Кунг - фу Панда - счастливый ребенок.Взгляд на мультфильм глазами психолога (3)

Oct 01, 2013 00:10


Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

Авторы Г.И. Малейчук, Н.И. Олифирович ( Сайт b17)


Все окружение мастера Шифу, являющееся отражением его Я, лишено контакта с внутренней феминностью, в силу чего всем персонажам не достает внутренней гармонии. В этой связи становится понятным нелогичный на первый взгляд выбор черепахой Панды в качестве Воина Дракона. Идеи восточной философии о взаимодополнении мужского и женского, инь и янь являются краеугольным камнем понимания гармоничного устройства мира. У Панды, у которого представлены как мужское, так и женское начала, гораздо больше шансов стать Воином Дракона.

Мастер Шифу, сам являясь нарциссом, порождает вокруг себя нарциссическое окружение. Его ученики - это его зеркальное отражение, внешние аспекты его собственного Я. Его непринимаемые и отвергаемые потребности во власти, грандиозности, желание поставить себя выше других особенно ярко проявляются в его приемном сыне и любимом ученике Тай Лунге. В таких отношениях, где ему была отведена роль нарциссического расширения, Тай Лунг ассимилирует не только внешние атрибуты, связанные с обучением воинскому искусству, но и бессознательные, вытесненные аспекты внутреннего мира своего отца-учителя. То, что мастер Шифу запрещает себе осознавать, воплощается в реальности его сыном. Здесь мы наблюдаем симметрию, параллельные феномены в двух парах «отец-сын». Слабоосознаваемые желания отца-Гуся, связанные с освобождением от семейного сценария, реализует его сын, медведь Панда. Вытесненные и отрицаемые потребности мастера Шифу во власти, совершенстве и признании воплощает в жизнь его приемный сын, барс Тай Лунг.

Идея незавершенного гештальта в границах одной человеческой жизни находит свое отражение и в бытовом сознании. Не зря в Советском Союзе были популярными строки: «То, что отцы не допели - мы допоем, то, что отцы не достроили, мы достроим». Эти идеи легли в основу трансгенерационного подхода, воплощаемого В.Гольжаком, Б. Хеллингером, А.А. Шутценбергер и др. Идеи, мечты, планы, фантазии предыдущих поколений, явно или неявно транслируемые детям, оказывают на них влияние, ограничивая их собственный выбор (Олифирович, Зинкевич-Куземкина, Велента, 2008).

Взаимосвязь родительских сценариев и установок с выборами детей показана в самом начале фильма. Обслуживая покупателей в кафе, Панда узнает о том, что учитель Угвей выбирает Воина Дракона. Он восклицает: «Я ждал этого тысячу лет», и уже готов бежать на церемонию во дворец, но тут отец напоминает ему о необходимости взять с собой тележку с лапшой. Мы видим, как меняется лицо Панды, но он не отказывается, а, чтобы угодить отцу, даже берет в тележку дополнительный груз - пирожки. Чтобы добраться до дворца, нужно преодолеть огромную лестницу, и для зрителя очевидно, что Панда с тяжелой тележкой движется медленно и вряд ли успеет вовремя добраться.

Интересен символизм образа тележки: с одной стороны, она олицетворяет семейный бизнес и все его положительные аспекты, с другой - своеобразные «семейные узы», тот груз, который затрудняет движение Панды по собственному пути. Часто родители так «нагружают» ребенка различными идеями, правилами, мнениями, задачами, что в попытке взвалить на плечи и достойно пронести родительский груз он не способен двигаться или «нести» то, что нужно ему самому. Освобождение от родительского груза наступает в тот момент, когда Панда наконец бросает тележку и устремляется к воротам. Однако тяжелые ворота закрываются прямо перед ним - он все равно не успел попасть на церемонию.

Это важный момент фильма. Закрытые ворота, высокая стена - препятствия на пути к мечте Панды. И в этот момент самое простое - отказаться, впасть в депрессию и начать страдать, что зачастую и происходит с каждым человеком. Но всегда есть выбор - оценить возможности и все же попытаться, попробовать пробраться в то место, куда ты давно стремился. Интересно, что одно и то же место обладает разной доступностью: еще минуту назад Панда бы спокойно прошел туда, а сейчас ворота заперты. Время - это одна из непреодолимых границ. У Панды еще есть время - и он начинает отчаянные попытки попасть вовнутрь и увидеть Воина Дракона. Он карабкается, подпрыгивает, использует подручные средства, но все напрасно. Наконец Панда привязывает себя к стулу, окружает фейерверками и поджигает их. В этот момент на авансцене снова появляется отец-Гусь.

- По, что ты делаешь? - удивленно вопрошает он.

- Я увижу Воина Дракона.

- Тебе же приснилась лапша? - пытается разобраться в происходящем диссонансе Гусь.

В этот момент у Панды опять есть выбор: остаться хорошим сыном, слезть со стула и дожидаться голодных покупателей, или не оправдать ожидания отца, все равно рискуя при этом не попасть на церемонию. И По делает свой выбор.

- Я соврал. Не лапша мне приснилась, пап, я люблю кунг-фу.

И в этот момент, почти затухший фейерверк взрывается, и Панда буквально взлетает в небо. Несмотря ни на что, он предпочитает пробраться на церемонию выбора воина дракона. Выбор Панды и выбор Воина Дракона совпадают во времени и в пространстве, и, открыв глаза, полуоглушенный По видит палец учителя Угвея, нацеленный прямо на него. «Вселенная подарила нам Воина Дракона», - провозглашает Угвей. Так сбывается мечта Панды - точнее, он получил больше, чем хотел.

Интересно, что параллельно с церемонией избрания Воина Дракона посланник мастера Шифу достигает тюрьмы, где заключен Тай Лунг. Начальник тюрьмы смеется над тревогами Шифу, связанными с возможным побегом Тай Лунга из тюрьмы. Показав посланнику заключенного, начальник говорит: «Сбежать из тюрьмы невозможно. Один вход, один выход, сто охранников и один заключенный». И добавляет: «Он полностью обездвижен. Учителю Шифу не о чем беспокоится». Действительно, отцовская власть тяжким бременем сковала Тай Лунга, нарушившего отцовские предписания и попытавшегося посягнуть на мир Отца. Замороженный, скованный, неподвижный Тай-Лунг - метафора его ригидного Я, находящегося в плену отцовских установок.


Таким образом, нарушив отцовский сценарий, наши герои одновременно переживают тяжелые испытания, и каждый - свое. Мишка Панда попадает в вотчину мастера Шифу и тут же разбивает ценный сосуд. Мастер Шифу еле-еле сдерживает себя. «Ты - легендарный воин Дракона?» - вопрошает он у Панды.

И сам дает ему ответ: «Нет, и никогда им не станешь, пока не узнаешь секрет Свитка Дракона». Он запугивает Панду и давит на него, подвергая церемонии, напоминающей поступление новобранцев на воинскую службу. Однако Панда не сдается. И, хотя ему приходится нелегко, он постепенно очаровывает всех учеников Шифу своим юмором,непосредственностью, открытостью и передавшимися ему от отца кулинарными навыками.

детско-родительские отношения, Н.И. Олифирович, принятие себя, Г.И. Малейчук, self-объект, развитие ребенка

Previous post Next post
Up