ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ КАК ОСНОВА ПОЗИТИВНОГО ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Mar 23, 2013 00:39

Смирнова Тамара Петровна,кандидат психологических наук,преподаватель Центр ЭОТ Линде Н.Д.

В рамках гуманистического подхода самопринятие является источником личностного развития и личностной зрелости. Э. Фромм отмечает, что безусловное принятие себя является истинной любовью к себе как к человеческому существу, предполагающей заботу о своем внутреннем мире, признание своей уникальности и ценности. Не любящий себя - не любит никого, он деструктивен по отношению к себе, людям, миру. Библейский завет «Возлюби ближнего как себя самого» означает и предполагает изначальную любовь к себе, как к человеческому существу.
В этом смысле принятие себя является не только личностной задачей, но и задачей, имеющей духовное измерение. Принятию себя противоположно отвержение - изгнание части своего «Я» из внутреннего мира «Я», тем самым нарушается целостность и уникальность личности.
В психотерапевтическом смысле принятие себя является основой изменения личности, поскольку человек не может изменить те качества своей личности, с которыми он диссоциирован.
В эмоционально - образной терапии клиент обнаруживает через переживаемый им образ ту часть своей личности, которую он отвергает. С помощью проводимого эксперимента (серии упражнений, направленных на взаимодействие с отторгаемой, не принимаемой частью личности) клиент приобретает непосредственный опыт взаимодействия (общения) с этой частью личности. Переживаемый образ также непосредственно иллюстрирует, показывает клиенту, при каком варианте взаимодействия с отвергаемой частью личности происходит усиление негативных переживаний клиентом симптомов, а при каком - наоборот: улучшение состояния, исчезновение негативных симптомов, появление чувства наполненности, гармонии, счастья. Тем самым личность учится взаимодействовать со своим внутренним миром не на деструктивных принципах (уничтожение, активное вытеснение, ненависть к себе), а на принятии ответственности за свою личностную целостность. Таким образом, человек учится любви и уважению к своему жизненному опыту, умению прощать и принимать себя.
Эмоционально - образная терапия имеет свои методы работы с отвергаемыми частями личности.
Пример 1: За психологической помощью обратилась женщина 58 лет. Она являлась главным бухгалтером в фирме, которой грозила аудиторская проверка. По признанию клиентки, она очень боялась этой проверки, так как считала себя слабым бухгалтером (начала эту деятельность после ухода на пенсию) и знала все свои ошибки. Эта работа в принципе, ей не нравилась никогда, но она не знает, чем она хотела бы заниматься. Более всего на тот момент ей хотелось «спрятаться от проверки, жизни, от работы, чтобы ее никто не нашел и не трогал».
1. На первом этапе необходимо обозначить образ (бессознательное представление клиента) части личности, с которой ассоциируется проблема. Клиентке было предложено представить ту часть личности, которая боится проверки, хочет спрятаться от всех, «чтобы ее никто не нашел». Клиентке представилась плоская фигура, силуэт, вырезанный из картона, у которой не было лица, «но он был живой». Можно попросить нарисовать представленный образ.
2. На следующем этапе необходимо прояснить отношение клиента к этой части личности для того, чтобы выяснить степень принятия или отвержения этой части личности. Тем самым становится понятным, как человек относится не только к переживаемым им проблемам, но и к себе. В данном случае наблюдалось полное неприятие, желание избавиться от части личности, с которой ассоциировалась переживаемая проблема. Клиентке она была «неприятна, противна: безликая сущность, никакая, нужно действительно запрятать ее куда-нибудь подальше, например, в шкаф, чтобы она даже себя сама не могла обнаружить» («вытеснение с амнезией» - прим. автора).
3. На следующем этапе необходимо прояснить актуальные потребности отвергаемой части личности. Для этого можно попросить клиента представить себя этим персонажем («это просто роль в небольшом спектакле и ее нужно озвучить» - для особо сопротивляющихся: прим. автора) и поговорить от его лица (или сочинить историю про этот персонаж). Клиентка (от лица персонажа - образа): «Мне так страшно в этом мире злых людей, меня просто запрятали в темное место и забыли, а я хочу туда, где солнце и тепло, где люди, которые будут любить меня и поймут, что я хороший и добрый, только очень маленький, и мне нужно, чтобы кто-то меня поддержал и обратил на меня внимание».
При этих словах клиентка расплакалась. Проговаривая этот текст, ей вспомнилось ее детство, когда родилась младшая сестра (клиентке на тот момент было 4 года). Маме было некогда заниматься старшим ребенком - в данном случае клиенткой, и ее очень часто отправляли к соседям. Клиентка чувствовала себя тогда нелюбимой, ненужной своим родителям, брошенной. Она вспомнила, что чувствовала тогда, что она плохая, что она все время мешает, и ей хотелось спрятаться, чтобы лишний раз не раздражать мать (отвергаемая часть личности в данном случае - «внутренний ребенок», чья потребность в любви и принятии до сих пор не был удовлетворена).
Психотерапевт: «Не напоминает ли Вам эта плоская картонная фигура ту маленькую девочку, которая хотела спрятаться, чтобы не мешать и не быть отправленной к соседям?»
Клиентка: «Конечно, - это и есть та самая девочка. Как мне ее жалко, как я хочу обнять и успокоить ее!»
4. На этом этапе происходит принятие отвергаемой части личности через воображаемые прикосновения, объятие. Нужно позволить выразить все чувства к персонажу - образу, а также позволить клиенту делать в своем воображении все по отношению к своей части личности, что ему хочется. Клиентка выразила самые добрые чувства «картонному шаблону», обняла его в своем воображении. При этом слезы ее заметно уменьшились, она начала улыбаться. Шаблонная фигура превратилась в девочку, которую она в своем воображении носила на руках, кормила пирожными. Клиентка заверила эту часть своей личности, что никогда не будет стыдиться ее, потому что она очень хорошая девочка, и она очень ее любит и никому не позволит обидеть.
По мере выражения чувств и принятия ранее отвергаемой части личности, происходила дальнейшая трансформация переживаемого образа (на что обращалось внимание клиентки со стороны психотерапевта). Клиентка отметила, что она вместе с маленькой девочкой находится на прекрасной поляне, светит солнце, чудесная теплая погода.
Они сидят на берегу ручья, и над ними простирается радуга. На вопрос, что Вы при этом чувствуете, клиентка призналась, что она просто счастлива, что она переживает необыкновенную радость и душевный подъем - ей хочется петь и танцевать (что ей и было предложено сделать). Хочу отметить, что я как психотерапевт, переживала сходные чувства и была рада за клиентку.

5. Этап экологической проверки: необходимо проверить, как будет чувствовать себя человек после того, как произошло принятие ранее отвергаемой части личности в проблемной, сложной для него ситуации (в данном случае в ситуации предполагаемой аудиторской проверки).
Психотерапевт: «Представьте, пожалуйста, что к Вам на работу приходит комиссия с целью проверки Вашей деятельности. Как Вы чувствуете себя при этом?»
Клиентка: «Странно, но меня это, вообще, не волнует. Пусть приходят, эта ситуация меня больше не пугает. Мне кажется, что все будет хорошо. Но самое главное - это такая ерунда по сравнению с тем, что я сейчас пережила, когда нашла эту маленькую девочку, это такое счастье, что все остальное не важно! Я почувствовала себя не отдельным, никому не нужным человеком, а частью этого огромного прекрасного мира. И я нужна этому миру, и он мне нужен. Я больше ничего не боюсь - весь мир во мне, а я - во всем мире! Это так прекрасно, что самое главное - это научиться беречь это состояние и просто радоваться жизни!»
Хочу заметить, что не всегда за такое короткое время (один или два сеанса) достигается подобное позитивное состояние на фоне принятия отвергаемой части личности. Бывает так, что клиент особенно настаивает на своем неприятии отвергаемой части личности. Как правило, в подобных случаях приходится сталкиваться с более сложной структурой родительских предписаний, детских сценарных решений и убеждений, притязаний, а также личностной незрелостью. Тогда в пункте 4 можно попросить клиента представить, как выглядит та желаемая часть личности, которая могла бы заменить отвергаемую, и которую клиент охотно принял. Хочу привести пример, иллюстрирующий подобный случай.
(Продолжение следует...)

эмоционально - образная терапия, эго состояние Ребёнок, Смирнова Т.П., случай из практики ЭОТ, принятие

Previous post Next post
Up