи и плеч. Образ этого ощущения выглядел как « заяц, сжимающий лапки». В диалоге с образом мы выясняли, для чего заяц сжимает лапки, вызывая напряжение в теле Х.М. , что он хочет этим сказать. Образ сказал, что клиентке надо быть сдержанной, строгой, собранной, напряженной как струна. Здесь возникла гипотеза о предписании кого-то из значимых взрослых, которые так говорили Х.М.
Выяснилось, что так говорила клиентке её бабушка, воспитывающая М.Н. с 1,5 лет ( мама была занята на работе) и ныне здравствующая. Бабушка всегда учила Х.М. , что надо быть такой же , как она сама: постоянно сдержанной, строгой, собранной, работящей, тогда можно будет добиваться любой цели в жизни. Х.М. сказала мысленно образу бабушки, что бабушка может делать так, как хочет, а она теперь будет жить по другому, по своим правилам, и будет разрешать себе расслабляться, радоваться жизни, а не только напряженно работать (контрпредписание). Образ бабушки принял это к сведению, и ушёл. А на месте, где был грустный заяц со сжатыми в кулачки лапками (образ нуждающегося в любви и заботе Внутреннего Ребенка) появился образ пушистого красивого зайчика (образ естественного Внутреннего Ребенка). Когда Х.М. спросила, чего ему сейчас хочется, то он попросил морковку, которую начал с аппетитом поедать. Затем Х.М. взяла зайчика на руки, гладила его, пока он спонтанно не объединился с ней, войдя в область груди (соматизация). При этом клиентка ощутила приятное тепло, состояние покоя и умиротворения. Это состояние ей понравилось. На этапе закрепления сеанса психолог обняла Х.М с её согласия., сказала , что рада за неё. По шкале от 0 до 10 симптом до сеанса ЭОТ был оценен на 8 баллов, а после сеанса на 0 баллов.(Протокол № 10).
Психологическую проблему в этом случае можно отнести к 3 типу: желание быть свободной, самостоятельной в своих проявлениях, с одной стороны, и страх перед авторитетом бабушки (нахождение под её контролем), с другой стороны. В сеансе ЭОТ клиентка дала заботу, тепло и любовь себе через образ Внутреннего Ребенка, которому не хватало этого от матери в детстве. Это придало ей сил принять решение стать самостоятельной, ответственной за свои поступки, независимо от контроля со стороны бабушки.
В результате, психосоматическая проблема благополучно разрешилась. Был проведен 1 сеанс ЭОТ длительностью примерно 20−25 минут.
3.1.3. Работа с аллергией
Случай 11. Работа с аллергией на высокую температуру окружающей среды. Использовались приемы ЭОТ: диалог с образом, высвобождение подавленных чувств с помощью звука (см. выше, п1. стр.15), проявление неосознанных чувств (см. п.3, стр.16) , принятие своего Внутреннего Ребенка (п.14, стр.20).
Клиентка К.С.(жен., 47 лет) обратилась с запросом : её беспокоит уже на протяжении почти 18 лет аллергия «на жару», т.е . при температуре воздуха выше 25 градусов , на жарком солнце, у неё появлялась сыпь на руках и ногах с ярко выраженным зудом, которая проходила только по окончании жаркого периода. В предварительной беседе, которой был посвящен практически весь первый сеанс с ней (в данной работе не приводится) К. С. не смогла вспомнить, когда именно, при каких обстоятельствах у неё начались эти аллергические проявления. На следующей встрече, на сеансе ЭОТ клиентка представила образ своих аллергических проявлений в виде «жирной свиньи», которая грозно рычала. Когда клиентка «вошла в образ свиньи», то сказала от его имени: необходимо наращивать грубую толстую кожу для защиты. Свинья -это телохранитель К.С.
Психолог предложила представить ту часть личности К.С., которую свинья защищает. Появился образ слабой тоненькой девушки, который К.С. начала «усиливать» мысленно, используя уже знакомый нам прием энергитизации слабой части личности. Девушка расцвела , окрепла и объединилась с К.С. А свинья при этом стала маленьким дракончиком(образ Внутреннего Ребенка, осуждаемого родителями), которому К. С. выразила свои теплые чувства, любовь, и он стал маленьким солнышком, похожим на кусочек мыла, которым клиентке захотелось помыть свои ноги и руки, что она и сделала в воображении( солнышко стало уже душевой серебряной насадкой, из неё пошла вода, пропущенная через серебро, то есть с целебными свойствами, по словам клиентки). Она некоторое время промывалась « потоком серебряной воды». После этого она сказала, что зуд на ногах у неё прошёл. А ладони начали сильнее «чесаться».
Образом этого ощущения оказался сначала утюг, который хотел разглаживать неровности жизненного пути К.С. , но потом у него выросла щетина, он стал щёткой-чистильщиком, который был призван чистить «грязь неправильных решений». Психолог спросила: «Какое конкретно неправильное решение приходит вам сейчас на ум?» . К.С. сказала, что , когда её дочери было около 4 лет, она отдала её лечиться в санаторий лёгочного направления , а там медсестра с ней плохо обращалась.
Клиентка испытывает чувство вины, что приняла тогда решение отдать дочь одну в санаторий: хотя девочка выздоровела, но с ней там плохо обращались. К.С. обвиняла себя в том, что не поехала тогда вместе с дочерью. Чувство вины выглядело как каменная плита, которая вещала, что решение было принято неправильное. К.С. сказала «плите», что решение она приняла тогда такое, какое могла принять в том возрасте молодой женщины, и она не обвиняет плиту ни в чем. Плита превратилась в большую морскую раковину, которая «выучила урок легкомыслия», и клиентка объединилась с ней.
Но внутри К.С. , по её словам, все-таки оставалось сожаление о содеянном в прошлом. Образ сожаления выглядел как наждачная бумага , которая была нужна К.С. «для отшлифовки граней характера»: эгоизма, самолюбия. Тогда мы провели с клиенткой воображаемый диалог между альтруисткой (на 1-м стуле ) и эгоисткой ( на 2-м стуле).
Альтруистка: Надо открыть сердце людям, тем, кто нуждается в твоей любви.
Эгоистка: Да, но в пределах возможного, если это не будет мешать собственной жизни.
Альтруистка: Вся жизнь− самоотдача.
Эгоистка: Самоотдача - хорошо, но нельзя забывать и о собственном пути. На этом обе стороны пришли к компромиссу, и объединились. Психолог спросила К.С., осталось ли у неё сожаление о прошлом поступке? К.С. ответила, что сожаления нет, но есть чувство стыда.
Образ стыда выглядел как котёнок под дождём (образ Внутреннего ребенка, нуждающегося в заботе). Клиентка взяла на руки котёнка, погладила и приласкала его, сказала, что его любит и принимает, защищает, дает ему безопасность, после чего она объединилась с ним. Затем сказала, что в груди остался след сожаления о прошлом поступке. Психолог предложила выпустить это из себя в виде мысленного звука, который начал выходить из груди К.С., по её словам, как « скребущее что-то по стеклу».
Когда весь звук вышел, то К.С. увидела образ моря и маленькую дочку, ей захотелось искупаться вместе с ней в море. Она мысленно вернулась в то время, когда приняла то «неправильное» решение и сделала там так, как хотела бы сделать сейчас. Затем К.С. сказала, что чувствует внутри себя какую-то раздвоенность: две спорящие субличности. Одна из них выглядела как образ « Императрицы», а другая как образ « Звезды» ( женские архетипические символы из карт Таро, которыми увлекается К.С.).
Образ Императрицы: Нельзя предавать детей, ведь ребёнок - это главное в жизни.
Образ Звезды :Я устала от этого несносного ребёнка, хочется любить и устраивать свою личную жизнь. Образ Императрицы: Можно отложить личную жизнь, а надо дать ребенку то, ради чего ты родила его.
Стороны не находили примирения пока, наконец, психолог предложила «Императрице» поставить в угол « Звезду», после чего её простить . После этого «Императрица» простила «Звезду», обняла её, они заплакали обе, объединившись. К.С . при этом сама плакала, потом сказала, что ей стало легче, свободнее дышать, когда произошло примирение сторон.
Она еще некоторое время плакала, потом увидела картину природы: солнце, море, дерево у отвесной скалы. Её состояние улучшилось: не было зуда ни на руках, ни на ногах. В ситуативной проверке она представила себя под жарким палящим солнцем , но зуда не возникло, ничего не беспокоило клиентку. Примерно через 2 недели, когда опять установилась жаркая погода в регионе проживания К.С. , она прошла проверку в реальных условиях: аллергии на жару у неё больше не возникало.
По шкале от 0 до 10 клиентка оценила симптом сначала на 10 баллов, а в конце сеанса ЭОТ на 0 баллов (см. Протокол №11). На этапе закрепления результата К.С. создала картину своего ресурсного состояния из карточек ТАС, выбрав : пещеру, ключ, камин, карты, письмо. Она интерпретировала эту «картину» так: : « Через карты (Таро) приходит знание (информация -письмо) о том, что к пещере найден ключ, который открывает понимание того, на чем базируется тепло семейного очага ».
В этом Случае мы имели дело с 1 типом психологической проблемы, а именно : желание клиентки исправить то, что исправить нельзя, т.е. «вернуть прошлогодний снег», а также можно сказать, что здесь присутствуют элементы психологической проблемы и 2 типа: чувство вины за содеянное в прошлом. Когда клиентка в сеансе ЭОТ поработала с образом своего Внутреннего ребёнка (дракончик, котенок), затем смогла, наконец. простить себя за свое решение в прошлом , позволив растаять « прошлогоднему снегу» навсегда, тогда была решена и её психосоматическая проблема в виде аллергии. Сеанс длился около 2 часов. Всего было проведено с К.С. 2 сеанса, как уже упоминалось в начале описания этого случая.
Продолжение следует

типы психологических проблем., ЭОТ Линде Н.Д, Внутренний Ребёнок, Антонова Н.П.

Previous post Next post
Up