Aug 28, 2010 10:48
На второй день назначено интервью на иезуитском радио. Перед нами открывается очередная бронированная дверь, и мы оказываемся в небольшом фойе. Охранник, вооруженный до зубов, кивает приветливо, но осторожно. На стенах висят фотографии 30-летней давности: мужчины с глубокими и умными глазами, и я невольно засматриваюсь на лица.
Дом принадлежит иезуитской церкви, являясь частью университета. В 1979 году, когда начались беспорядки, а потом война, здесь (как и сейчас) находилось университетское радио. Архиепископом Сальвадора был в те годы иезуит Ромеро - человек с большим сердцем, искренне преданный своему народу. С самого начала войны он стал выступать по радио, обращаясь к правительству с требованиями прекратить войну и репрессии, чем вызвал откровенную ненависть правящих семей и хунты. В 1980 году по приказу милитаристского правительства Ромеро был застрелен.
Но начатое им дело продолжали его ближайшие последователи. Хунта никак не освещала события, не сообщала, что происходит. Это стали делать иезуиты. Пока шла война, каждый понедельник радио университета, базирующееся в этом доме, давало сводки из самых трудных мест. В доме жило несколько иезуитов - здесь находился своеобразный штаб. Лидером их был отец Игнасио Эльякурия. Он и его друзья просто рассказывали по радио о событиях на войне: куда пришли войска, кого убили, кого пытали. Это было единственное радио, которое говорило правду.
Однажды ночью в дом ворвались военные и убили отца Эльякурию и еще шестерых человек - священников, домработницу и ее дочь.
- Они лежали вот здесь, - говорит парень по имени Эдуардо, указывая на коридор и соседнюю комнату.
Позднее ООН занималось расследованием этого преступления, имена генералов хунты, отдавших приказ убить иезуитов, известны, виновные наказаны: Здание университетского радио до сих пор сохраняет хорошие традиции.
И здесь у меня получается самое лучшее интервью. Яркий и крупный ведущий жмет мне руку и объявляет, что это будет не совсем интервью, но беседа, обмен мнениями. Я немного волнуюсь: хотелось бы избежать сравнительного религиоведения. Но это оказалось именно интервью, причем ведущий подошел к делу с открытостью и очень творчески.
Потом задают вопросы по телефону. Звонит женщина и взволнованным голосом говорит о том, как она рада, что радиостанция иезуитов дала микрофон представителю другой веры, - это свидетельство того, что в умах ее хозяев торжествует настоящая демократия. Потом звонит мужчина и спрашивает, обладаю ли я истиной. Я говорю, что и да и нет. Мы оба, и он и я, обладаем истиной, но пока не раскрыли ее. Затем благодарю за уникальную возможность выступить в их программе и думаю: отец Игнасио, наверное, тоже был бы рад этому факту.
люди,
Хунта,
опасность,
иезуиты,
ОТВЕТЫ,
интервью,
впечатления,
радио,
Вопросы,
Поиск себя