День 311. Последний день года

Dec 31, 2022 16:49

Новогоднее обращение Екатерины Шульман появилось на Ютубе одновременно с массированной атакой орков. Послушала я о двух эльфийских словах для надежды, а потом принялась слушать грохот и взрывы вокруг. Было громко и близко.
Хочу отметить вот что. Я слушала многие выступления Шульман в этом году и считала, что она делает крайне полезное дело: просвещает и постоянно делает акцент на важности научного метода познания. Мне нравится ее подход к анализу социальных и культурных явлений. Но постепенно начала разочаровывать подача (мы это несколько раз обсуждали в комментариях), а в последние месяцы четко наметилась одна стилистическая доминанта, которая, мягко говоря, настораживает. Это акцент на эльфийскость.
Надеюсь, вы это тоже заметили: стилизация плашки иногента, шрифты, обложка встречи с Андреем Строцевым. А потом уже в полный рост: реклама «Возрождения», где были использованы кольца Пу и толкиновский нарратив, в котором лекторам отвели скромную роль светлой стороны. «Но были те, кто противостоял злу».
И вот теперь это обращение. Два вида эльфийской надежды для затравки, а потом полностью выстраивание риторики на августианской концепции зла (как пародии и отсутствии добра), что является одной из центральных идей католика Толкина. Об этом подробно писал Том Шиппи в «Дороге в Средиземье».
К чему этот усиленный акцент? Если в печальном случае с Бочаровой и нолдор мы имели выплеск обиженной drama queen, то здесь наблюдается последовательная «эльфизация» с прицелом на создание бренда. Казалось бы, и чем плохо, если это противостоит злу?
Плохо. Плохо называть себя героем и самоэльфизироваться, сделав так мало, сказав так мало. В обращении - ни слова про Украину и ни слова о том, где источник зла. Сплошь обтекаемые фразы, которые можно приложить и так и эдак. Тот, кто действительно противостоит злу, не боится назвать его по имени. Не Вольдеморт все-таки.
Тот, кто действительно противостоит злу, сбивал ракеты, которым это зло забрасывало украинские города одновременно с обращением. Тот, кто оказывает сейчас медицинскую помощь, тушит пожары, помогает, согревает. Почему об этом так страшно сказать?
Возразить тут можно так (что не однократно делалось на аналогичные заявления): это рассчитано на россиян и построено именно так, чтобы произвести максимальный эффект на целевую аудиторию. Петрановская писала недавно, что то, что обращено к россиянам, неизбежно не угодит украинцам. Все верно. Соглашусь в целом, но дьявол, как всегда, в деталях. Если это так, то, может, стоило бы обойтись без акцентов на собственной (воображаемой) героичности и эльфийскости? Делай, что надо, делай это хорошо, а там уж зачислят и в герои, и эльфы.
Герои же - прямо сейчас - в Украине. И они, к счастью, не сливаются в одну какую-то знаковую фигуру (пусть интернет и рисует Фродо с ликом Зеленского - но на то он и интернет, чтобы мыслить мемами). Героев тысячи, и слава им. Мы живы сегодня благодаря им.

Справедливости ради, вынесу из обращения Шульман то, с чем нельзя не согласиться. Три стратегии на сегодня: Выжить. Не озвереть. Делать свое дело.
Да, именно так. Потому я искренне скажу спасибо Шульман за многие вещи, которая она озвучила в этом году. Некоторые были важны для меня - помогли осознать то, что осознать было крайне сложно. Надеюсь, Екатерина сбавит градус пафоса и продолжит дальше как политолог и ученый, а не как… вот это вот, что она пытается косплеить.

И отдельной строкой про не озвереть. Я дочитала «Последнего Орка» Сильваны де Мари - уже цитировала эту книгу пару раз, а теперь пришла очередь третьей цитаты.
Контекст: в книге идет кровопролитная война с орками. Защитники города, где женщины и дети, полны ненависти к врагу. На шестах - головы убитых орков. Но тут главнокомандующий светлой стороны дает неслыханную команду: снять головы, похоронить тела, не убивать орков, если можно взять их в плен, содержать в плену в приличных условиях, дать воды. Его подчиненные в шоке - такого еще не было. Они напоминают ему о зверски убитых людях. Он говорит, что они не будут забыты, и все же повторяет свою команду. И тогда…

«- Мой господин, - произнес второй наместник, пожилой, немного сгорбленный человек с седой бородой, - но ведь это же орки.
- Зато мы не орки, - ответил ему Ранкстрайл.»

С новым годом всех выживших и не озверевших! Мы победим.

(комменты отключаю, так как сейчас нет желания общаться с озверевшими. Сбор антропологического материала временно приостановлен).

метафоры, fantasy, jrrt, цитаты, Новый Год, война, политика

Previous post Next post
Up