Линза

Jan 17, 2013 17:02

Пример из практики  нашего постоянного автора Чуриной Татьяны Юрьевны, психолога, кандидата философских наук.

Клиентка - Светлана. В тяжелом подавленном состоянии. Дочь, которую она растила одна и, помня свое строгоедетство, старалась дать ей много свободы, ушла жить к молодому человеку, не слушая советов мамы.
Света - интеллектуал, стремится к «безупречности», ко всему подходит сознательно, рационально. Понимая и соглашаясь с тем, что дочь сама несет ответственность за свою жизнь, тем не менее, надеется на возвращение дочки домой, так как парень ей не подходит по всем параметрам. Мучаясь и страдая без дочери, говорит о том, что дочь перестает быть ей интересной, так как с этим парнем она становится примитивной и т. д.
Мы проводили работу на возврат «вложений» и ожиданий, но подавленность не оставляла ее. На вопрос - «Вы обижены, злитесь на них?», отвечает: «Нет, они вольны в своих действиях, но у нее все рушится - учеба, работа, жизнь…». При внешней свободе отношений внутренний контроль, нежелание увидеть истинные чувства, отношения с дочерью.

Описываемый случай - вторая встреча со Светланой. Света говорила о том, как ей тяжело отсутствие дочери, она даже ничего не убирает в ее комнате. Мы работали с чувством, возникающим на пороге комнаты дочери.
Образ - в груди - темный, почти черный, тяжелый. Представив его на стуле, клиентка категорически отказалась идентифицироваться с ним, так как он был «отвратителен».
Вопрос: - Что он делает с вами, для Вас?
- Давит изнутри.
Предыдущая работа со Светланой показала, что в стрессовых ситуациях она старается переключиться на какую - либо деятельность, подавляя чувства, особенно так называемые «негативные». В работе с образом применялся метод парадоксального утверждения: «Я не буду тебя давить, сжимать, подавлять». В беседе обсуждали тему подавленных, невыраженных эмоций. Светлана утверждала, что не может, «не должна» испытывать обиду или злость на дочь, «иначе она может совсем не вернуться домой».
Тем не менее, образ «растаял», но ощущалось, что эмоции не «отпустили».
Проверка: снова на пороге комнаты, тяжести в груди нет, но перехватило горло. Образ в горле - линза, полупрозрачная, достаточно мягкая, с толстыми стенками, в середине - жидкость. (Судя по образу и локализации в горле - это подавленные, зажатые слезы. Когда мы, уже после работы с образом, говорили о подавлении чувств, Света подтвердила, что давно не плачет - запретила себе «ныть»).
Линза - на стуле. Света, сев на стул, ощущая образ «изнутри», и говоря от его имени, сказала, что линза запрещает говорить «лишнее». Т.е. Света как интеллигентная, умная, образованная мама не должна сковывать свободу дочери, запрещать что-то ей, не должна критиковать ее парня, хотя она с удовольствием стерла бы его с лица земли.
«Линзе» мы разрешали быть естественной, спонтанной, обещали, что больше не будем подавлять и сдерживать. Линза стала медленно, очень осторожно растекаться, вода уходила под стул, и вроде бы она исчезла. Но после просьбы еще раз представить ее на стуле, линза, уменьшенная и видоизмененная, все-таки представлялась. (Признак, что чувство до конца не отпущено).
Мы разрешили пролиться дождю и беседовали о том, что иногда открытый конфликт лучше «приличного» замалчивания отношений.
Линза исчезла совсем. Я еще раз обратила внимание Светланы на то, что линзы в природе преломляют, изменяют прямые лучи, накапливают энергию, с их помощью можно разжечь огонь. «Когда, при каких обстоятельствах в Вас появилась эта линза?» И Светлана почти сразу ответила: «Я знаю, откуда это. Родители всегда говорили, что я должна быть хорошей матерью, (хорошей девочкой), и в целом я согласилась с ними. Отношения с дочерью, скорее всего, не были спонтанными, естественными, я всегда думала, прежде чем что-либо ей сказать. Может, она не к нему ушла, а от меня, мне что-то доказать?».
Проверка: Света на пороге комнаты дочери, вошла. «Сейчас что чувствуете?» Она: «Я спокойна. Пожалуй, я здесь приберусь. Сегодня же».

Дальнейший разговор не очень соотносится с обсуждаемой выше темой, но все же….
После длительной паузы - неспешная беседа о работе, и вдруг Света:
- Что-то у меня резко появилась тяжесть на плечах. Какой-то паук (Классика ЭОТ).
Я, зная о ее взаимоотношениях с отцом, отвечаю:
- Скорее всего, это Ваш отец.
- Точно!!! Сегодня число, когда я должна отдавать ему деньги!!!
«Хорошая дочка» оплачивает папе его кредит.
- Отпустите его со своих плеч и отдайте ему ответственность за кредит и другие его личные дела.
- Полегчало… Проблемы с детьми - производные от проблем с родителями?
- Да.
Это уже другая история.

Чурина Т.Ю., образы, решение психологической проблемы, практика ЭОТ

Previous post Next post
Up