Тут Дин меня шантажирует пиарит некоторые фотографии из моей греческой коллекции, а Леша капризничает в комментах к предыдущей записи, поэтому…
"Путник пойди возвести нашим гражданам в Лакедомоне, что их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли". Смонид (556-486гг.), эпитафия павшим спартанцам
…возвещаю. Вам тоже послушать можно, я думаю.
За тысячелетия рельеф местности совершенно изменился, вода отступила чуть ли не на километр, и сейчас по бывшему морскому дну проложено скоростное шоссе, а ущелье, наоборот, стало совсем непроходимым. Раньше же здесь вместо машин шумело подходящее почти к самым горам море, и в Северную Грецию, к Афинам, можно было проехать только узкой, на одну колесницу, дорогой. Здесь небольшой отряд царя Леонида мог долго удерживать миллионную армию Ксеркса, если бы не предатель, проведший отряд персов в тыл обороняющимся. Узнав об этом, Леонид отправил большую часть отряда в Афины, а сам с тремястами спартанцами и семьюстами ополченцами/оруженосцами/слугами остался прикрывать отход. Царь и сейчас стоит там. На камне у его ног выбиты слова "Приди и возьми" - ответ на предложение Ксеркса сдать оружие.
Вот он, официальный памятник защитникам Фермопильского ущелья.
Близко к нему подойти нет возможности - суровый экскурсовод не разрешает перебегать скоростное шоссе ("Я не горю желанием узнать, как выглядят греческие тюрьмы изнутри!"), приходится жать приближение и с терпением, достойным древнего охотника, ждать секундного разрыва между машинами. Не удивительно, что в таких суровых условиях заваливается вертикаль :)
Но в моей коллекции есть и эксклюзивный кадр памятника неофициального. "Вот здесь, друзья мои, вот именно здесь, где мы с вами сейчас стоим, и стояли Леонид и его воины."
В роли царя Леонида - наш чудесный гид Эвтимиос, в роли женщин и детей Северной Греции - небезызвестные вам "китайские братья-близнецы" Дин и Лин. *раскланивается*