Стратегии в пословицах и поговорках

Mar 07, 2013 00:56

Автор: Ирина Викторовна Скумина ,психолог, тренер, консультант  Центра НЛП в Образовании.

Обыденная речь современного человека изобилует пословицами и поговорками, присказками и метафорами. Часто, сами того не замечая, люди используют эти концентраты народной мудрости в повседневной жизни. Возникнет подходящая ситуация - инеизвестно, из каких глубин общественного бессознательного возьмут, да и выскочат на кончике языка фразочки: «Семь раз отмерь…», «На воре и шапка горит», «Любишь с горочки кататься…», «Наш пострел везде поспел». Что же это за явление такое - пословицы и поговорки - с точки зрения психологии? Как можно ими воспользоваться сознательно?
Понять способ применения пословиц поможет НЛП-моделирование. В этом исследовательском подходе к освоению человеческого опыта есть возможность извлечь множество полезных инструкций поведения для различных ситуаций жизни. Начиная от коммуникации, заканчивая способами поведения в больших социальных системах с целью удовлетворения потребности и
получения результата.
Для свежести восприятия и дабы избежать шаблонной, привычной, индивидуально обусловленной трактовки текстов пословицы, которая складывается под влиянием социальной среды, родительской семьи, обстоятельств, при которых она была впервые услышана, и может быть принята когда-то к исполнению в искаженном виде, приведу примеры не из русского, а из китайского наследия.
Первый тип пословиц - «пословицы-инструкции», которые предписывают некие действия в неких обстоятельствах в прямой или метафорической форме.
Самым известным и целостным набором «пословиц-инструкций» считают произведение «36 китайских стратагем», являющееся не только культурно-историческим памятником древности, но и актуальным инструментом переговоров в бизнесе, игре и личной жизни по сей день. Это произведение представляет собой набор из 36 инструкций к жизни, стратегий поведения в различных ситуациях с трактовкой метафоры и примерами по использованию.

На тему «36 китайских стратагем» можно посетить специальные практические занятия по их применению и почитать статьи и книги. В данном материале я приведу поговорки, не относящиеся к этому списку, но не менее интересные с точки зрения инструкций, которые в них содержатся.

Например: «Не поднимешься на высокую гору - не узнаешь ровного места».

В русском языке есть аналоги: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии».

Эта китайская пословица - инструкция. Инструкция к действию. Она может быть выражена следующей пресуппозицией НЛП: «Чтобы описать систему, надо выйти за ее границы». Например, мы находимся в сложной ситуации, с большим количеством участников (больше одного), и мы сами тоже имеем некоторые намерения и цели в этой ситуации, а значит, вовлечены и являемся составной частью системы. Например, начальник, менеджер и подчиненный ведут обсуждение потери заказа от значимого клиента. Для того чтобы подчиненному понять ситуацию, надо представить себя менеджером; чтобы менеджеру понять ситуацию, надо подняться как минимум на ступеньку выше и посмотреть на ситуацию глазами начальника, а чтобы начальнику увидеть ситуацию, надо подняться выше и посмотреть на ситуацию глазами компании как участника рынка. И если каждый поднимется на одну ступеньку в «гору», то они втроем будут обладать полной информацией о произошедшем. Если же ситуацию будет анализировать один человек, то ему необходимо будет побывать на каждой из этих ступенек горы информации. В комплект к данной пословице можно добавить еще одну: «Не поднимешься в горы - не узнаешь высоты неба».

Пословица говорит не только о результате (посмотреть с горы), в ней предписано «подняться на гору», что значит совершить действие или поучаствовать в процессе и осмотреть равнину с каждого шага своего подъема. Эта идея поддерживается в пословице не только глаголом «подняться», но и тем, что использовано не слово «смотреть» на ровное место, а слово «узнать» ровное место.

Другой слой этой пословицы касается убеждений. В НЛП давно известно, что без надлежащих убеждений стратегия у человека может не сработать. Красота пословиц как вида народного творчества состоит в том, что, наряду с простой инструкцией, она меняет и такой уровень личности, как убеждения. Делает она это посредством речевых пресуппозиций, закладывая представления, поддерживающие данную инструкцию и убирая ограничивающие. Какие убеждения мы можем выделить из этой формулы? Тем, что инструкция дана с использованием частицы «НЕ», она намекает на следующее: подниматься в гору трудно, и многие этого делать не хотят. Поэтому, пословица звучит как мотивация сделать это («не поднимешься - не узнаешь»). В русском языке это звучит, например, так: «любишь с горочки кататься, люби саночки возить». Второе измерение утешительное: с другой стороны, «не поднимешься - не узнаешь» того, что может тебя огорчить или заставить предпринимать действия. Человек редко хочет знать нечто неприятное или неудобное для себя. Люди любят получать хорошие новости и стремятся к покою. Поэтому еще один слой поговорки отрабатывает и это стремление человека к стабильности, говоря нам, что не переживешь трудностей - не узнаешь покоя (на высокую и ровное). В русском языке это выражается в следующем тексте: «Все познается в сравнении».

Еще одно приятное открытие - это лингвистическая форма данного высказывания. Оно составлено с учетом инструкций, которые человечество осознало только при создании такого направления, как эриксоновский гипноз. В данном утверждении используется двойное отрицание. Частица «не» позволяет дать человеку прямую инструкцию к действию, обходя его сопротивление. В силу того, что частица «не» не воспринимается мозгом, как действие, данное утверждение на неосознанном уровне звучит как команда: «поднимайся на высокую гору - узнай ровное место». Другой эффект от этой языковой конструкции - мотивация. Мотивация «кнута» - «не поднимешься - не узнаешь». И мотивация «пряника» - «поднимешься - узнаешь». Такая сбалансированная система мотивации быстрее всего приводит к деятельности.

В первую очередь действовать данная поговорка будет на людей, для которых существует ценность знания. Но, даже если такой ценности нет, поговорка заставит любого человека сосредоточиться на ней. В сознании заложено эволюцией, что познание есть средство удовлетворения всех прочих намерений и потребностей. И само название «соЗНАНИЕ» отражает эту потребность. Даже в интеллектуальном поведении животных уже присутствует исследовательская функция, не говоря уже о сознании человека, которое находится в постоянном процессе моделирования окружающей действительности для лучшей ориентации и получения желаемого.

Еще одна инструкция: «Покупаешь коня - посмотри на его родителей».

Эта инструкция может быть полезна в прямой трактовке как покупателям, так и продавцам. Покупателям полезно проанализировать тех, у кого он покупает услугу или товар. Особенно это важно при пользовании долгосрочными услугами: риэлторам, поставщикам программного обеспечения, консультантам. Покупаешь услугу - посмотри, кто ее оказывает.

В поддержку этой стратегии можно использовать еще такие поговорки: «От горькой тыквы-горлянки родятся только горькие тыквы-горлянки», «Из куриного гнезда феникс не вылетает», «На хорошем поле и пшеница хорошая», «Светлый человек не делает темных дел», «Дурной человек от дурных людей и мается», «Слоновий бивень не вырастет у собаки».

Если специалист, оказывающий услугу, вам не нравится или не подходит, как человек, то вероятнее всего не подойдет и то, что он предлагает. Он, как родитель своего детища, несет в себе те черты своего будущего продукта, которым вам потом пользоваться. Этот человек, если он даже просто поставщик товара, среди товаров для продажи выберет скорее те, что вам не подойдут. И чтобы обучить его приносить вам то, что вам нужно, придется затратить много сил и времени.

Кроме того, эта пословица полезна при подборе персонала. Она избавляет не только от ошибок в будущем, но и сокращает время и затраты на фазе подбора персонала, избавляя от множества лишних тестов и собеседований. Одна личная беседа с нанимателем, непосредственным руководителем решает вопрос о совместимости.

Следование этой простой инструкции о родителях защищает потребителя (покупателя, руководителя) от чарующего действия рекламы, данных резюме, достижений и тестов. Ведь «родителями» тестов, рекламы и резюме могут быть не те же люди, кто будет исполнять работу или произвел товар. В прикладном смысле пословица звучала бы так: «При заключении договора о подряде смотри не на того, кто продает, а на того, кто будет исполнять работу».
(Продолжение следует...)

пословицы, НЛП, поговорки, Скумина И.

Previous post Next post
Up